16-ю годовщину образования органов государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики мы отмечаем, как одну из важных исторических дат на пути становления и укрепления суверенитета и независимости Приднестровья. Создание органов государственной безопасности было обусловлено необходимостью принятия ответных мер политическим руководством Приднестровья и, прежде всего, Главнокомандующим его Вооруженными Силами И.Н. Смирновым, когда политика террора, проводимая кишиневским руководством, была возведена в ранг государственной. В этих условиях с целью выявления, предупреждения и пресечения разведывательно-подрывной деятельности молдавских спецслужб на территории ПМР, активно использовавших свои ди-версионно-террористические группы для совершения терактов в отношении мирных жителей и представителей органов государственной власти молодой республики, Президентом ПМР И. Н. Смирновым был подписан исторический Указ № 126 от 16 мая 1992 года об образовании Республиканского Управления безопасности. Эта дата получила официальный статус и на законных основаниях является нашим профессиональным праздником. В сравнительно короткие сроки, созданному специальному органу защиты республики в сложнейших условиях борьбы с вооруженной агрессией РМ, удалось сорвать замыслы националистов Молдавии — посеять страх и панику среди населения и сломить сопротивление защитников Приднестровья.
Организаторы и исполнители терактов, совершенных на территории ПМР, были разоблачены чекистами Приднестровья и понесли заслуженное наказание. Но многие из них, т.н. комбатанты из числа бывших волонтеров получили и получают государственные награды РМ и по своему социальному положению приравнены к участникам боевых действий в Афганистане и даже Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Хочу особо подчеркнуть, что первые годы деятельности нашего министерства, как и в целом нашей молодой Республики, явились периодом зарождения, укрепления и развития всеобщей приднестровской общенациональной идеи- БЫТЬ СВОБОДНЫМ, НЕЗАВИСИМЫМ И СУВЕРЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ. Право на это подтверждено и завоевано в кровопролитной борьбе. Благодаря мужеству защитников Приднестровья, их отваге и героизму, Республика отразила агрессию прорумынских национал-фашистов. Многие из воинов республиканской гвардии, Территориального сводного спасательного отряда, батальона МГБ «Дельта», а также народного ополчения отдали за это свои жизни. Предлагаю почтить минутой молчания память тех, кто отдал свои жизни в боях за свободу и независимость нашей непокоренной Республики! Спасибо! К сожалению, некоторые стали забывать об агрессии Молдавии против приднестровского народа, выросло новое поколение прид-нестровцев, которое знает о кровавом 92-м только из фильмов и книг. Наш долг — сделать все возможное, что бы подвиг героев не был забыт, а наши дети и внуки, так же как и мы чтили светлую память защитников свободы. Мы не можем позволить себе расслабляться. Сегодня продолжают готовиться сценарии по уничтожению нашей государственности.
Ситуация вокруг Приднестровья остается нестабильной и потенциально опасной. В течение 2007 года происходило перманентное обострение внутри- и внешнеполитической ситуации вокруг ПМР, обусловленное наличием, в первую очередь, геополитических угроз. К ним следует отнести новое расширение НАТО, которое негативно повлияет на ситуацию в регионе и затронет национальные российские интересы. Не способствуют укреплению доверия претензии Альянса на глобальную роль в сфере безопасности, выход за пределы зоны своей географической ответственности. Наша республика сталкивается с возрастающей активностью США, ЕС, ОБСЕ и НАТО, направленной на ликвидацию приднестровской государственности и вытеснение из региона всех видов российского присутствия. Европейские и американские официальные лица не скрывают своей прямой заинтересованности в реинтеграции РМ и настойчиво пытаются создать необходимое для этого условие — вывод из Приднестровья вооруженных сил и миротворцев РФ, что создает угрозы присутствию России в регионе, а значит и нашей безопасности. В Молдавии, несмотря на активизацию на российском направлении — западный вектор не теряет своей актуальности для действующей власти. РМ по-прежнему намерена уйти в НАТО и ЕС, но будет колонизирована Румынией и окажется на задворках Европы. Выдвижение российского направления в приоритеты внешней политики РМ, является вопросом исключительно ситуационным и связанным, в первую очередь, с личными интересами Воронина и правящих в Молдавии сил. Надеемся, что РФ будет более реально оценивать и взвешено относиться к обещаниям руководства РМ. Сегодня Молдавия не имеет ресурсов и объективных возможностей для военного вторжения в Приднестровье и этот сценарий в течение 2008 года маловероятен.
