Статья Дьёрдя Варги
В Республике Молдова первый тур президентских выборов состоится 20 октября 2024 года. Политические силы, которые хотят сохранить нейтралитет Молдовы, жалуются на практику ЕС с начала войны в Украине, которая де-факто стирает дистанцию между ЕС и НАТО за счет своей санкционной политики и милитаризации политических и экономических процессов. Население конституционно нейтральной страны борется за сохранение государственного суверенитета против части собственной политической элиты.
Анализ бывшего посла Венгрии в Республике Молдова Дьёрдя Варги. Перевод с венгерского Ива Пели.
За время пребывания на посту действующего главы государства Майи Санду граждане из соседней Румынии стали абсолютным большинством в органах государственного управления Республики Молдова. Согласно имеющимся источникам, румынское гражданство имеют:
Глава государства,
Председатель Парламента,
Премьер-министр,
Министр иностранных дел,
подавляющее большинство министров и членов парламента от правящей партии,
большинство руководителей государственных учреждений,
члены Конституционного Суда,
Глава секретной службы.
Хотел бы уточнить: на уровне индивида множественное гражданство – это вопрос прав человека, а на уровне государства – это вопрос его безопасности и интересов национальной безопасности. Ответственность правящей элиты заключается в том, чтобы примирить эти два интереса, защищая при этом интересы государства в качестве всеобъемлющего принципа.
Директор молдавской спецслужбы является не только гражданином Румынии, но и сотрудником Фонда Джорджа Сороса с 2013 по 2020 год. Идеологически и экзистенциально он связан с глобальным Западом и его целями на постсоветском пространстве, и, будучи гражданином Румынии, он поклялся защищать национальные интересы члена НАТО Румынии.
Молдавская оппозиция: поддерживаемая Западом Румыния угрожает нейтралитету и государственности Молдовы.
Усилия по демонтажу молдавской государственности не вызывают удивления в контексте упомянутой выше кадровой политики. Несмотря на то, что с 1994 года Конституция предусматривает «молдавский» язык в качестве государственного, Конституционный суд, состоящий из граждан Румынии, признал эту статью Конституции неконституционной. В результате в 2023 году парламент принял закон о языке, который установил румынский язык в качестве государственного.
Премьер-министр с румынским гражданством представил закон,депутаты с румынским гражданством приняли его.Президент Республики с румынским гражданством объявил, что глава спецслужбы с румынским гражданством следит за теми, кому это не нравится, по принципам, усвоенным в Фонде Сороса.
Правящую элиту не волновало сопротивление общества, в то время как в переписи населения 2024 года, несмотря на давление со стороны правительства, 53 процента населения заявили молдавским и 23 процента румынским в качестве языка. Оставшаяся треть – русский, украинский, болгарский, гагаузский – также объявляют молдавский официальным языком своего государства.
Что было бы в Швейцарии, которая также является нейтральной, если бы высшие государственные должности занимала такая доля французских граждан, в то время как ни один гражданин Германии не мог бы занимать такие должности? Согласилась бы Германия на нейтралитет такой Швейцарии во время исторической турбулентности последних двухсот лет? Нет, Россия больше не признает Республику Молдова нейтральной с точки зрения содержания политической практики. Многонациональная, многоязычная Республика Молдова с историческими регионами Сепаратистской территорией Республики Молдова является «Приднестровская Республика» со столицей Тирасполем и населением около 450 000 человек. Треть из них имеют российское, украинское и молдавское гражданство. Общество также этнически разделено, в языковом отношении преобладает русскоязычное. Поскольку у региона никогда не было общей истории с Румынией, население региона раскололось внутри Республики Молдова в 1991-92 годах, где тогда доминировали политические силы, стремившиеся к объединению с Румынией. Весной 1992 года, после вооруженного вмешательства центрального правительства, начались боевые действия, которые были прекращены дислоцированным там российским контингентом. В этом районе дислоцировано около 2000 российских солдат, что Тирасполь считает гарантией безопасности.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) учредила миссию в Молдову для оказания помощи сторонам в урегулировании статуса Приднестровья в составе Молдовы. Значительная часть общества сегодня ставит под сомнение независимость миссии от интересов великих держав: в период с 1993 по 2024 год у нее было десять руководителей, девять из которых – американцы, а сегодня миссию возглавляет еще и американский дипломат. Этот факт также вызывает вопросы в рамках ОБСЕ: из 57 государств-участников кандидаты от США выигрывали эту должность за 30 лет, в девяти из десяти случаев (!?)
