Председатель
Альянса «Молдова ноастрэ» Серафим Урекян считает встречу президента
Воронина с приднестровским лидером Смирновым неудачной во всех
отношения и не имеющей никаких перспектив по части возобновления
полномасштабного переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем.
В интервью агентству НИКА-пресс Урекян отметил, что после длительного
перерыва в контактах между двумя деятелями, наполненного взаимными
обвинениями, надежды на так называемый прорыв в диалоге конфликтующих
сторон представляются призрачными. Кроме того, считает собеседник
агентства, за этот период Воронин показал себя крайне ненадежным
партнером и не только для Смирнова, но и для всех тех, кто делал на
него ставку как на ведущего политика страны. Урекян напомнил, что
президент обманул всех – от отечественных избирателей до зарубежных
союзников РМ: то он обещал вступление Молдовы в союз России и
Белоруссии, то объявлял федерализацию страны главным рычагом в решении
ее болезненного территориального вопроса, то начинал реформы по
европеизации государства… Ничего из намеченных планов у Воронина не
получилось, сказал председатель АМН, но зато получилось удержаться у
власти, что, очевидно, и являлось главной его целью.
Недавнюю
встречу Воронина со Смирновым Урекян также отнес к действиям,
направленным на сохранение ведущей роли ПКРМ и после выборов 2009 года
и демонстрирующим ее исключительные и единоличные способности
урегулировать приднестровскую проблему. Такую манеру отношения к
важнейшей государственной проблеме следует считать абсурдной и
бессовестной, сказал Урекян, поскольку неоднократные предложения
оппозиционных партий создать парламентскую комиссию с полномочиями
обсуждать текущее состояние отношений Кишинева и Тирасполя и, как
минимум, получать информацию о деятельности министерства реинтеграции
получали молчаливый отказ, причем безо всяких объяснений. В этой связи
председатель АМН заявил, как он сам выразился, с полной
ответственностью, что в различных европейских структурах с удивлением
задают вопросы о причинах, по которым высший законодательный орган РМ
отстранен от участия в урегулировании.
Урекян высказал сомнения
в эффективности работы молдавских экспертных и отраслевых групп,
создаваемых для реализации различных проектов, сближающих стороны,
поскольку это также происходит без участия парламентариев, а сами
группы собраны непонятно по каким принципам и с учетом каких кадровых
качеств их участников.
К перечню неудач Воронина, кичащегося
своим статусом инициатора встречи, Урекян прибавил и, на его взгляд,
целый ряд технических промахов, допущенных командой президента РМ, что
продемонстрировало недостойную торопливость молдавского лидера и
подтвердило наличие скрытых целей диалога. Среди промахов председатель
АМН назвал проведение встречи в Бендерах, т.е. на территории Смирнова,
а также промелькнувшую в большинстве телевизионных отчетах о событии
приднестровскую государственную символику.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Замечание
Урекяна о технических промахах можно было бы отнести к ворчанию
оппозиционера, вечно недовольного властью и не желающего за пустяшными
деталями видеть главных достижений. В самом деле, президент обещал, что
пожмет руку хоть кому, хоть самому Смирнову (понятен был намек) ради
объединенного счастья жителей Молдовы. Так что же обращать внимание на
пустяки… За подсказку, конечно, спасибо. И в следующий раз, если
очередная встреча состоится опять на «территории Смирнова», Воронин
привезет на нее символы молдавской государственности, чтобы ни у кого
не было поводов упрекнуть его в суетливости и пренебрежении к деталям.
Сегодня
кажется, что все основные аспекты «исторической встречи на Днестре»
рассмотрены, оценки ее расставлены энергично, как и определены основные
контуры и даже механизмы приднестровского урегулирования. Но все ли? И
нет ли оснований, когда затихли восторги (особенно с молдавской стороны
и со стороны тех, кого называют международными экспертами), еще раз
присмотреться к сюжетам встречи и спокойно, без фанфар, их оценить.
Разберемся.
