НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Между Вильнюсом и Москвой, или что ждет Украину?

Между Вильнюсом и Москвой, или что ждет Украину?

Политика // 18:10, 12 декабря 2013 // 1747
ИА «ТИРАС» публикует аналитику, посвященную событиям в Киеве, молдавского эксперта, доктора истории Руслана Шевченко.
 
Вильнюсский саммит стал водоразделом в дальнейшей судьбе сразу нескольких постсоветских стран. Молдова и Грузия ожидаемо парафировали на нем соглашения о свободной торговле с ЕС. Украина, против ожидания, незадолго до саммита сделала крутой разворот в другую сторону и отказалась подписывать парафированный уже годом ранее документ, несмотря на попытки уговорить Президента Виктора Януковича, которые были сделаны на самом саммите. Это вызвало потрясение и глубокое разочарование в правительственных кабинетах ряда европейских стран. В то же время случившееся в Вильнюсе вызвало обратную реакцию в Москве, где к этому отнеслись с нескрываемой радостью как к первому шагу на пути в сторону России и подписанию Украиной, пусть и не в самом ближайшем будущем, документов о вступлении в Таможенный Союз. И это даже несмотря на то, что администрация Януковича, и он сам нигде не заявляли о таком своем намерении. Единственное, что ясно следовало из их заявлений, так это что Украина в настоящий момент не готова подписать Вильнюсские соглашения ввиду того, что ей не предоставлены достаточные гарантии от возможного сокрушительного удара по ее экономике со стороны крупных европейских компаний, которым невыгодна конкуренция украинских производителей, ожидающийся вскоре после подписания этого документа. 
Следует признать, что этот аргумент достаточно весом. Потому что на Западе Украину рассматривают как огромный и пока еще недостаточно открытый для западных стран рынок сбыта собственных товаров. Так как госсубсидии в том же сельском хозяйстве на Западе в несколько раз выше, чем в Украине, то цены на продукцию стран Запада будут ниже, чем у украинских производителей, что вызовет, если не принять ряд защитных мер, обрушение целых отраслей украинской экономики. Однако вина Януковича и его команды заключается в том, что зная об этом, он все равно сначала парафировал, а потом и готовился подписать Вильнюсские соглашения, и даже напрасно обнадежил европейских лидеров, которых такое наглое политическое «кидалово» возмутило до предела. Представители стран Запада, разумеется, не собирались слушать никаких отговорок вроде давления на Президента «юго-восточных баронов» и существования у них каких-то собственных бизнес-интересов. 
Кроме экономических, у Запада были и политические причины желать подписания Украиной этих соглашений: если бы это произошло, Украина окончательно перешла бы в сферу влияния Запада и Россия навсегда утратила бы надежды вернуть эту страну. Именно это представляло для Запада интерес даже еще больший, чем распространение своего экономического влияния на эту страну. Потому что, как вполне справедливо отмечали ряд западных обозревателей и аналитиков, Таможенный Союз (или ЕврАЗЭС) не может стать полноценным без Украины и теряет без ее участия всякий смысл. Как самое крупное государство Европы (без России, которая находится сразу в двух континентах), и как родина современных украинцев и русских, Украина представляет для Запада совершенно особый интерес, и когда вопрос с включением Украины в сферу влияния Запада будет решен окончательно, последний одержит свою едва ли не самую крупную геополитическую победу после развала СССР и исчезновения бывшего пояса социалистических стран вокруг него. 
Решение Януковича отложить подписание Вильнюсских соглашений поэтому только вызвало у политических деятелей США и ЕС желание все-таки заставить Украину пойти до конца и подписать этот документ. А так как Янукович не смог предложить обществу ясную программу дальнейших действий «пост-Вильнюс», то действовать начали его оппоненты. Хотя у них тоже не было никакого конкретного плана действий ПОСЛЕ прихода к власти (даже и теперь он еще только дорабатывается и уточняется, хотя формально уже оглашен), но они грамотно «поймали волну», возникшую в результате недовольства немалой частью населения неподписанием Украиной Вильнюсских соглашений, которые они рассматривали как важнейший на данном этапе шаг на пути в Европу. Сначала они выдвинули идею «освобождения Тимошенко», но скорее по инерции, так как ранее Запад постоянно требовал исполнения Януковичем этого условия. Затем, по аналогии с другими революциями, требования митингующих стали радикализироваться и очень быстро пришли к общему, устраивающему всех знаменателю: отставка всей действующей вертикали власти – Президента, Парламента и Правительства и досрочные выборы в стране. 
