НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Как Тбилиси протестует против жизни в Абхазии

В мире // 08:30, 1 июля 2008 // 2089


С 1 июля восстанавливается морское сообщение между Россией и Абхазией. Проект сугубо коммерческий. Частные катера будут курсировать между портами Сочи и Гагры с туристами на борту. Средняя стоимость билета - 1000 рублей в один конец. В общем, это недешево. Морские прогулки - выгодная ниша туристического рынка, поэтому даже удивительно, что до сих пор морского сообщения между приграничными российскими и абхазскими портами не было. Морское сообщение здесь вообще сугубо только для туристов. На машине от Сочи до Гагры можно доехать за час. Катер идет в четыре раза дольше.

Но намерение обычной сочинской частной кампании заработать на неосвоенном пока направлении стало импульсом для нового масштабного политического скандала. Представители грузинских властей разного уровня в очередной раз получили возможность высказать свои претензии по поводу «нарушения суверенитета и территориальной целостности» Грузии. Идея не нова, грузинские власти используют каждую возможность для того, чтобы озвучить свои претензии относительно нарушений «целостности». Журналисты, работающие на информационном рынке в регионе, хорошо знают эту закономерность. Вполне достаточно запустить на любую ленту любую новость относительно новых экономических инициатив в Абхазии, и это сразу повлечет цепную реакцию в Грузии в виде заявлений и протестов.
Не обязательно даже проявлять креатив и придумывать новые идеи. Для генерации политического скандала вполне достаточно использовать старые, уже подзабытые поводы. Данный случай с открытием морского сообщения, поэтому вполне типичен.

Прямо говоря, морское сообщение с Абхазией никогда на практике не закрывалось. Причем не только со стороны России, но и Турции. Но до 2004 года морские суда заходили в акваторию Абхазии действительно без лишнего шума. В 2004 году же морское сообщение между Абхазией и Россией уже восстанавливалось, причем с помпой, с громкими скандалами. На первом катере, приплывшем из Сочи в Сухуми, прибыл Владимир Жириновский, которого в сухумском порту встречали несколько сот человек. То было время, когда Грузия пыталась установить контроль над акваторией Абхазии. Поэтому первый катер сопровождали вертолеты и боевые катера абхазских ВМС. Так что тогда церемония открытия официального морского сообщения между Абхазией и Россией прошла громко, как праздник. В этой связи предстоящее открытие - просто хорошо забытое старое. С 2004 года сообщение заново никто не закрывал. Просто экономической рентабельности у маршрута Сухуми – Сочи не было. Потому и не было пассажирского сообщения. Поэтому теперь, когда планируется организовать туристический поток по популярному маршруту, все выглядит так, как будто это впервые.

Надо отдать должное упорству и настойчивости грузинской информационной машины. Многие лета фактической независимости Абхазии, грузинские чиновники уже нескольких управленческих поколений тратили свое время на активные протесты, причем с искренней верой в результат. Хотя вполне очевидно, что хочет того Грузия или нет, внешнеэкономические связи фактически другого, да еще и враждебного ей государства, контролировать она не сможет. Правда, ситуация по сравнению с тем, чтобы было лет десять назад, все же изменилась. В Тбилиси постепенно привыкают к экономическому росту в Абхазии. Проследим хронику грузинских протестов, и их масштабы, адресованных в большей степени России.

Летом 1996 года, в период самой жесткой блокады, когда российско-абхазская граница была открыта только для женщин, стариков и детей до 16 лет, и была полностью закрыта для каких-либо грузов, МИД Грузии распространил ноту протеста в связи с незаконным пересечением российско-абхазской границы несколькими автомобилями. В ноте, в частности, были указаны номера этих нескольких машин, и особо акцентировано внимание на автомобиле «Татра», который контрабандным способом провез на территорию Абхазии несколько тонн продовольствия. Номера этого грузовика также были указаны в ноте МИД Грузии.

В следующем 1997 году в Грузии узнали про то, что блокада Абхазии нарушается еще и торговыми турецкими судами, доставляющими в Абхазию муку, картошку и другие овощи. Тогда морской путь из турецких в абхазские порты был единственной возможностью доставки проводовольствия в оптовых количествах. Грузинские власти, у которых в то время не было технических возможностей контролировать акваторию Абхазии, возмутило такое нарушение режима санкций.

