iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

«С-Центр»: Холодная Война в Приднестровье

Холодная война в Приднестровье продолжается. Ее начало было положено 15 апреля на сессии Верховного Совета. В этот день спор между президентом и парламентариями по поводу конституционных поправок  известных как «инициатива 16»  достиг своего апогея. Игорь Смирнов расценил предлагаемые депутатами поправки в конституцию как прямое посягательство на президентскую вертикаль и исполнительную власть в целом. Дело в том, что поправки повышали уровень отчетности и президента и министров перед Верховным Советом, ликвидировали институт вице-президента, повышали политический статус парламента в ситуациях экстремального характера, например при досрочном сложении президентом своих полномочий.  В этом случае, согласно поправок не вице-президент становится исполняющим обязанности президента, а назначаемое парламентом лицо. Сами поправки в конституцию находятся в правовом поле, депутаты имеют право на их внесение, рассмотрение и принятие. Но вопрос сразу приобрел радикально политизированный крен. Произошло это из-за того что в ходе дискуссии  Игорь Смирнов неоднократно пытался призвать депутатов отложить рассмотрение поправок, передать их для изучения в комиссию по гармонизации законодательства России и Приднестровья. Однако эти просьбы не повлияли на народных избранников. 39 из 40-ка присутствовавших в зале проголосовало за поправки в конституцию. Президент в знак протеста покинул зал заседаний. Вместе с ним вышли все представители исполнительной власти. Над Приднестровьем стали сгущаться тучи конфликта властей.  И он не заставил себя долго ждать. Слава богу, пока только в информационной плоскости. Первым удар нанесла президентская вертикаль. Было опубликовано заявление пресс-службы президента. Из текста следует, что действия депутатов были достаточно болезненными для него:

Сообщение пресс-службы Президента

15 апреля Президент ПМР Игорь Смирнов принял участие в сессии Верховного Совета. В ходе заседания рассматривалась законодательная инициатива 16 депутатов, направленная на внесение ряда изменений в базовые положения действующей Конституции. Озвучил эти предложения председатель Верховного Совета Евгений Шевчук. Смысл данных поправок заключается в попытке ряда депутатов ограничить закрепленные Конституцией полномочия и компетенцию исполнительной власти и пересмотреть основные принципы системы управления государством. При этом подается это как гармонизация с российским законодательством.

Но фактически данные инициативы создают условия для возможности вмешательства законодательной власти в деятельность исполнительной, что недопустимо, поскольку является нарушением Конституции, принятой в нашем государстве всенародно в 1995 году. Сегодня речь идет о первом чтении. Но, учитывая важность конституционных законов, еще до рассмотрения и принятия в первом чтении, их необходимо обсуждать в рамках соответствующей комиссии, которая была создана Президентом. Речь идет о гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, в том числе и Конституции. На паритетных началах там представлены все ветви власти и общественность. Это гарантирует действительно широкое обсуждение столь важной проблемы всеми слоями общества, а не только депутатами.

Так как данная процедура соблюдена не была, Президент предложил отложить принятие проекта конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР» в первом чтении и приступить к его широкому обсуждению.

Обращаясь к депутатам, он отметил, что подобная проблема не нова. Многие государства в своем развитии прошли через это. Еще в 18 веке известный французский философ Шарль Луи Монтескье сказал: «Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим. Так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую она только пожелает, она уничтожит все прочие власти, вмешиваясь в исполнительную, судебную, подчеркивая тем, что мы – законодатели».

Что сейчас и происходит. Практикуемое Верховным Советом постоянное выдергивание отдельных конституционных положений, норм и изменение их трактовки в свою пользу уже привело к перераспределению полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти. А в демократическом государстве это недопустимо.

Верховный Совет не принял во внимание позицию Президента и голосованием утвердил предлагаемый депутатами законопроект в первом чтении. Поэтому Глава государства вместе с представителями исполнительной власти отказался участвовать в этом укороченном законодательном процессе.

В остальных вопросах схема работы исполнительной и законодательной властей остается прежней.