Следует заметить, однако, что Янукович – отнюдь не человек Москвы, что мы отмечали и в нашем предыдущем материале. Он политик, который грамотно спекулирует на пророссийских настроениях части населения Украины, являясь на самом деле хорошо подобранным человеком Запада. Именно это обстоятельство определяет все его действия как до обретения президентского поста, так и после него. В условиях начавшихся (и вполне ожидаемых) массовых протестов Янукович фактически отстранился от решения кризисной ситуации, с народом общался только посредством телеобращений, перепоручив все контакты с протестующими исполнительным органам власти. 
Нашумевшая история с разгоном майдана в конце ноября не была ни ошибкой, ни глупостью Януковича, который якобы растерялся перед лицом нависшей опасности, как писали некоторые аналитики. Напротив, это была тщательно продуманная операция по подогреву временно ослабевших протестов на майдане, чтобы показать России и Путину, какое мощное сопротивление курсу на ТС он встречает и обосновать, почему ему так трудно сделать выбор в пользу России, а заодно стимулировать Запад, чтобы тот активнее поддерживал власти Украины. Эта комбинация Януковича прошла с блеском, потому что Запад действительно решительно осудил восторженно встреченный в России разгон майдана и всячески подтверждал, что он готов и далее быть на стороне евроинтеграционных настроений властей Украины. Со своей стороны, представители украинского руководства в своих публичных заявлениях давали понять, что от Вильнюсских соглашений Киев отказываться и не думает, но хочет усовершенствовать в свою пользу их содержание, чтобы меньше терять в дальнейшем. Кроме того, они подтвердили, что Украина намерена подписать Вильнюсские соглашения на следующем саммите, весной 2014 г. Они немедленно свалили всю вину за разгон майдана на начальника ГУ МВД по Киеву генерала Валерия Коряка и тут же его уволили, как проявившего «ненужную инициативу». Хотя случившееся было просто хорошо организованной провокацией.
Однако оппозицию и Запад такой вариант не устраивает, потому что после случившегося в Вильнюсе нет никаких гарантий, что и на следующем саммите не повторится та же история. А это было бы категорически нежелательно для Запада. Поэтому в создавшейся ситуации возникает несколько вариантов дальнейшего развития событий (заметим в скобках, что все они предусматривают поворот к ЕС и подписание Вильнюсских соглашений в недалеком будущем, потому что это уже неизбежный для Украины выход из ситуации). 
Первый, и самый маловероятный, в том, что Янукович будет еще долго торговаться с Россией и ЕС, не отдавая предпочтения никакой из сторон, но в преддверии президентских выборов-2015 все же подпишет вильнюсские соглашения, которые, возможно, успеют к тому времени усовершенствовать. Это будет означать катастрофу для оппозиции, хотя бы потому, что никто не сможет держать в центре города столько времени значительное количество людей. Майдан в этом случае рассосется сам собой, этот вариант неприемлем для Запада, который проявляет признаки растущего нетерпения и хочет подписания этих соглашений как можно скорее, а не в неясной дали. Кроме того, оппозиция будет в этом случае дискредитирована еще и тем, что она, в конечном счете, имея многие сотни тысяч сторонников, так и не сумела заставить Януковича подписать желанные документы, а это сделал он сам, независимо от постороннего влияния. После этого оппозиции явно придется отправить в политическую могилу своих нынешних лидеров – Кличко, Яценюка, Турчинова и других, потому что даже сторонники оппозиции на выборах за них больше не проголосуют. А триумфальная победа Януковича на выборах в этом случае будет означать «втаптывание в асфальт» всей сегодняшней оппозиции. Такое развитие событий еще менее устраивает Запад, так как получится, что Янукович станет фактически безальтернативным правителем огромной страны.
