ИА “ТИРАС”, публикует взгляд на изгибы молдавского политического процесса эксперта-молдововеда Никиты Комарова. В центре внимания аналитика – перспектива прямых президентских выборов в этой стране.
На протяжении нескольких месяцев, задолго до начала протестных акций, в Молдове была и остается популярна идея изменения конституции страны в пользу проведения прямых президентских выборов (в данный момент глава страны избирается парламентом). Изначально приверженцами такой мысли была исключительно оппозиция: как левоцентристская (ПСРМ и «Наша партия), так и правая (платформа «Достоинство и правда»). Однако в последнее время все больше депутатов пока еще формально существующей правящей коалиции также высказываются за проведение прямых выборов президента.
Теперь постараемся проанализировать ситуацию, при которой парламент Молдовы пошел «на попятную» и проголосовал за изменение конституции. Избрание народом или назначение президента парламентом автоматически ставит крест на возможности досрочных парламентских выборов. Напомним, что по конституции страны, в том случае, если депутаты не могут избрать президента в течение трех месяцев с момента ухода со своего поста предыдущего (в нашем случае – Тимоффти, срок которого истекает в конце марта), то парламент распускается, и назначаются досрочные парламентские выборы. Разумеется, для России гораздо важнее получить парламентское большинство, стремящиеся развернуть вектор развития страны с запада на восток, нежели иметь пророссийского президента страны. Однако, судя по всему, левой оппозиции важнее продавить прямые выборы президента, нежели досрочные парламента, что является довольно таки странным. В случае одобрения данной инициативы, борьба разразится между пророссийским и проевропейским лидером. От оппозиции, скорее всего, будет выступать Игорь Додон, так как согласно конституции, президентом может быть лицо, не моложе 40 лет, в то время как другому популярному пророссийскому лидеру Ренато Усатому 37 лет. Наивно полагать, что ЦИК и контролирующий его Плахотнюк позволят Додону стать президентом, и с минимальным перевесом в несколько процентов во втором туре победит кандидат от проевропейских сил (предположим, что это Юрие Лянкэ). Подобная ситуация возникла при выборах примара Кишинева, где во втором туре Зинаида Гречаная уступила Дорину Киртоакэ (46,46% против 53,54%). В этом случае политический кризис в стране можно будет считать завершенным, и как минимум до 2018 года другого подобного шанса на победу пророссийских сил не будет.
В данный момент существует слишком много противоречий между парламентскими партиями, поэтому консолидация депутатов для избрания президента невозможна. ЛДПМ, обиженная на Влада Филата, ни при каких условиях не желает сотрудничать с демократами. Гимпу заявил, что никогда не войдет в альянс с коммунистами. «Группа Лянкэ» также отрицает свое сотрудничество с олигархическими партиями. Именно поэтому левоцентристская оппозиция должна отбросить на второй план идею о прямых выборах президента и добиваться проведения только лишь досрочных парламентских выборов.