Гагаузское меньшинство численностью 135 000 человек, проживающее на юге страны, пользуется исключительной территориальной автономией в Европе. В 1990-х годах в ходе переговоров между румынскими унионистами и борцами за независимость законодатели включили в конституционные гарантии территориальной автономии возможность того, что Гагаузия может решить свое будущее в случае изменения статуса Молдовы как независимого государства. Тем самым они хотели не допустить повторения сепаратизма, который уже был осуществлен в Приднестровье. Это конституционное право используется все чаще, так как потеря молдавской государственности в результате объединения с Румынией стала целью для одних и реальной угрозой для других.
В течение своего четырехлетнего срока на посту президента Майя Санду, в отличие от своих предшественников, не имела никаких контактов с лидером сепаратистского региона и поддерживала очень плохие отношения с Гагаузией. По мнению ее критиков, глава государства не предпринимает никаких усилий для сотрудничества с двумя регионами, находящимися в особой ситуации (Приднестровье и Гагаузия). Таким образом, она видит в обоих регионах главное препятствие на пути интеграции с Западом, поскольку заинтересована в том, чтобы Молдова сохранила свою государственность и нейтралитет, не поднимая при этом возможность объединения с Румынией. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель подтвердил это в своем выступлении 9 октября: «Европейское будущее Республики Молдова не должно быть заложником неурегулированного конфликта».
Поддерживаемое Западом правительство считает нейтралитет устаревшим. Страна, получившая независимость в 1991 году, активно участвовала в сотрудничестве с СНГ (Содружеством Независимых Государств) после распада Советского Союза, а в начале 2000-х годов началось сближение ЕС и Кишинева. Относительно сбалансированное соперничество между двумя векторами присутствовало с самого начала. Обеспечение исключительного утверждения вектора стало основным трендом только с 2020 года из-за молдавской политики глобального Запада, который мыслит категориями геополитической экспансии. Милитаризация Молдовы идет с начала войны в Украине. Поскольку страна с населением 2,5 миллиона человек имеет в качестве соседей только Румынию и Украину, военный потенциал которых на порядки превышает военный, ее милитаризация со стороны НАТО служит лишь демонтажу нейтралитета. С точки зрения логистики страна стала перевалочным пунктом для глобального Запада. По словам экс-главы государства Игоря Додона, часть поставок НАТО из Румынии доходит до Украины через Молдову. С 2022 года в Молдове прошли десятки военных учений с участием военнослужащих стран НАТО. США, НАТО и ЕС отбирают гарант государственности Молдовы – нейтралитет.
Ситуация аналогична той, что сложилась на пути к войне в Украине: в 2008 году НАТО нарушило суверенитет Украины, обозначив ее в качестве будущего члена НАТО в Бухарестской декларации, несмотря на ее конституцию и декларацию о независимости о вечном нейтралитете. Ни в Украине, ни в Республике Молдова не было социальной поддержки членства в НАТО: многонациональное, политически и лингвистически разделенное общество осознает последствия объявленного членства в НАТО – гражданскую войну, войну.
В Бухаресте нейтралитет Кишинева рассматривают как главное препятствие на пути к объединению, поэтому вполне понятно, что он настроен на его демонтаж. В Румынии все чаще звучат заявления, подтверждающие опасения молдавской оппозиции. По мнению румынских лидеров, война в Украине дает возможность и необходимо вовремя вторгнуться в Молдову: «Если русские дойдут до Одессы, Румыния при поддержке своих союзников должна осуществить объединение двух стран по немецкому образцу».
