НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Михаил Формузал хихикает и лебезит перед Кишиневом

В мире // 13:33, 18 апреля 2010 // 1906
altПеречитав несколько раз послание Башкана Гагаузии М. Формузала к нашему  народу 9 апреля 2010 года,  меня до сих пор не покидает горечь разочарования  и осадок в душе.  В  широко разрекламированном и пропиаренном  до этого «послании»  Башкана я не увидел сегодняшней  нашей Гагаузии с её политическими, социально-экономическими и демографическими проблемами и болями.

 Сложилось впечатление, что это не обращение зрелого  мужа и политика,- Башкана Гагаузии, несущего личную ответственность за судьбу нашего народа на данном историческом этапе, а какое-то научное изыскание начинающего историка, которому нечего реально предложить нашему народу, кроме того, чтобы он  помечтал о лучшей доле. Причём, в нагромождении слов и восхвалений «послания», доступных, пожалуй, большей частью, только для представителей политической элиты Гагаузии, а не для всего народа,- потерялась сама суть и дух послания. В послании не отражено никакой конкретики: сколько трудоспособного населения  за это время уехало  из Гагаузии, сколько создано рабочих мест, сколько, где и за счет чего планируется в будущем создать рабочих мест, чтобы наш народ прекратил уезжать из Гагаузии, подвергаясь ассимиляции на чужбине, а начал бы возвращаться на Родину. В «послании» вообще отсутствует хоть какая-либо информация об имеющихся проблемах и недостатках, как  в самой Гагаузии, так и в отношениях между официальным Кишиневом и официальным Комратом, а также о путях их преодоления. Между тем, эти проблемы реально существуют, усугубляя и препятствуя развитию и укреплению Гагаузии, непосредственно сказываясь на социально-экономическом благосостоянии и благополучии народа Гагаузии.

По сути, в настоящее время официальным Кишиневом по отношению к народу Гагаузии, к её коллективным правам и полномочиям, все еще продолжает осуществляться  иезуитская  политика  и форменное издевательство, политическое шулерство и законодательная вакханалия, основанное на отсутствии уважительного отношения к гагаузскому народу. Ни для кого уже не является секретом тот факт, что и нынешнее руководство страны и чиновники разных мастей, во главе с и.о. Президента Молдовы фактически издеваются над народом Гагаузии, в том числе и над  её коллективными политическими, социально-экономическими и иными правами и полномочиями. Так, Республикой Молдова до сих пор умышленно и преднамеренно торпедируются и не вводятся в действие в полном объёме нормы закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), с тем, чтобы Гагаузия не смогла реализовать свои права и полномочия. Это делается вопреки  Постановлению Парламента РМ о введение в действие Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» №345-ХIII от 23 декабря 1994 года  предписывающем  Правительству и Парламенту Республики Молдова в месячный срок привести свои нормативные и законодательные акты в соответствие с указанным законом. Мало того, что  высшие органы власти и управления Республики Молдова игнорируют это Постановление. Ими, по сей день, продолжают приниматься законы и нормативные акты, не учитывающие права и  полномочия Гагаузии, зафиксированные в  нормах Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), а зачастую и прямо противоречащие положениям указанного закона. Уже новые власти Молдовы, пытающиеся себя позиционировать в качестве либерал - демократов и поборников справедливости, законности и правопорядка, в отношении Гагаузии стали также  проводить циничную политику лжи, правового нигилизма и  авантюризма. Только так, можно квалифицировать,  с одной стороны,  принятое Правительством Молдовы Постановление Nr.845 от 18 декабря 2009 года «О территориальных бюро Государственной канцелярии». В соответствии, с которым  фактически  предпринимается попытка незаконного урезания прав и полномочий Народного Собрания (Парламента), Главы (Башкана) и Исполкома (Правительства) Гагаузии в части регулирования и контроля организации и деятельности органов местного публичного управления Гагаузии. А с другой стороны, безапелляционные, издевательские  и пренебрежительные утверждения и заявления и.о. Президента Молдовы г-на М.Гимпу  о том, что Гагаузия является таким же субъектом территориально-административного деления, как и любой другой район Молдовы, что у Гагаузии нет законодательной инициативы, что Гагаузия является административной единицей Молдовы второго уровня и поэтому поднимать парламент администрации второго уровня до уровня парламента страны - больше не будут и т.д.   