Второй вариант – капитуляция Януковича и отставка всех ветвей власти во главе с ним. В этом случае оппозиция, уже имеющая «теневой кабинет» и уже даже огласившая свои формальные цели и задачи, просто назначит временное правительство из числа своих лидеров. А последнее, в свою очередь, добьется самороспуска Рады и досрочных парламентских, а затем и президентских выборов, на которых Янукович будет в роли «хромой лошади», которую будут бить со всех сторон. Оппозиция при поддержке Запада проведет выборы, создаст более или менее приемлемый для себя состав депутатов Рады, в которой деморализованные сторонники «восточного выбора» могут оказаться либо в меньшинстве, либо часть будет готова в любой момент перебежать на сторону новых властей в ожидании подачек. 
Третий вариант, в настоящее время самый вероятный – продолжающиеся акции властей, которые будут время от времени окружать места скопления сторонников оппозиции, возможно, даже временами задерживать или разгонять их, чтобы поднять градус протеста митингующих, чтобы показывать прежде всего России, как тяжко приходится Януковичу и почему для оного подписание соглашений по ТС с Россией ну очень некстати. Одновременно глава Украины пытается выработать какой-то взаимоприемлемый компромисс, встречаясь с тремя своими предшественниками – Кравчуком, Кучмой и Ющенко, людьми разного политического опыта и очень разных взглядов и представлений. 
В качестве закономерного развития этого варианта следует сказать, что времени у лидеров оппозиции все меньше. Народ устает от беспрерывных протестов, которые пока не дают сколько-нибудь видимых результатов. Именно этим объясняется то, что руководство оппозиции, долго не решавшееся ставить конкретные ультиматумы, наконец, сделало это: они потребовали освобождения политзаключенных, всех задержанных на майдане, наказания виновных в разгоне майдана в конце ноября, а также отставки кабинета Азарова. Только после этого оппозиция согласна начать переговоры с властями, на которых намерена обсудить и более важные для себя вопросы: досрочная отставка Президента и роспуск Верховной Рады. Руководство Украины, которое покаялось за разгон майдана, судя по всему, медленно отступает и некоторые его представители уже говорят об отставке Правительства Азарова, как компромиссном варианте. Но это не устраивает оппозицию, так как главные вопросы, связанные с существованием провластной Рады и Януковича на посту Президента, остаются нерешенными. Поэтому вскоре им придется при негласной игре в политические поддавки со стороны Януковича, либо расходиться, либо идти на решительный штурм власти в стране и государственный переворот. Правда, Янукович при этом постарается выторговать для себя и приближенных гарантии личной безопасности, и это ему, возможно, удастся, потому что Запад все же не потерял к нему доверия, несмотря на недавнюю историю в Вильнюсе. Спасение для Януковича в этом случае может означать и решение «совета четырех президентов», который он организовал, именно ввиду различия их позиций и наличия определенного их влияния в обществе. Нынешние события показывают, что Янукович сознательно подталкивает оппозицию на применение силы и штурм власти, но при этом постарается избежать силового подавления этого штурма, чтобы не испортить себе будущее. В свое время такая тактика спасла от более серьезных последствий Воронина, после событий 7 апреля 2009 г. Сегодня такая же возможность предоставляется Януковичу. А вот сумеет ли он до конца реализовать возлагающиеся на него надежды, не сдадут ли у него нервы в последний момент (что может повлечь за собой немедленное провозглашение его на Западе «кровавым диктатором» с известными по судьбе, например, Милошевича, последствиями) – вот это будет зависеть целиком и полностью от самого Януковича. Пока что нервы его не подводили и он находил выход из трудных ситуаций. Получится ли у него это на сей раз – вопрос времени.


Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории