iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Дина Коноплева: Скинемся банкам Приднестровья!

В приднестровских обменниках процветает жульничество  –  таблички с курсом валют вводят в заблуждение клиентов, совершающих валютные операции.

Два месяца, проведенные мной в России на зимней учебной сессии, не прошли даром. Судя по всему, не прошли они даром и для Приднестровья. По возвращению в родной Тирасполь выяснилось, что банки республики решили побороться с кризисом при помощи эдакого «ноу-хау» – технологии облапошивания простых граждан.

Решив обменять рубли ПМР на доллары США, я направилась в одно из отделений Сбербанка. Курс доллара США по отношению к рублю ПМР, судя по тому, что написано на информационной табличке обменного пункта, составляет около девяти с половиной рублей ПМР за один доллар США. Протягиваю работнику банка тысячу рублей ПМР в полной уверенности, что получу сто долларов США, ну и немного сдачи в рублях. Кассир, проведя нужные операции, возвращает мне около девяноста долларов. Я, понимая, что меня хотят либо обмануть, либо работник действительно просчитался, еще раз пересчитываю сумму, переданную мне. Нет, не ошиблась. Действительно, всего лишь девяносто долларов.

Естественно, обращаюсь к кассиру с вопросом «а в чем, собственно говоря, дело? Где оставшиеся десять долларов, законно мне положенные». Ответ оказался прост. Сбербанк ПМР изымает «комиссионный сбор» в размере десяти процентов за каждую операцию по покупке долларов США. Я возмущаюсь и поясняю, что ни в России, ни даже в Молдове таких бредовых правил никогда не было. К примеру, банки Молдовы зачастую взимают проценты за обратную операцию – продажу, но никак не покупку клиентом долларов США. Процент устанавливается не банком, и не в пользу банка. Это – прерогатива Парламента, вносящего соответствующие изменения в налоговое законодательство. Может быть, в мое отсутствие власти обязали банки пополнить республиканский бюджет за счет налогообложения валютных операций? Если нет, тогда что это за «комиссионный сбор»? Кассир, естественно, не являясь ни заинтересованным лицом, ни человеком, сочиняющим жульнические «правила», ничего внятного объяснить не может. Я прошу назад мои рубли ПМР.

Как выяснилось чуть позже, так называемые «комиссионные сборы» различных банков Приднестровья за покупку долларов США варьируются от трех до десяти процентов. Это не единовременные сборы в размере двух-четырех рублей РФ (около рубля ПМР) в мини-отделениях банков в центре города Брянска или Москвы,  на оплату, допустим, аренды дорогой площади для этого самого обменного пункта в проходном месте, или бумаги, на которой выбивается банковская справка на вывоз валюты. Что же это в таком случае, как не бессовестное жульничество? Представьте себе, хочешь купить сто долларов, а тебе за те же деньги дают только девяносто. А если мне захочется десять тысяч долларов купить, с меня возьмут триста, а то и все тысячу долларов в качестве непонятных «комиссионных»? Я все, конечно, понимаю. Финансовый кризис, массовые увольнения, падение курсов мировых валют, таяние золото-валютных резервов… Но рядовые граждане тут причем вообще? Ни я, ни мои близкие, ни один гражданин ПМР не обязаны содержать местных банкиров – они неплохо себя чувствовали весь период «финансового бума», да и раньше не голодали. По-моему, граждане не брали у банка деньги в долг и никаких «процентов» ему не должны.  

Судя по всему, банки решили скрыть настоящий курс доллара США по отношению к нашему «незыблемому» рублю ПМР. Вводить население в заблуждение таким способом – по меньшей мере, нечестно. Получается, что банковские служащие беззастенчиво пускают гражданам пыль в глаза. Как минимум, это подрывает доверие к банковской сфере. Чего ждать в следующий раз?

В России, дабы сгладить непростую ситуацию и резко не девальвировать рубль РФ, правительство вбрасывало колоссальные средства в поддержку банков и валюты. Возможно, там это имело смысл. Тем не менее, курс рубля РФ по отношению к доллару США всегда оставался прозрачным, и ни один банк не наглел до такой степени, чтобы со своих граждан, по сути, самим себе в плюс брать сумму, закамуфлированную под некие «комиссионные». Сегодня – десять процентов, а завтра – пятьдесят, к примеру? А на бумажке – дутый курс, заниженный в два раза?

Приднестровье же отличилось как всегда. Президент, я надеюсь, вмешается в ситуацию и обяжет профильное министерство принять все возможные меры по предотвращению жульничества в банковской среде. Может быть, стоит обратить внимание Прокуратуры на эту нездоровую ситуацию.  Тем не менее, очень неприятно, вернувшись из России, сразу же получить такой вот «подарок» на Родине. Еще один предмет для размышлений о том, насколько наша финансовая система прозрачна, и насколько соответствуют реальному положению вещей цифры в отчетах госчиновников.  

Дина Коноплева