Хотя г-ну М.Гимпу, как юристу, прекрасно известно, что Гагаузия не является административно-территориальной единицей второго уровня, как все остальные районы Молдовы. Гагаузия в своем составе сама имеет административно - территориальные единицы первого и второго уровня. Гагаузия действительно является административно-территориальной  единицей Республики Молдова, но не относится, ни к первому, ни ко второму уровню. Гагаузия - это особая административно-территориальная единица, обладающая особым правовым статусом, поэтому она, в отличие от других административно-территориальных единиц, не имеющих своих Парламентов, обладает законодательной инициативой через свой парламент  в парламент Молдовы.

Вслед за своим патроном, советник и.о. Президента Республики Молдова Михая Гимпу г-н Штефан  Урыту  30 марта 2010 года на круглом столе «Значение, характер и столкновение конституционной реформы. Перспектива и механизм реализации», проведенной Институтом Международных отношений Молдовы совместно с немецким международным Фондом Hanns-Seidel, также безапелляционно и пренебрежительно заявил, что, по его мнению, у Гагаузии очень много прав и полномочий, которые необходимо отнять у неё. Отметив при этом, что на Западе у него удивляются, как много полномочий дано Гагаузии. В связи с чем, г-н Урыту  сделал  глубокомысленное заключение о том, что Гагаузия злоупотребляет имеющимися у неё полномочиями  и властью. К сожалению, г-н Урыту не озвучил, кто конкретно из  представителей Запада упрекал его и удивлялся  тому «как много полномочий дано Гагаузии», так как эти полномочия, в свое время, получили положительную оценку Венецианской комиссии, исходя из полномочий Квебека в Канаде, Северной Ирландии в Великобритании, Страны Басков в Испании, Падании в Италии, Корсики во Франции, Фландрии в Бельгии, Аландские Острова в Финляндии и т.д.  Хотя каждая из вышеупомянутых стран и выбрала свой путь выхода из сложившегося тупика.

Не смотря на то, что указанные заявления являются для народа Гагаузии публичными оскорблениями и пощечинами, к сожалению, они не нашли отражение и должной, адекватной оценки в послании Башкана к народу Гагаузии.

На мой взгляд, в послании Башкана Гагаузии М. Формузала не дана оценка  тому факту, что официальный Кишинев до сих пор, вопреки нормам закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), препятствует Гагаузии участвовать в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающихся интересов Гагаузии.  К примеру, вопрос урегулирования молдо-приднестровского конфликта напрямую затрагивает интересы и народа Гагаузии, однако официальный Кишинёв не допускает официальных представителей Гагаузии к участию в переговорном процессе. Объявленный официальным Кишинёвом внешнеполитический курс Молдовы на Европейскую интеграцию, также напрямую касается интересов Гагаузии, однако руководством Молдовы к выработке данного курса официальные представители Гагаузии также неправомерно не были допущены. Также в «послании» не отражены вопросы о необходимости выработки и заключения соответствующего договора между Гагаузией и официальным Кишиневом о разграничении полномочий и предметов ведения, а также взаимном делегировании власти, что отмечалось в соответствующем заключении Венецианской комиссии. В «послании» не нашло свое отражение  необходимость реализации на практике исключительного  права Гагаузии иметь своих представителей во всех центральных органах власти и управления Республики Молдова, в том числе в силовых и судебных органах, в органах Генеральной прокуратуры, а также в Конституционном суде. О необходимость внесения соответствующих изменений в выборное законодательство Республики Молдова, в соответствии с Лундскими Рекомендациями, ратифицированными Парламентом Молдовы, с тем, чтобы Гагаузии была выделена квота представительства депутатов в Парламенте Республики Молдова с правом «вето» по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. Указанные депутаты должны избираться в Парламент Молдовы на территории Гагаузии по одномандатным округам, и могут быть отозваны народом Гагаузии, если они не будут добросовестно исполнять свои обязанности. О необходимости реализации Гагаузией своего права осуществления самостоятельной внешнеэкономической деятельности, а также беспрепятственной реализации Гагаузией своей  компетенции во всех других областях, включая и общественную безопасность и т.д.