Обращаясь к депутатам, Президент подчеркнул, что «не надо быть сторонниками беспримерной борьбы, в результате которой останется только хвост от Вас и от нас». А значит, от нашего государства, – напомнил Игорь Смирнов слова видного российского политика и экономиста 19 столетия Георгия Плеханова.

Надо думать, что господа депутаты понимают всю значимость происходящих событий и оценивают те последствия, к которым могут привести страну такие решения.

В этот же день по инициативам шестнадцати были нанесены информационные удары государственным телеканалом. На экранах появились общественники из ОСТКа, патриотической партии и ряда других организаций, которые осудили действия депутатов.

В ответ на это парламентская пресс-служба ответила встречным заявлением:

В связи с распространением на официальном сайте Президента Приднестровской Молдавской Республики сообщения пресс-службы Президента о законодательном процессе в Приднестровской Молдавской Республике пресс-служба Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики считает необходимым сообщить нижеследующее.

Внесенная депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики 11 марта 2009 года законодательная инициатива в полном соответствии с Конституцией и Регламентом Верховного Совета была обсуждена 15 апреля сего года в присутствии Президента Приднестровской Молдавской Республики и принята в первом чтении тридцатью девятью голосами «за» и одним – «против». Данная инициатива не предусматривает пересмотра основных принципов системы управления государством, а направлена на повышение эффективности деятельности как представительных, так и исполнительных органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики. Пресс-служба Верховного Совета выражает надежду на то, что под попыткой пересмотра основных принципов управления государством пресс-службой Президента понимается не та часть законопроекта, которой предлагается исключение из Конституции института вице-президентства с учетом предложений об уменьшении управленческих структур и расходов на их содержание, а также с учетом отсутствия аналогичного поста в Российской Федерации. В противном случае такой подход авторов указанного сообщения мог бы быть расценен как попытка введения в заблуждение населения Приднестровья.

Следует отметить, что основополагающие подходы к организации управления государством, широко изложенные в общей теории государства и права и зафиксированные конституциями Приднестровской Молдавской Республики и большинства демократических стран мира, базируются на постулатах о том, что государственная власть осуществляется народом через избираемых народных представителей, коими являются Президент и депутаты различных уровней, наделенные соответствующими полномочиями.

В связи с возможной активизацией усилий по формированию искаженного контекста для широкой общественной дискуссии вокруг принятого Верховным Советом в первом чтении 15 апреля сего года законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики» пресс-служба Верховного Совета обращает внимание на тот факт, что в соответствии с требованиями действующего законодательства данная законодательная инициатива была направлена 11 марта 2009 года всем субъектам права законодательной инициативы. Также в целях обеспечения возможности ознакомления с данным законопроектом широких общественных кругов законопроект был размещен на сайте Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в режиме открытого доступа.

Пресс-служба Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики призывает руководствоваться правовыми подходами и оперировать юридическими категориями, а не реализовать практику необоснованных интерпретаций, базирующихся на соображениях политической конъюнктуры. Более того, такие действия могут рассматриваться как воспрепятствование реализации конституционных полномочий депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, что может квалифицироваться как нарушение Конституции, влекущее ответственность, предусмотренную законодательством.

Пресс-служба Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики призывает граждан республики не поддаваться на возможные провокационные инсинуации, для которых, судя по демонстрируемым подходам, критериями оценки тех или иных законодательных инициатив и решений служат не эффективность организации государственной власти и механизмов взаимодействия различных ветвей власти, а иные категории, основанные, скорее, на эмоциях.

Возникающие разногласия в понимании сущности тех или иных конституционных процедур и споры по этому поводу не должны становиться дестабилизирующими факторами, а должны решаться в рамках правового поля, в соответствии с механизмами, предусмотренными действующим законодательством республики. Ход обсуждения, в частности, данного законопроекта подтверждает наличие в Приднестровской Молдавской Республике плюрализма мнений и возможности реализации соответствующих предложений через институциональные основы государственного управления, закрепленные Конституцией ПМР.

