/
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Спикер Парламента ПМР: "Россия для нас – основной экономический партнер"

Спикер Парламента ПМР: "Россия для нас – основной экономический партнер"

Политика
//
15:05, 15 декабря 2015
//
922
Как сообщает ИА "ТИРАС" со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, накануне в Тираспольском филиале Московского института предпринимательства и права состоялась научно-практическая конференция на тему "Современная социально-экономическая и правовая система России: проблемы устойчивости развития". В ней приняли участие преподаватели этого института, студенты, приглашенные представители органов власти, гости из других ВУЗов.

В рамках данного мероприятия выступилтакже спикер приднестровского парламента Михаил Бурлара, который рассказал слушателям о взаимодействии Приднестровья и России в сфере экономики:


 

«Обозначу несколько тезисов по поводу наших связей с Россией, их значимости и потенциала дальнейшего расширения. В первую очередь, Российская Федерация создает нам энергетическую базу путем поставок газа. В республике была осуществлена программа газификации. От поставок газа зависят деятельность большинства наших предприятий и жизнедеятельность населения. Благодаря российскому газу работают крупные предприятия-налогоплательщики, такие как металлургический и цементный заводы, Молдавская ГРЭС. О последней хочу сказать особо. Электростанция – важное звено взаимодействия Приднестровья с Россией. Она не просто крупный потребитель газа, но и  собственность Российской Федерации в лице компании «Интер-РАО». Молдавская ГРЭС, потребляя российский газ, вырабатывает электроэнергию, которая экспортируется в том числе и за пределы ПМР.
Мы с Россией за газ, к сожалению, пока не рассчитываемся. На этой основе у нас возникает еще две разновидности связей. Те деньги, которые платят предприятия и население республики, накапливаются на специальном газовом счете. Мы при необходимости берем их оттуда взаймы. За счет этих займов решаем многие социальные проблемы. Это с одной стороны. С другой, есть такое понятие, как долговые обязательства. Мы связаны с Россией своими долгами. Они огромны – превышают 5 миллиардов 700 миллионов долларов. Как говорят: если я вам должен рубль, то это мои проблемы, если я вам должен тысячу долларов – это уже ваши проблемы. Так что эта связь достаточно устойчивая.
Возвращаясь к вопросу собственности как связующему элементу. На территории Приднестровья есть ряд объектов, которые являются собственностью РФ. Россия заинтересована, чтобы они хорошо функционировали, и она защищает нашу республику, имея здесь свои экономические интересы. Немаловажно и вхождение наших предприятий в корпоративные структуры России. Речь идет о заводе «Прибор», который является составляющей корпорации «Салют», «Молдавкабель» в составе «Севкабель» и других объектах.
Следующий аспект. Многие наши граждане задействованы на рынке труда России. В хорошие годы, когда в России была хорошая конъюнктура на рынке и ее экономика функционировала чуть лучше, чем сейчас, мы получали через переводы суммы, эквивалентные доходам республиканского бюджета. Самая крупная – более 200 миллионов долларов в течение года. Это очень важный элемент наших связей.
Еще один объединяющий элемент – получение приднестровцами российской пенсии.  Сегодня ее предпочли 11% потенциальных получателей, но процесс еще не завершен, и показатель будет гораздо выше. В результате высвобождаются суммы, которые мы можем направлять на внутренние выплаты приднестровским пенсионерам.
Не могу обойти вниманием и тот факт, что Россия способствует разработке программ социально-экономического развития республики. Над этим вопросом плотно работал российский Центр стратегических разработок, который разрабатывал стратегию-2020 для самой России и «2025» для ПМР.
Россия также способствовала проведению в Приднестровье переписи населения. Первая состоялась в 2004 году, вторая – в 2015-м. Приведу пример. Сканер, который обрабатывает анкеты, стоит 20 тысяч долларов, программное обеспечение к нему – 26 тысяч долларов, расходные материалы – еще четыре. Итого 50 тысяч долларов. И это только один атрибут, предоставленный Россией. Её помощь – материальная, методологическая, техническая – колоссальна.