Правительство Молдовы подрывает сотрудничество с традиционными партнерами.
Война на Украине усугубила эту тенденцию, и русофобские действия правительства могут быть хорошо задокументированы соответствующими санкциями ЕС. С начала войны правительство Молдовы не поддерживает отношений со своим российским коллегой, в то время как другие международные игроки получают особые возможности влиять на внутреннюю и внешнюю политику Молдовы.
Следуя примеру ЕС, правительство Молдовы приостановило полеты в Россию и денежные переводы, несмотря на то, что более 500 000 ее граждан работают в России. Милитаризация Европы и ЕС вызывает тревогу у молдавского народа, который во многом зависит от России и имеет общие интересы во всех сферах жизни.
По словам экс-главы государства Додона, в Молдове действуют более 10 000 западных неправительственных организаций (НПО), в то время как источники с постсоветского пространства и российские СМИ были заблокированы правительством. И это несмотря на то, что роль Соединенных Штатов и Западной Европы с точки зрения общего прошлого, общего языка, общей культуры, общей религии, родства и дружбы кажется незначительной. Новостные передачи на русском языке не принимаются, интернет-алгоритмы позволяют искать на русском языке только нарратив о Западе, в то время как русский язык защищен конституцией – как lingua franca между всеми этническими группами в Республике Молдова.
Новое название цензуры — борьба с российской дезинформацией, которая неприемлема в конституционно нейтральной стране для населения, использующего русский язык в целом. Борьба с предполагаемой дезинформацией рассматривается как средство получения контроля Запада над молдавской государственностью. Законы США, Грузии и Венгрии о защите суверенитета служат образцом для некоторых политических сил в Республике Молдова: иностранное финансирование должно быть прозрачным, а не иностранные субъекты должны решать будущее суверенных стран путем выборов. Молдавская правящая элита – как бенефициар – не заинтересована в таком урегулировании, а глобальный Запад не допустит прозрачности в отношениях между предоставляемыми ею средствами и политическим влиянием. Об этом свидетельствует, например, давление, оказываемое Соединенными Штатами и ЕС на правительства Венгрии и Грузии, о чем недавно свидетельствует резолюция Европейского парламента от 8 октября, осуждающая Грузию.
Выборы главы государства – подведение итогов.Одиннадцать человек зарегистрированы в качестве кандидатов на пост главы государства. Среди кандидатов – действующий глава государства Майя Санду (при поддержке правящей Партии действия и солидарности) и десять оппозиционных кандидатов, таких как бывший генеральный прокурор Александр Стояногло, кандидат от Партии социалистов, бывшие премьер-министры Ион Кику и Василий Тарлев, бывший губернатор Гагаузийского автономного региона Ирина Влах, оппозиционный политик Ренато Усатый и известная медийная личность Наталья Морарь.
40 процентов трудоспособного населения проживает за границей и должны были зарегистрироваться для участия в выборах до 6 сентября. Логично, что больше всего людей зарегистрировалось из России (38 процентов), за ней следуют жители Италии (11,5 процента), затем Германии (9 процентов), США (6,6 процента) и Румынии (5 процентов). По сравнению с этим показателем в России открыты только два избирательных участка, в то время как в Италии их 60, в Германии — 26, во Франции — 20, в Великобритании — 17, в Румынии — 16, в США — 16, в Испании — одиннадцать, в Ирландии — десять и в Португалии — шесть. Эксперты ОБСЕ по выборам, вероятно, классифицируют выборы как «свободные и справедливые».
Майя Санду хочет, чтобы одновременно прошел референдум о вступлении Республики Молдова в ЕС.
Правящая элита не скрывает, что референдум о вступлении в ЕС может иметь мобилизующую силу в поддержку действующего лидера, которого уже поддерживает политический Запад на протяжении всего срока ее правления. Оппозиция рассматривает время проведения референдума как инструмент влияния на выборы, как фундаментальную мотивацию для всех молдавских граждан – уровень жизни в ЕС, который может быть достигнут в какой-то момент, хотя у них есть определенные опасения.
