Как сообщалось ранее на ИА “ТИРАС”, 24 декабря состоялась ежегодная итоговая пресс-конференция Главы Приднестровья Евгения Шевчука. В ходе диалога с журналистами затрагивалась сложившаяся ситуация во взаимоотношениях Тирасполя и Киева. В частности, отвечая на вопрос корреспондента “Воспринимает ли Приднестровье Украину как угрозу, и какого рода угрозы ожидаются со стороны Украины?”, Евгений Васильевич ответил следующее:
“Украина – страна-гарант в переговорах и мирном урегулировании. Для нас очень важно то, что происходит в Украине, в соседнем государстве, с которым у нас сложились родственные, экономические связи. Это развивалось веками. Приднестровцы к Украине относились и относятся доброжелательно. То, что в Украине к власти пришли определенные политические силы, у которых своеобразное видение взаимоотношений с Приднестровьем, конечно, это для нас довольно серьезная проблема, потому что мы ощущаем на себе не только информационное давление путем вбрасывания в первую очередь в украинские СМИ дезинформации, связанной с возможными так называемыми военными рисками. Против Приднестровья направлены конкретные ограничения. В первую очередь это ограничения в отношении граждан Российской Федерации, проживающих в Приднестровье. Мы в свое время полагали, что эти ограничения будут применены в силу каких-то обстоятельств на короткий период времени. Однако мы видим, что ситуация не меняется. Вводятся ограничения на довольно длительный срок в отношении определенной категории приднестровских граждан, имеющих российское гражданство. Советники Президента ПМР, в том числе, получили соответствующие документы. В них говорится о том, что им запрещен въезд на территорию Украины на протяжении 2-3 лет. Это, на мой взгляд, демонстрирует некую агрессивность по отношению к Приднестровью. Я имею в виду последние заявления. Хотя они повторялись с той или иной периодичностью на протяжении последних 6-8 месяцев.
Мы знаем и о том, что проводятся периодические консультации между Украиной и Молдовой, я имею в виду органами государственной власти, в направлении того, как распространить фактически с помощью Украины молдавское законодательство на территории Приднестровья вне рамок переговорного процесса. Эти действия, на наш взгляд, не являются конструктивными. Провоцированием напряженности проблему не решить – ее можно только усугубить. В этой связи мы всегда открыто выступали за добрососедские отношения. Мы никогда не проявляли никакой агрессии ни в отношении Молдовы, ни в отношении Украины. Мы не концентрировали вооруженные формирования ПМР на границе. Вместе с тем отмечаем иное: представители силовых министерств Украины заявляют о некой военной угрозе, что является попросту ложью. Почему это делается, сложно сказать. Некоторые эксперты высказывают мнение, что находиться на территории Украины ближе к приднестровской границе гораздо безопасней, чем под Донецком. Другие высказывают предположение, что нужно списать определенную сумму денег в бюджете Украины. Это право Украины концентрировать на своей территории те или иные вооруженные формирования, но таким образом они, безусловно, демонстрируют агрессивные действия.
Надеюсь, что пройдет еще немного времени, когда объективная обстановка в самой Украине, на приднестровско-украинской границе даст основание полагать, что военных рисков и угроз для Украины со стороны Приднестровья не существует. При этом, когда в украинских СМИ постоянно муссируется эта тема, на мой взгляд, она является явно заказной. У этих СМИ нет альтернативного мнения для анализа украинскими гражданами того, что реально происходит. Как известно, в Приднестровье в отличие от Украины транслируются украинские, российские СМИ. Европейские СМИ тоже представлены в телевизионных пакетах. У приднестровских граждан есть возможность и сравнить информационные сообщения, и сделать соответствующие выводы. На мой взгляд, у украинских СМИ недостаточно достоверная информация о происходящем.
Что касается экономических вопросов. Мы уже ощущаем последствия введенных с августа ограничений: от односторонних действий Украины есть потери по таможенным пошлинам, по акцизным сборам. Мы считаем, что попытки ряда руководителей в Украине не замечать того факта, что Приднестровье существует, идут вразрез с документами переговорного процесса, в которых четко изложено, как должны поступать Кишинев и Тирасполь, страны-гаранты или участники переговорного процесса. Напомню один из таких постулатов: любые решения Молдовы по вопросам, затрагивающим интересы Приднестровья на международной арене, должны приниматься по согласию сторон, то есть по согласию Тирасполя и Кишинева. Однако мы видим отчетливо, что с 2003, 2004, 2006 годов в Кишиневе занята иная позиция, которая явно противоречит документам переговорного процесса. Думаю, что для конструктивного диалога нужно уходить от различных клише и обвинений, которые не несут под собой соответствующей почвы. Тогда мы можем искать взаимовыгодные пути решения для стабильности в этом регионе Европы”.