Вместе с тем, нельзя исключить инспирирование конфликтных ситуаций в Зоне Безопасности, что в настоящее время реализуется агрессивным прозападным руководством Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии и только благодаря твердой позиции России ситуация не переросла в вооруженный конфликт. Сейчас все действия молдавского политического режима напрямую подчинены логике предстоящих парламентских выборов. Основной задачей Молдавии в отношении ПМР будет создание иллюзии о том, что у Приднестровья нет иных вариантов развития, кроме адаптации в молдавском конституционно-правовом и экономическом пространствах. Молдавия пытается экономически привязать нас, предлагая одним предприятиям преференции и устанавливая препоны тем, кто противится этому. Но заманчивые предложения Кишинева носят временный характер. Мы располагаем информацией, что Молдавия таким образом планирует сохранить предприятия и рынки их сбыта, чтобы в рамках реинтеграции провести смену собственников. Для ликвидации государственности Приднестровья Молдавия будет стремиться обескровить приднестровскую власть и попытаться при помощи внешних сил склонить ПМР к участию в парламентских выборах в феврале 2009 года. По имеющейся информации, для реализации этого замысла СИБ ставит своей задачей вербовку высокопоставленных приднестровских чиновников и депутатов, используя участие их в коммерческой деятельности, создавая выгодные условия для одних и компрометируя других. Важным геополитическим фактором, негативно влияющим на международное положение ПМР, является политическая нестабильность в Украине, где в течение 2007 года и до настоящего времени развивается парламентский и правительственный кризис.
Это активно использовала Молдавия, пытаясь в очередной раз создать «санитарный кордон» для Приднестровья на жизненно важном восточном направлении. Следует отдать должное руководству Украины, которое, не без учета своих интересов, взвешенно отнеслось к призывам Кишинева поддержать автомобильную и другие виды блокад. Вместе с тем необходимо отметить, что восстановление полноценного политического и экономического партнерства ПМР и Украины, отмена таможенного режима, введенного по требованию РМ в 2006 году и выполнение гарантийных обязательств со стороны Украины, в настоящее время представляются невозможными. Отдельные экономические проекты, которые сегодня реализуются между ПМР и Украиной, не являются долгосрочными и ориентированы на достижение коммерческих целей в личных интересах определенных должностных лиц. Другую опасность представляет тенденция к унификации элементов структуры управления в ПМР в соответствии с украинскими изменениями. Сегодня такие процессы происходят в реформировании Вооруженных сил, системе работы с резервистами, проектах реформы охраны гос.границы и создания Национальной (народной) гвардии в системе МВД. Все это полностью противоречит интересам, Приднестровья, подчинено устремлениям Запада и прозападно настроенной украинской элиты, и в будущем может осложнить интеграционные процессы с Россией. Необходимо осознавать, что в реальности это означает дополнительный канал привязки Приднестровья к Западу, подразумевающий разрушение приднестровской государственности. По имеющейся информации, Украина по требованию США и ЕС усилит давление на Приднестровье с целью включения его в политическое пространство РМ.
Так, в ближайшее время мы ожидаем активизации действий Украины в отношении проблемы демаркации линии государственной границы ПМР и Украины по сценариям, угрожающим интересам Приднестровья. На днях нами был сорван заговор определенных должностных лиц по отчуждению наших территории в пользу Молдавии. Мы должны быть готовы к защите своих законных прав. А Украине пора прекратить следовать в фарватере Запада и вспомнить о славянской солидарности. В последнее время заметно усилили свою активность вокруг Приднестровья Европейский Союз и США.