Пресс-служба Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики вновь подтверждает, что Верховный Совет, как и прежде, нацелен на взаимодействие с исполнительными органами государственной власти, несмотря на имеющиеся различные точки зрения, в частности, по рассматриваемому законопроекту. Пресс-служба Верховного Совета выражает уверенность, что наличие различных мнений является одним из элементов, позволяющих осуществлять поиск оптимальных решений, что ведет к повышению социальной защищенности граждан Приднестровской Молдавской Республики и укреплению приднестровской государственности.

Справочно : Данная законодательная инициатива депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики касается именно тех разделов Конституции, которые были изменены по инициативе Президента Приднестровской Молдавской Республики, внесенной 23 декабря 1999 года и принятой Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 июня 2000 года №310 – КЗИД «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики».

Однако уже вечером 16 апреля по государственному телеканалу ряд лидеров общественных организаций выступили вновь атаковали  Верховный Совет и лично Евгения Шевчука, используя обвинения в попытке госпереворота и гармонизации законодательства не с Россией, а с Молдовой.

Предлагаем вниманию отдельные реплики, которые отражают общую направленность дискуссии (приводится с сайта Ольвиа-пресс):  Председатель Слободзейского Объединенного совета трудовых коллективов (ОСТК) Юрий Затыка сегодня отметил, что «был удручен тем, что случилось на сессии Верховного Совета». Он выступил с критикой в адрес партии «Обновление», имеющей большинство в приднестровском парламенте. По словам Юрия Затыки, «многие люди сегодня находятся в недоумении по поводу решения депутатов». Председатель Слободзейского ОСТК считает, что сегодня можно и нужно поставить вопрос о недоверии парламентариям.Лидер Союза русских общин Приднестровья Виктор Арестов на сегодняшнем заседании высказал мнение, что вчерашнее решение Верховного Совета стало «первым шагом к госперевороту». По словам Арестова, то, что предлагают депутаты, больше похоже не на российскую модель, а на парламентскую республику в Молдове. «Идет гармонизация законодательства не с Россией, а с Молдовой. Очевидно, это делается для того, чтобы затем было легче нас интегрировать в Молдову. Мы должны довести до сведения избирателей, к чему может привести инициатива Верховного Совета, а привести она может к предательству нашей республики», – считает председатель Союза русских общин.

Бывший депутат Верховного Совета Михаил Катков, который возглавляет другую крупную общественную организацию – Союз ветеранов Афганистана, сегодня обратил внимание на то, что парламентарии проигнорировали мнение гражданского общества при принятии вчерашнего законопроекта. Подавляющее большинство общественных организаций, как известно, выступило против него еще до первого чтения.

Михаил Катков считает, что законопроект был несвоевременным, тем более в нынешних условиях. «Меня удивляет, что такие законодательные инициативы, которые будоражат общество, внутриполитическую ситуацию, вносятся в момент экономического кризиса», – сказал сегодня лидер «афганцев».

Активист Объединенного совета трудовых коллективов Георгий Комарницкий сравнил события в Приднестровье с конституционным переворотом 1990-ого года в Молдавской ССР. «Тогда всенародно избранный Верховный Совет тоже фактически упразднил молдавскую государственность», – отметил Комарницкий.

По его мнению, «законодательная власть в ПМР сегодня действительно приобрела определенные деспотические черты». Георгий Комарницкий, в частности, указал на то, что с 2003 года депутаты «серьезно ограничили свободу средств массовой информации».

Понятно, что такие выпады не могли пройти цензуру государственного телеканала не будь на это воли руководства министерства информации и телекоммуникаций. Из этого можно сделать вывод, что в Приднестровье стартовала первая в истории  республики серьезная «холодная война» ветвей власти.

Чем ответит парламент на действия оппонентов сказать сложно. В тот вечер, когда депутатов на государственном телеканале разоблачали общественники по частному каналу  ТСВ партия «Обновление» то же продемонстрировала свою силу. Очередная группа учителей и школьников села Терновка вступила в ее ряды.