25 мая 2009 года в столице Приднестровья Тирасполе состоялся международный Круглый стол «Опыт и перспективы государственного строительства. Российская Федерация и Приднестровская Молдавская Республика: общее и особенное». Организаторами мероприятия выступили МИД ПМР и «Фонд развития Государственного права и гуманитарных проектов». В работе Круглого стола приняли участие президент ПМР Игорь Смирнов, глава МИД ПМР Владимир Ястребчак, министр юстиции Сергей Степанов, глава МВД ПМР Вадим Красносельский, государственный советник президента ПМР Анна Волкова, председатель межпартийного консультативного Совета Олег Смирнов, профессор РГГУ Людмила Адилова, эксперты, главы госадминистраций и председатели местных советов. Ведущим мероприятия была советник председателя Совета Федерации России, Сергея Миронова, Марина Смирнова.
В своем выступлении Игорь Смирнов подчеркнул неизменность курса Приднестровья на независимость и союз с Россией. При этом он отметил важность таких базовых факторов как культура, образование и воспитание. Всё это в Приднестровье соответствует традициям и нормам российского социокультурного пространства и дает основания для максимальной интеграции Приднестровья и России. В свою очередь выступивший в качестве эксперта на данном мероприятии лидер ММК-НДП «ПРОРЫВ!» Дмитрий Соин отметил следующее:
Пророссийское содержание Приднестровья имеет как общие, так и вполне конкретные составляющие. К общему мы можем отнести российскую ментальность проживающего здесь населения. Причем независимо от того, к каким этническим группам относятся люди. И русские, и молдаване, и украинцы, и представители других этносов одинаковы в своих симпатиях и любви к России. Это объясняется историческими, социокультурными, геополитическими, экономическими и военно-стратегическими обстоятельствами. Так исторически эта территория приобрела свой благородный ореол в результате присоединения к Российской Империи. Административная и социальная инфраструктура, экономика, образование, культура возникали здесь при прямом участии России. Да и сам уникальный этногенез приднестровской общности оказался возможным только благодаря вхождению этой территории в состав России. Исторически так сложилось, что сначала русский, а потом советский солдат, всегда как освободитель и защитник приходил в Приднестровье. Последний раз в 1992 году, когда российская армия и миротворческий контингент остановили агрессию Молдовы, воспрепятствовав тем самым геноциду мирного приднестровского населения. Этот факт имплантирован в сознание каждого приднестровца на уровне генетической памяти. По этому, не удивительно, что наш народ стремится в Россию. Более того, мы всегда подчеркиваем, что Приднестровье – это и есть часть России.
Касаясь конкретного выражения нашей пророссийской ориентации, хочется подчеркнуть, что 17 сентября 2006 года 97% проголосовавших на Референдуме приднестровцев, высказались за независимость и союз с Россией. Проводимые нами социологические опросы показывают, что и сегодня рейтинг России в глазах приднестровцев близок к 100%.
Интересный факт, уровень доверия граждан Приднестровья к телеканалам России намного выше, чем к местным. Так, рейтинг доверия к российскому Первому каналу значительно выше, чем к государственному телевидению Приднестровья и частному телеканалу ТСВ. Каждый приднестровский политик понимает, что одно появление на любом российском телеканале стоит большего, чем ежедневное присутствие на внутренних телеканалах. В этой связи вполне логично, что не только население, но и политические элиты ПМР настроены пророссийски. Имеет место своеобразная конкуренция за право называться «связанной с Россией партией». На этой почве очень популярны различные соглашения приднестровских партий с партиями Российской Федерации. Естественно, что такое положение дел не только актуализирует, но и делает реально реализуемой пророссийскую реформу Конституции и иного законодательства в Приднестровье.
Мы можем долго спорить о том, какие детали и нюансы может включать в себя реформа. Но, на наш взгляд, есть основополагающие вопросы, которые должны быть обязательно в неё включены. В первую очередь нам следует изменить избирательное законодательство, внедрив по российскому стандарту пропорциональную выборную систему. Без неё политические партии Приднестровья так и останутся «бумажными тиграми». Нам так же необходимо ввести должность премьер-министра и учредить правительство. Президент в соответствии с тем, что наша республика является государством с президентской формой правления, должен иметь право на роспуск парламента и отставку правительства в строго оговоренных Конституцией случаях. Также необходимо вдохнуть новую жизнь в гражданское общество Приднестровья. Для этого следует учредить независимую Общественную палату и обеспечить равный доступ к СМИ всех легально действующих на территории ПМР партий и общественных организаций.
Созданная в России политическая система полностью соответствует международным стандартам по демократии. Более того, по некоторым аспектам она даже превосходит политические системы западных стран. В этой связи Приднестровье может смело ориентироваться на российские конституционные и законодательные стандарты. Сам факт проведения пророссийской реформы будет поддержан обществом и теми элитами, которые не на словах, а на деле, ориентированы на Москву. Это обеспечит устойчивость, стабильность и долговременные, вплоть до международно-правового признания перспективы Приднестровья.