НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Кишинев-Бухарест. Граница разделяет или сближает?

В мире // 08:43, 5 февраля 2010 // 1602
altРумыния была первым государством, признавшим суверенитет и независимость Молдовы, и один только этот факт дает основания во всяком случае не подозревать Бухарест в каких-то коварных планах против Молдовы; кроме того, все содержание и энергетика визита показали  европейской общественности, что политика Бухареста по отношению к РМ  и впредь останется дружественной, ранее подписанные двухсторонние документы всегда будут оцениваться как безотзывные. Так прокомментировал итоги официального визита в РМ президента Румынии Траяна Бэсеску и ряд его заявлений относительно взаимодействия двух государств по вопросам общей границы эксперт Ассоциации внешней политики Евгений Ревенко.

В беседе с корреспондентом НИКА-пресс он отметил, что между Бухарестом и Кишиневом нет вакуума в отношениях по границе, а имеющиеся в наличии документы позволяют сторонам в полном объеме реализовывать их межгосударственные нужды. В то же время, сказал Ревенко, обнаруживаются тенденции к корректировкам отдельных положений отраслевых текстов, а то и пересмотра некоторых документов, что говорит о живых  и неформальных отношениях между государствами-соседями. До сих пор, например, применяется двухсторонний Договор о режиме границы,  подписанный еще в 1961 году, и, сказал Ревенко, как следует понимать кишиневские заявления Бэсеску, он, видимо, будет скорректирован и, несомненно, в сторону упрощения известных процедур и принципов взаимодействия официальных Кишинева и Бухареста, а также жителей обеих стран, в чем нет никакой иной символики, кроме демонстрации  добрососедства.

Излишне нервную реакцию коммунистической оппозиции на визит Бэсеску в РМ собеседник агентства отнес к традиционно неровным отношениям самого  Воронина к «румынскому вопросу», и сказал, что лидеры ПКРМ, еще недавно руководившие страной и называющие себя патриотами Молдовы, могли бы выступить с рядом целевых предложений для улучшения и укрепления отношений между двумя государствами.

ПОДСВЕЧНИКИ

Комментарий агентства НИКА-пресс

Эта история, случившаяся в середине декабря прошлого года на родине третьего президента РМ Воронина, не должна была по всей ее сути,  содержанию и установленным много веков назад законам стать достоянием гласности.  Только вот ее участники и организаторы решили иначе: не очень-то утруждаясь раздумьями, да под звон колоколов, да под  суетливые блики фотокамер, да в сопровождении любопытствующих они сначала провели задуманное, а после старательно рассказали «об особом событии». Цитаты из «красных СМИ» помогут восстановить для нас картину.

«…К этому дню было приурочено и освящение иконостаса…, и росписи в Успенском храме села Коржова, в родном селе экс-президента, лидера Партии коммунистов Владимира Воронина. Восстановление этой церкви  стало возможным благодаря личному участию Владимира Николаевича и его семьи. Божественную литургию … совершил епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан. Своего земляка односельчане встречали у ворот церкви Успения звоном колоколов, подаренных лично Владимиром Ворониным…». В политическом бомонде страны, где пристально отслеживают любые движения Воронина, остающегося пока еще для одних серьезным политическим противником, а для других символом борьбы за Молдову, к событию отнеслись с прохладцей и украсили «прорыв Воронина на приднестровскую территорию» странной, как представляется, оценкой: Воронин договорился со Смирновым, которому тоже наступают на пятки приднестровские юные либералы и прозападники; оба решили использовать в последующей борьбе за сохранение власти (один – на левом, другой – правом берегу Днестра) надежный церковный фактор. Основание для подобных предположений есть только одно. Юстиниан едва ли без позволения Смирнова появился бы в Успенском храме вместе с Ворониным, а Воронин едва ли и тоже без Смирнова смог бы, наконец, беспрепятственно появиться на приднестровском берегу.   

Публика попроще и с большим уважением относящаяся к Церкви и ее законам, вздрогнула. Писания буквально изобилуют точными указаниями, что случившееся  в коржовском приходе 19 декабря в день святого Николая  грех и еще раз грех. Сказано: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного.   Когда творишь милостыню, не труби перед собой, как это делают лицемеры… Чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное воздаст тебе явно» (Мф, 6, 1, 2).  