Запад проводит постоянные консультации с Украиной для удержания жесткой позиции Киева в отношении Приднестровья, ведет постоянный мониторинг ситуации в РМ, оказывая ей общую политическую и финансовую поддержку по реализации процесса т.н. «реинтеграции Молдавии». На политическом и информационном пространствах Запад последовательно усиливает тематику миссии Евросоюза по оказанию приграничной помощи Украине и Молдавии (EUBAM) под руководством венгерского генерал-майора Ференца Банфи. Деятельность миссии уже названа самым успешным внешним проектом ЕС в мире. Тем самым создается почва для постоянного продления мандата миссии и расширения её поля деятельности, включая мониторинг приднестровской внешнеэкономической деятельности на территории ПМР и линии пограничного раздела между РМ и ПМР. В последнее время Запад все конкретнее обрисовывает перспективы выделения финансовой помощи в рамках программы «Вызовы тысячелетия» для «единой Молдавии и Приднестровья».
Речь идет о многомиллионных суммах, которые, по замыслу организаторов, должны сломать равновесие в приднестровском обществе и отвернуть его от России. 6 Следует также иметь в виду применение технологий постоянного управления нестабильностью. Они используются на Украине, в Сербии, когда с народом и государством можно делать что угодно. Аналогичные технологии пытаются внедрить и у нас посредством НПО, т.н. свободных журналистов, политически развращая нашу молодежь. Наиболее талантливым и активным молодым людям из Приднестровья предлагаются привлекательные программы по дополнительному обучению и поездкам в страны Евросоюза и США, где они постепенно, незаметно для себя, становятся объектами идеологической обработки. В Кишиневе и Вадул-луй-Водах в непрерывном режиме проходят семинары, тренинги и конференции, в ходе которых нашу молодежь погружают во враждебную среду, создают условия для общения с западными дипломатами, а также лидерами антиприднестровских молдавских НПО.
Развитие этого процесса чревато тем, что в Приднестровье будет создана неконтролируемая государством сеть общественных организаций, способных прийти в движение по сигналу из-за рубежа. По такой технологии уже проводились «цветные перевороты» в Югославии, Тбилиси, Аджарии, Украине и Киргизии. Сегодня эта технология обкатывается в Приднестровье. Но страны, принимающие участие в решении судьбы Приднестровья должны твердо усвоить, что приднестровский народ — не крепостные псевдокоммунистического режима Воронина, а наша государственность не разменная монета при решении вопросов геополитического характера. Благодаря получению и реализации упреждающей информации мы удерживаем под контролем ситуацию по этому направлению и оказываем позитивное для интересов республики влияние на ее развитие.
Но мы работаем специфическими методами и наши силы небезграничны. А. где структуры, которым предписано заниматься зтими вопросами и в официальном порядке? К большому сожалению, приходится констатировать спад активности работы органов, отвечающих за идеологическую работу в Приднестровье. Работа с наиболее активной частью населения -молодежью — не ведется. Вместо единой молодежной организации, которая бы следовала линии Президента и отстаивала ее, мы имеем расслоенные по узким второстепенным интересам молодежные образования, которыми руководят люди далекие от политики государства. В информационной сфере также сданы многие позиции. В условиях, когда необходимо давать открытую, резкую и принципиальную информацию и оценку деятельности деструктивных сил внутри страны, достойный отпор зарубежным противникам государственности ПМР, в наших СМИ нет единства. Такое положение на фоне обостряющейся идеологической войны недопустимо, и требует срочного вмешательства. Необходима четкая координация информационно-пропагандистской политики. Лица, которым была поручена идеологическая работа, подвели Президента. Если предположить, что это не злой умысел, тогда это просто неуважение к выполнению воли Президента. На внутриполитическую ситуацию оказывало влияние снижение уровня активности отношений между Москвой и Тирасполем. Это отразилось на работе по реализации итогов Референдума 17 сентября 2006 года, выполнении мероприятий в рамках протокола Жуков-Смирнов, унификации законодательных баз Приднестровья и России. Учитывая, что на сегодняшний день Россия является единственным последовательным союзником и гарантом Приднестровья, прошедший год, с точки зрения российско-приднестровских отношений, можно назвать годом неиспользованных с нашей стороны возможностей.