Оба президента сказали, что теперь (уже теперь-то!) молдавские
чиновники будут без проблем посещать Приднестровье, а приднестровским
чиновникам будет разрешен не только въезд на территорию Молдовы, но,
благодаря хлопотам Кишинева, и по всему Евросоюзу. Они же сказали, что
будут работать над упрощением режима пересечения де-факто существующей
молдо-приднестровской границы в обе стороны. Что же здесь? А много
всего. Очереди в приграничных зонах как стояли, так и стоят, условия их
пересечения как были довольно строгие, так и остаются. И нет никаких
признаков к тому, чтобы ситуация изменилась. Да она и не может
измениться: до тех пор, пока не будет решен главный политический вопрос
о статусе ПМР, соответствующие органы будут действовать на границе
согласно своим обязанностям, т.е. защищать интересы независимой (пусть
и непризнанной) республики. И отсюда вывод. Когда «паны дерутся», то у
холопов, согласно пословице, должны «чубы трещать». А когда они
объявляют о том, что собираются, ну, как бы на время и, типа,
помириться, но у холопов опять чубы трещат, то это что? В лучшем
случае, это означает, что ничего паны в своих отношениях не поменяли и
не собираются менять. В худшем случае, если «чубы трещат» во время
перемирия, то что же будет, когда паны вернутся в свои окопы? Что
Воронин и Смирнов в свои окопы вернутся, сомнения никакого быть не
может – каждая сторона фактически стоит на своем (читайте основные
документы Тирасполя и Кишинева, относящиеся к подходам в урегулировании
конфликта) и отступать с завоеванных высот пока не собирается.
Сюжет
второй. Заявление Воронина о том, что он предложит Евросоюзу отменить
запрет для большой группы приднестровских чиновников на въезд в страны
ЕС, должно вызвать следующие вопросы и выводы. Ранее объявленный и
периодически продлеваемый запрет – это дело рук и Воронина? Если
Воронин оказывал свое влияние на такое решение ЕС, то что же это за
контора такая, которая прислушивается и слушается президента
государства – не члена Союза? Если же ЕС принял решение приднестровцев
«не пущать в свою зону» и если решение основано на каких-то евросоюзных
нормах, то отмена его должна как минимум означать, что «сепаратисты
исправились» и что стали вдруг хорошими. Что это за нормы и как они
исправились? Прежде чем разрешить приднестровскому чиновничеству «выход
в европейский свет», надо будет ЕСу объясниться. Если он не соизволит
это сделать, то опять вернемся к выводу: ну и контора! И если ЕС
все-таки даст пресловутое разрешение и сделает это втихую, то надо
будет об этой конторе говорить как о месте, где позволяют себе манеры,
плохо совместимые со здравым смыслом. Вообще, лучше бы Воронин не
заикался о европейском запрете и своем участии в его снятии – он крепко
подставил ЕС. Что там теперь будут с этим делать – трудно понять.
Сюжет
третий. В день встречи Воронина и Смирнова в Приднестровье появились
два высокопоставленных дипломата, представляющих США и Великобританию.
Очень может быть, что это случайное совпадение. А может и нет… Как-то
уж очень их визит напоминал некую поднадзорную акцию – даже если вы,
господин президент, выедете в Приднестровье, то мы все равно рядом,
хоть и дорога туда непростая. Западники, очевидно, не могут забыть
своего ноябрьского (2003 года) успеха, когда они оказались рядом с
Ворониным и вовремя предостерегли его от подписания «меморандума
Козака». Если это случайное совпадение, то оно все равно возвращает нас
к временам, когда эксперты размышляли о возможных вариантах развития
событий ноября 2003 года. Допустим, предполагали они, Воронину тогда,
уже готовому к подписанию «федерализационного документа», московские
чиновники нашли такое увлекательное и приятное занятие, что западные
партнеры по урегулированию не нашли бы президента РМ, как ни старались,
в его рабочем кабинете и что самолет Путина все-таки приземлился бы в
кишиневском аэропорту и события развились бы по намеченную сценарию ?
Им даже страшно себе такое представить. Ох, не верят западники
Воронину… Хотели бы поверить, но не могут.
НИКА-пресс