Это сказано и о «колоколах от Воронина, подаренных… », и том, что скверно трубить на всю округу, когда помогаешь Церкви, а называть денежные суммы, пожертвованные «на храм», вообще мерзость. Вспомнилось, как воронинские СМИ в период его активной предвыборной заботы о молдавских прихода и монастырях сообщали – семья президента РМ пожертвовала на храм такой-то пять тысяч леев. Тогда в оппозиционной прессе среди газетной шумихи о новых акциях коммунистов «на церковном направлении» затерялся резкий упрек: не гоже показушничать и превращать добрые в общем-то и крайне нужные движения в сторону Церкви  в агитационные походы. Воронин и его компания оппозиционную прессу ненавидела и потому читала ее невнимательно: коммунисты не заметили упрека и предостережения. А не заметив, они, как согрешивший и не понявший беды, пошли дальше - в еще больший грех. Такому грешнику гордыня не тормоз, а наоборот  услужливый и сладкоголосый попутчик – не бойся, ступай к цели и плевать, что грех, а кто без греха?

У сюжета с воронинским колоколом над Успенским храмом есть нюанс. Он не тайна вовсе, он, напротив, задумывался так, чтобы стать предметом всеобщего внимания и обсуждения, чтобы, быть может, остаться на века памятникам благочестия, набожности, жертвенности и прочее, и прочее. На колоколе, как  широко объявлено, подаренного третьим президентом, надежно держатся два слова. Они словно вцепились в металл – не собьешь. Имя и фамилия. Владимир Воронин. Жаль, не правда ли, товарищи коммунисты, их не разглядеть с церковного двора – слова эти. Высоко. А когда колокол привезли сюда, когда хлопотали вокруг него, поднимая к небесам, их было видно, что называется, невооруженным глазом.

Попущения от Бога по грехам нашим. Наверное,  этот незамысловатый вывод и о дальнейшей судьбе воронинского подарка.

… Здесь взволнованное повествование о целевом пребывании товарища Воронина на родине не заканчивается. Далее газетный рассказ о том, что происходило в стенах Успенского храма. Воронинцы назвали обращение архиепископа Юстиниана к прихожанам особой проповедью. Простим им их невежество – особых проповедей в Церкви не бывает. Проповеди все особые, а значит все они просто проповеди. Смысл ее, если верить печатному слову, в том, что Родина Молдова в опасности, гляди, вот-вот исчезнет, а посему «сейчас не Партией коммунистов, а, скорее всего, партией национального спасения следует называть ПКРМ, и всякий, кто любит Молдову, должен объединиться с вами и должен быть рядом с вами». Получил слово в храме (!) и прихожанин Воронин. Он сказал: «Вы очень мудрые слова произнесли, святой отец… Общими стараниями, молитвами и своей деятельностью на посту президента мы сделали все возможное, чтобы…»

Много тут чего занимательного. И это «мы на своем посту президента», и «объединиться с вами и быть рядом с вами». Еще занимательнее другое. С точки зрения мирского понимания сюжета в храме состоялось нечто вроде митинга, где двое – и священник, и прихожанин вели агитации за конкретную политическую силу: Партию коммунистов. Если представим себе, что подобные дела, имеющие в православии точное название, станут примером, то можно допустить такого рода действа и в иных приходах. Там соберутся, к примеру, не коммунистические апологеты, но такие же патриоты, жаждущие спасти Молдову, и  тоже получат фактическое благословение на святое дело?  Что будет потом, ясно. Все они так столкнутся лбами – места живого от предмета любви, т.е. Родины, не останется.

Любой политический митинг, как ни мудри и не называй его, попросту называется торговлей: а ну, кому огурцы-помидоры, налетай, недорого и прямо с грядки, а вот партия незапятнанная да с благостными побуждениями, выбирай – не пожалеешь. Посмотрим теперь не в устав какой-нибудь партии, ни в Закон о выборах. В Книгу куда важнее и вечную. А в ней: «И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано – дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф, 21,12).   
     
Вот, собственно, и все. Событию, случившемуся 19 декабря 2009 года, дана оценка много веков назад. Тем, кто ходит в Церковь не молиться, а митинговать, не за силами для смирения гордыни, а затем, чтобы укрепиться в ошибочных и греховных помыслах, тоже есть характеристика. Их называют подсвечниками.  Справедливо отметят: не один Воронин виноват в случившемся. И на это есть ответ от святого мученика Михаила Новоселова: «Не будем смущаться неверностью множества пастырей и архипастырей, как явлением неожиданным: это не новость для Церкви Божьей, нравственные потрясения которой, исходившие всегда от иерархии, а не от верующего народа, бывали так часты и сильны, что дали повод к поучительной остроте: «если епископы не одолели Церкви, то врата адовы не одолеют ее».

В размышления  обо всем случившемся и сказанном не нами придется, тем не менее, смирено согласиться и с тем, что  не пристало нам осуждать священников и Церковь. Про Воронина, политика и человека -  да сколько угодно, а дальше нельзя. Однако любой священник с одобрением скажет о наших горьких сомнениях, что на крышку кипящего котла мухи не садятся.