Несмотря на это, Россия, как государство-гарант приднестровского урегулирования, прилагала усилия для поддержания стабильности и безопасности в регионе. В 2006 и в 2008 годах Российская Федерация оказала серьезную финансовую помощь Приднестровью. 11 апреля при посредничестве и активной позиции России состоялась встреча Президентов Приднестровья и Молдавии, по итогам которой было решено возобновить контакты на уровне отраслевых экспертов и продолжить встречи на высшем уровне. Мы за переговоры, но Кишинев и Тирасполь видят конечный результат по-разному. Мы преследуем цель установления добрососедских отношений, равноправных экономических связей, а Кишинев имеет целью захватить приднестровскую собственность, экономически подчинить Приднестровье, что приведет к разрушению нашей государственности. Чиновники РМ уже плохо говорят на объединяющем нас русском языке. Сможем ли мы в дальнейшем понимать друг друга? Вряд ли. В Приднестровье складывается ситуация, схожая с сербской: повышенная активность Запада и позиция России, которая оказывает пока ещё недостаточное влияние на жизнь гражданского общества ПМР, обостряют ситуацию вокруг Республики. В случае сохранения имеющейся тенденции будет предпринята попытка реализовать в Приднестровье сербский сценарий в ближайшее время. Известно, что у руководства России нет намерений изменить свое отношение к нашей республике, но развитие сотрудничества предполагает в первую очередь последовательное и предсказуемое поведение Приднестровья, нашу устремленность к действию в отношениях с Россией.
К сохранению стабильности в общественном и политическом сознании, необходимой для реализации долгосрочных программ развития приднестровского общества, могут привести только решительные и системные шаги по сохранению приднестровской идентичности с опорой на традиционные ценности и ресурсы, предоставляемые программой интеграции в российское политическое, экономическое и духовное пространство. Все это может происходить только в строгом соответствии с решением народа Приднестровья, высказанном на референдуме 17 сентября 2006 года. В контексте этого в 2008 году, как на государственном уровне, так и на уровне гражданского общества целесообразно максимально активизировать все виды контактов с Российской Федерацией. Необходимы консолидированные усилия всех ветвей власти и последовательная работа с российскими структурами, с учетом наличия и противодействия нашим усилиям молдавского лобби в Москве. Тем более, что на сегодняшний день Россия демонстрирует возрастающую геополитическую самостоятельность и стремление отстаивать свои национальные интересы за пределами границ Российской Федерации. Необходимо прекратить спекуляции на тему падения уровня жизни населения. Противники республики на протяжении многих лет умышленно и планомерно ставят нас в тяжелейшие экономические условия, что не могло не сказаться на благосостоянии приднестровских граждан. Теперь же спекулируя на наших трудностях, созданных с их помощью, предпринимаются попытки через т.н. левую оппозицию создать протестную ситуацию в республике.
Мировой кризис, разразившийся на территории крупнейших государств, в том числе США, не мог не коснуться и нас. Нам надо выстоять в этих условиях и не поддаваться на провокационные призывы тех, кто говорит о несостоятельности нашего государства. ю Мы должны быть консолидированы, солидарны и уверенны в правильности выбора народа. Путь к свободе тернист и долог, надо думать о судьбе детей и внуков. Настроения не должны быть паническими. Залогом нашего оптимизма является твердая позиция Президента, основанная на результатах Референдума от 17 сентября 2006 года. Все усилия РМ и Запада были направлены на снижение уровня жизни населения с целью инициирования протестных настроений. Теперь тактика изменилась: нас пытаются втолкнуть в концепцию «Еврорегиона», рисуя радужные перспективы, которые в действительности не реализуемы. Нас не обмануть. В этом случае мы имеем наглядный пример тяжелой судьбы славянских диаспор в странах Балтии, которые входят в ЕС. Но нужно отметить, что в то время как созданное по воле народа государство Президент уверенно ведет к достижению наших целей, некоторые группы чиновников преследуют только личные интересы, используя своё служебное положение для собственного обогащения.