В 1998 году, когда граница все еще была наглухо закрыта, отдельные российские организации, иногда госструктуры, организации, представляющие этнические общины, начали отправлять в Абхазию гуманитарную помощь. Тогда еще, благодаря инициированной грузинской стороной блокаде республика жила в состоянии перманентной гуманитарной катастрофы, а часть населения находилась на грани голода. Доставка населению гуманитарной помощи вызвала резкий протест со стороны Тбилиси, который опасался, что гуманитарная помощь значительно ослабит интеграционные устремления абхазского общества.

Поворотным в новейшей истории и Абхазии и Грузии был 1999 год, когда путинский кабинет министров отменил значительную часть санкций, действовавших в отношении Абхазии. Была в значительной степени восстановлена свобода передвижения, сняты многие действовавшие ограничения на ввоз в республику товаров. Можно сказать, что с апреля 1999 года Абхазия постепенно начала возвращаться в окружающий мир. Некоторые блокадные санкции действовали еще до 2004 года, но в большей степени эти ограничения, как например, имеющие место до сих пор проблемы интеграции кредитно-финансовой системы, являются следствием непризнанности Абхазии, а не блокады. Но для грузинского внешнеполитического ведомства работы прибавилось. Ноты протеста сначала по поводу снятия санкций, а потом по каждому отдельному случаю налаживания экономических отношений, отправлялись в российский МИД ежемесячно.

Отмена части санкций благотворно повлияла не только на экономическую деятельность, но и на развитие других сфер. С 2000 года, впервые за много лет в Сухуми с гастролями начали приезжать известные российские артисты. Первым был певец Игорь Корнелюк. Певец дал концерт в сухумской филармонии и уехал. А министерство культуры Грузии распространило гневное заявление, в котором отмечалось что, хотя и культура не имеет границ, в данном случае проведение концерта недопустимо, поскольку, в Сухуми правит человеконенавистнический режим.

В 2001 году на ноги начала становиться туристическая индустрия Абхазии. Туристический поток значительно возрос, а республика начала возвращать себе потерянный имидж популярного курорта. Грузинские власти не могли не обратить на это внимания. Они заявили о недопустимости туристических посещений Абхазии, заявили о том, что будут преследовать людей пересекающих российско-абхазскую границу и добьются того, чтобы они не смогли выезжать в страны Европы. Естественно, ничего такого они не добились, но шума было создано много.

Частичное решение проблемы со свободой передвижения было омрачено отсутствием у большинства населения Абхазии каких-либо документов, по которым можно было бы въезжать хотя бы в Россию. В 2002 году российские власти приняли решение организовать процесс выдачи в Абхазии российского гражданства, и заграничных паспортов, что открыло населению республики возможности для поездок не только в Россию, но и по всему миру. Это стало очень серьезным ударом по самолюбию грузинских властей. Они не просто единовременно протестовали, они так или иначе до сих пор напоминают об этой «беде». А между тем, до 2002 года абхазские власти не раз обращались к ООН с просьбой рассмотреть вопрос о получении гражданами Абхазии так называемых паспортов ООН, которые дали бы возможность передвигаться. Грузия блокировала эту возможность.

В 2003 году мощный скандал разгорелся вокруг восстановления железнодорожного сообщения между Абхазией и Россией. Из Москвы в Сухуми пришел первый с 1992 года пассажирский поезд. Как водится, все это было обставлено красиво и празднично. А для официального Тбилиси еще один стресс. Опять-таки, железнодорожное сообщение, по крайней мере, грузовое через российско-абхазскую границу функционировало и до 2003 года. Но для того чтобы грузины подкинулись, надо было всего лишь повесить на локомотив разноцветные шарики и показать это по ТВ.

С 2004 года и по сей день, грузины протестуют. Сейчас уже и не перечислишь всех поводов, по которым они протестовали за это время. Это и инвестиции, и цементные заводы и щебень для олимпиады…
Сегодня подшивка протестных заявлений грузинского МИД - это почти вся история экономического развития Абхазии в поствоенный период. Начиная с грузовика «Татра» с крупой и заканчивая строительством портов и железных дорог. Но в активе грузинского МИД остается все же одна тема. Это аэропорт. Воздушного сообщения с Абхазией еще нет, и когда оно появится, у грузинских властей будет еще одна тема для большого протеста.

Антон Кривенюк

Сегодня.ру