Если Молдова не признаёт наши права и полномочия, это еще не значит, что Гагаузия должна согласиться с таким решением, ибо слабость экономики, бедность или политический инфантилизм нашей нынешней элиты - не является основанием, чтобы отрицать  нашу правосубъектность. А это в свою очередь влечёт за собой тот факт, что главная угроза национальной безопасности и развитию стабильного  гагаузского общества, как внешнего фактора, исходит непосредственно от самой Молдовы и от её неадекватной политики. Что существенным образом  повлияло и влияет на социально-экономическое развитие Гагаузии, а это в свою очередь отражается на главном достоянии нашего народа,- на состояние его генофонда.…   
        

На мой взгляд, не обозначив эти вопросы, и не определив способы и сроки их решения, говорить о том, что «мы  обязаны принять новое, модернизированное Уложение Гагаузии на всенародном референдуме   с обеспечением абсолютной открытости и гласности при  рассмотрении всех новых  предложений  и конструктивных идей. Новые вызовы требуют безотлагательного ответа, и принятие этого уложения является очередной и первостепенной задачей для нашей автономии»,- является чистейшей воды популизмом или равносильно занятию политическим онанизмом …

На  мой взгляд, не стоит строить иллюзии, что весь мир ждет нас с распростертыми объятиями за то, что мы такие хорошие и душевные. В мире все заняты своими делами и решают собственные проблемы. И Гагаузии давно пора подходить к отстаиванию своих интересов, прав и полномочий столь же прагматически, вместо того, чтобы стремится всем угодить или перед всеми лебезить. Я уверен, что уважение к народу Гагаузии  возрастёт еще и потому, что все увидят и почувствуют – с нами надо говорить уважительно и  на равных, ибо мы никому и никогда не позволим ущемлять собственные интересы, оскорблять или унижать нас!

Полностью согласен с тезисом в «послании» Башкана о том, что «…История показала, что гагаузы научились приобретать себе друзей и союзников повсюду и на все времена. Мы не можем позволить себе роскошь иметь врагов – этому препятствует глубокая мудрость наших предков и многовековой опыт нашего развития». Однако, к сожалению, реалиями сегодняшнего дня в Гагаузии является и тот факт, что вопреки «глубокой мудрости наших предков», усиленно осуществляется попытка стравить самих гагаузов друг против друга, сделав их врагами. Особенно в этом преуспевают сайты «Мередиан-инфо» и «Гагаузлар».

В материалах этих сайтов, кроме стравливания представителей нашего народа друг против друга сквозит ложь, лицемерие, чванство и  этакий снобизм: мол, только мы знаем, как поступать, что и как сделать, только мы знаем, кто принесёт больше пользы. Их больше заботит проблема «закрытия ртов» оппонентам и стремление подмять под себя всё и вся. Я уже не говорю о том, что авторов статей на этих сайтах и всех тех, кто стоит за ними, совершенно не интересует мнение нашего народа, если оно не совпадает с их собственным, которое они, вопреки здравому смыслу, считают единственно верным и истиной в последней инстанции… 

Не стоит  бояться того, что за правдивый, честный и гордый отпор  официальный Кишинев нас снова, как всегда, попытается обвинить в сепаратизме. Ибо, нам нагло, смеясь в лицо, заявляют, что у нас нет прав  и полномочий, а то, что записали в Законе - это ошибка и их надо отнять, а мы в ответ, в лице Башкана и всего руководства Гагаузии хихикаем и продолжаем  лебезить перед официальным Кишиневом.  На наш народ плюют, дают по физиономии, а наше руководство, а вместе с ними и мы, как завороженные, не можем, не желаем, или боимся ответить и посадить на место наглецов каких  бы то ни было мастей. Наш народ никогда никому не позволял так с собой обращаться. Высшему должностному лицу Гагаузии, её Башкану, - это, я уверен, известно не понаслышке. И потом, никогда не являлось и не является теперь, проявлением какого-либо сепаратизма защита коллективных прав и полномочий своего народа, а также требование уважать права и полномочия своего народа, закрепленные в его Основном законе. Только надо всегда это делать открыто и смело, проявляя мужеству и силу духа перед кем бы то ни было.

 Потому что в противном случае, если руководство Гагаузии,  тем более Башкан Гагаузии, не может или не хочет её проявлять, если оно ничем иным, кроме самопиара, заниматься не в состоянии, то лучше честно признаться в этом и отойти в сторону. В этой связи, следует признать правдивость слов нынешнего Президента США Барака Обамы о том, что лучше быть хорошим Президентом один срок, чем посредственным  - два срока. Никогда не стоит забывать тот факт, что кредит доверия у нашего народа – один из самых быстро тающих кредитов.

Поэтому надо не поддаваться ни при каких обстоятельствах на уловки и угрозы, а смело и до конца отстаивать национальные интересы народа Гагаузии.


altИван Бургуджи, Председатель независимого правозащитного и информационно-аналитического Центра РМ

17 апреля 2010 года.