Наша задача взять их за руку и привлечь к ответственности. Складывающаяся общественно-политическая и оперативная обстановка внутри и вне ПМР в последние годы, активизация подрывной деятельности противника требовала новых подходов в организации работы оперативных подразделений, охраны границы, служебной деятельности войсковых частей и подразделений обеспечения. В этой связи, министерством во взаимодействии со специалистами дружественной страны в течение 2006 — 2007 гг. были разработаны структура и штаты министерства и подчиненных войсковых частей, которые в соответствии с Указом Президента № 700 от 04.12.06 г. и введены в действие приказом министра №М/09 от 14.08.07 г. и В сентябре-декабре 2007 года проведены орг-штатные мероприятия в подразделениях министерства, которым предшествовали проверки служебной деятельности каждого сотрудника, после чего проводилось их аттестование на новые должности. Эта работа с участием должностных лиц министерства проведена в подчиненных войсковых частях. Министерством проделан большой объем внешне невидимой предупредительной работы, позволившей, несмотря на трудности в социальной сфере, обусловленные применением противником технологий по экономическому удушению, сохранить стабильность в обществе и не допустить противостояния между народом и властью. Большая заслуга в этом и гражданского общества Приднестровья, которое продемонстрировало способность к сопротивлению в этих условиях. Это одно из основных достижений. Сегодня министерство государственной безопасности представляет собой выверенную, слаженную, успешно действующую систему, способную решать все поставленные Президентом задачи по обеспечению государственной безопасности и защите государственных интересов ПМР. Несомненно, что любое государственное учреждение — это и техническое оснащение, и кадровый потенциал.
Необходимо отметить, что наша структура технически вооружена и оснащена на уровне, достаточном для решения поставленных задач. Этот уровень необходимо поддерживать и развивать. Время не стоит на месте. Враг силен, а нам необходимо на шаг опережать противника. Современный облик органов безопасности — это, в первую очередь, люди. От их профессионализма и отношения к делу, от их моральных качеств зависит не только эффективность деятельности структуры, но и авторитет органов безопасности в целом.
Мы неизменно стремимся к тщательному подбору кадров. Сотрудники министерства представляют собой надежный и здоровый потенциал для нашего государства. История знает немало ярких примеров, когда из рядов органов безопасности вышли честные и грамотные люди, которые создавали крепкую опору государственной власти и для которых любовь к Отечеству — это не пустой звук. Хочу особо подчеркнуть, что Министерство государственной безопасности — не обособленная структура, а органичная часть приднестровского общества. На плечах приднестровских чекистов сегодня лежит очень ответственная и непростая задача обеспечения безопасности республики и ее граждан. Наши сотрудники воспринимают службу в органах безопасности как высокую честь, особое доверие приднестровцев и стараются оправдать его реальным наполнением своей служебной деятельности. И как бы ни старались недоброжелатели приклеить нашему ведомству ярлык зоны отчуждения, я твердо заявляю, что приднестровский чекист — это достойный представитель мужественного и волевого приднестровского народа. У него те же радости и заботы, те же трудности и проблемы, что и у каждого простого гражданина. Мы, так же как и все приднестровцы, всей душой болеем за нашу Родину и стремимся обеспечить мирное и процветающее будущее для наших детей. И в этом нам очень важно чувствовать понимание и поддержку всех приднестровцев. И эта поддержка имеется! Наша работа строится на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина. Но с врагами нашего государства, где бы они не находились, у нас всегда будет отдельный разговор. Каким бы изворотливым не было зло, оно будет выявлено и наказано.
Тот, кто стоит на пути мужественного и свободолюбивого народа, кто зомбирован властью денег, обречен на поражение. Товарищи офицеры, вас всегда отличают патриотизм и чувство высокой гражданской ответственности за судьбу государства, верность воинской присяге. Для вас честь и смелость, мужество и готовность к самопожертвованию — это не просто слова, они наполнены глубоким внутренним содержанием. Это основа нашей с вами жизни. Вы избрали непростой путь. Но каждым новым днем своей службы вы доказываете нашему народу, что достойны такого пути. От имени Коллегии МГБ ПМР и от себя лично сердечно поздравляю всех сотрудников и военнослужащих Министерства госбезопасности, наших ветеранов с 16-й годовщиной образования органов безопасности Приднестровья. Желаю вам успехов в службе на благо Отечества.
Верность, мужество, честь! Да здравствует Приднестровская Молдавская Республика!