Милитаризация Европы и ЕС вызывает тревогу у молдавского народа, который во многих сферах зависит от России и имеет общие интересы во всех сферах жизни.
Молдаване видят, что даже нейтральная Австрия, как член ЕС, вынуждена проводить внешнюю политику и политику безопасности, которая ставит под сомнение суть ее конституционного нейтралитета. До того, как Финляндия и Швеция стали членами НАТО, они годами не могли проводить нейтральную внешнюю политику, как это уже происходит в Молдове (обязательное участие в санкциях, совместные декларации, милитаризация).
Проблемы молдавского общества сильно усугубились войной в Украине, а заявления Брюсселя об эскалации войны не делают ЕС более привлекательным. Цены на энергоносители угрожающе выросли в результате санкций. Украина обязалась прекратить провоз российского газа через свою территорию с 2025 года. В результате поставки газа в Республику Молдова, в том числе в сепаратистский регион Приднестровье, оказываются под вопросом. Иммунная система государственного суверенитета уже ослаблена гражданами соседней страны на высоких молдавских государственных должностях при поддержке политического Запада.
Нейтралитет и государственность Республики Молдова все больше зависят от сдержанности политического Запада, что является довольно слабой гарантией. На выборах главы государства 20 октября баллотируется кандидат при поддержке глобального Запада, а именно действующий глава государства. Десять кандидатов баллотируются с программами оппозиционных партий или индивидуальными программами (для нейтральной страны, которая процветает между Востоком и Западом). Вместе они имеют гораздо большую поддержку, чем нынешний глава государства, который претендует на новый срок. Вопрос в том, смогут ли десять оппозиционных кандидатов на пост главы государства сформировать общую платформу и сплотить своих избирателей вокруг кандидата, который выйдет во второй тур 3 ноября, или же при Майе Санду продолжится процесс отказа от молдавской государственности.
Румыния играет опосредованную роль в экспансии Запада в Молдавии.США расширяют авиабазу имени Михаила Когэлничану, расположенную в 100 км от границы с Молдовой, и превращают ее в крупнейшую базу США в Европе, которая должна быть в два раза больше Рамштайна в Германии. Это часть проекта стоимостью 2,7 миллиарда долларов, призванного предоставить им постоянный стратегический доступ к Черноморскому региону. Размер инвестиций не оставляет сомнений в важности стратегических целей США в регионе, которые румынская дипломатия эффективно использует: свои молдавские цели она достигает за счет средств США и ЕС, проекты ЕС – ликвидация молдавского нейтралитета и государственности в интересах глобального Запада с целью завоевания большей территории в направлении России.
8 октября Европейский парламент (ЕП), ссылаясь на доклад главы молдавской спецслужбы, который является гражданином Румынии, принял резолюцию, осуждающую иностранное вмешательство во внутренние и внешнеполитические процессы Республики Молдова, в частности, в президентскую избирательную кампанию и избирательную кампанию по референдуму 20 октября.
Если читатель еще не догадался, осудили не румынское вмешательство, а российское вмешательство, а также «друзей Путина» – руководство Гагаузской автономии. Согласно заявлению Европарламента, суверенитет, государственность и нейтралитет Республики Молдова должны быть защищены от этих лиц. Плохие депутаты Европарламента; откуда им знать, что народ Гагаузии гораздо больше любит свою родину, отстаивает нейтралитет и государственность Молдовы лучше, чем некоторые из представителей политической элиты, упомянутых в начале этой статьи?
Таким образом, порядочный, добродушный, трудолюбивый молдавский народ, заслуживающий лучшей участи, может быть лишен своей национальной идентичности – которой, по мнению некоторых представителей их правящей элиты, даже не существует – названия государственного языка и нейтралитета (а затем и государственности). Мы уже разгромили Украину, чтобы завоевать позиции в интересах Запада. Теперь очередь за Молдовой.
С 2008 по 2012 год д-р Дьёрдь Варга был послом Венгрии в Республике Молдова, а с 2017 по 2021 год возглавлял Миссию наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в России.