Несколько слов относительно перспектив нашего с Россией взаимодействия на экономическом поприще. Мы очень заинтересованы в российских рынках сбыта. Конечно, переориентировать весь экспорт на Россию невозможно. Во-первых, Европа работает  с нами на основе давальческого сырья, то есть, грубо говоря, использует нашу дешевую рабочую силу. Во-вторых, собственниками многих наших предприятий, которые работают на Европу, являются европейцы. В-третьих, рынок России достаточно насыщен той продукцией, аналоги которой производят наши предприятия. Например, легкая промышленность. Россия получает много продукции из Ирана, Пакистана, Китая. Нам тяжело с ними конкурировать. Но, тем не менее, есть несколько ниш, которые мы могли бы заполнить. Я неоднократно обращался в Государственную Думу, в Совет Федерации, в Управление межрегионального сотрудничества при Президенте РФ, непосредственно к Дмитрию Рогозину, его помощнику Дмитрию Лоскутову с предложениями о том, чтобы Россия инвестировала средства в приднестровскую экономику на создание перерабатывающих предприятий. Они перерабатывали бы сырье, которое можно у нас производить. На этих предприятиях работали бы наши люди. Продукция экспортировалась бы в Россию. Последние события, связанные с Турцией, говорят о том, что освободилась ниша, где мы могли бы быть полезны. Таким образом, Россия сама создаст свои собственные предприятия на нашей территории. Они будут работать по российским стандартам, а значит, продукция будет соответствовать ее требованиям. И что крайне важно, Россия автоматически обеспечит нам рынки сбыта.
Кроме того, мы должны активнее использовать такие формы, как межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество. Можно заключать соглашения на уровне областей или городов. Международное право в этом нас не ограничивает. У нас есть небольшой опыт: действует договор между Дубоссарами и подмосковным Чеховым, есть соглашение с Архангельской областью. Эту практику надо расширять.
И несколько фраз о межпарламентском сотрудничестве. Мы гармонизируем свое законодательство с российским. Это продекларировано, но на практике все не так просто. Не получается абсолютной гармонизации. Это не значит, что мы не ориентируемся на Россию, но мы должны действовать разумно. Россия – признанное государство, мы – нет. Говорят, возьмите за основу законодательство одного субъекта Российской Федерации. Тоже не получается, ведь у них нет общегосударственных функций, а у нас они есть. Следующий момент: Россия – федеративное государство, мы – унитарное. В России в каждом субъекте есть свое законодательное собрание. Согласитесь, было бы смешно создать законодательное собрание Григориопольского района. Далее. В России есть закон о миграции. Она сдерживает миграционные потоки, направленные в ее сторону. Мы же стремимся удержать население в республике. Нельзя забывать и о том, что в России есть явления, которые у нас отсутствуют, к примеру, морское законодательство. Я могу привести еще десятки таких примеров. И Россия, и мы декларируем импортозамещение, но ее модель никак не может быть применена у нас. Россия производит практически весь спектр товаров, которые есть в мире. Мы при всем своем желании очень ограничены в этих возможностях. Приднестровье относится к так называемой открытой экономике, где 90-95% производимой продукции уходит за рубеж и еще больше приходит из-за рубежа. 
Не могу не сказать и про налоги. Копировать один к одному российскую налоговую систему невозможно. Почему-то умалчивается о налоге, который в России играет ведущую роль, – на природные ресурсы. В России львиная доля налоговых поступлений связана с  природным газом, углем, нефтью,  лесом-кругляком, морепродуктами и так далее. Увы, даже если мы введем этот налог у нас, мы вряд ли соберем много средств. Есть у нас, конечно, плодородные почвы, но все прекрасно знают, что сами по себе они ничего не дают. Они требуют вложений.
Россия для нас – основной экономический партнер. Она нам помогает по всем направлениям. Мы, насколько это возможно, ориентируемся на российское законодательство, но, естественно, в пределах разумного. Что очень важно, у нас налажены взаимоотношения с Думой и с Московской государственной юридической академией имени Кутафина, которая помогает нам в экспертизе законопроектов.  Мы им очень благодарны».

 

 

Система комментирования SigComments

Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×