Ряд политических событий в Европе с участием России, а именно: подписанные совместные заявления Медведева и Януковича, а также Медведева и Меркель, и прошедшие недавно консультации лидеров Франции, Германии и России - напрямую касались приднестровской проблематики, что точно указывает и на вновь возросший интерес европейской политики к срокам и условиям урегулирования конфликта на Днестре и на возможные направления поисков вывода переговорного формата из долгого и явно запутанного стараниями его главных участников кризиса. Об этом заявил агентству НИКА-пресс директор Института европейских исследований Виорел Чиботару. По его прогнозу на ближайшую и среднесрочную перспективы, всем участникам процесса придется заняться в том числе и переформулированием задач урегулирования, а быть может, и задаться вопросом о смещении некоторых акцентов для достижения конечного результата. Чиботару предположил, что основная техническая, а также политическая нагрузка ляжет на главных участников переговоров: Кишинев и Тирасполь - а также официальную Москву, которым придется заняться непростыми консультациями в рамках, определенных, с одной стороны, «меморандумом Козака», предложившим осенью 2003 года построение федеративной Молдовы, а с другой – Законом парламента РМ от июля 2005 года, настаивающим при урегулировании на сохранении унитарного характера Молдовы. Собеседник агентства высказался в том смысле, что за указанные сроки все больше и отчетливее назрела необходимость заняться поиском истины в урегулировании между этими двумя документами; по крайне мере, полагает Чиботару, такой подход позволит трем сторонам начать консультации с точной перспективой встретиться за столом переговоров и с точно обозначенной тематикой и целью. А высшей точкой достижения первых успехов политолог назвал разработанный совместно с Кишиневом и Тирасполем проект договора о разграничении полномочий. В свое время, выступая в Тирасполе перед широким составом высшего руководством ПМР, автор «московского Меморандума» от 1997 года Евгений Примаков заявил, что разработанный в Москве документ по созданию общего государства предлагает Кишиневу отказаться от унитарных настроений в диалоге с Тирасполем, а Тирасполю не упоминать слово «федерализация». «Меморандум Козака» 2003 года перенял основную идеологию «Московского меморандума», что и явилось основной причиной отказа президента РМ Воронина подписать в конце ноября 2003 года этот документ. После июльских парламентских выборов 2009 года коммунисты, оказавшись в оппозиции, стали позволять себе высказывания, что Закон от 2005 года является рамочным документом, который не исключает права внесения в него участниками переговоров поправок. НИКА-пресс