iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Приднестровье : меньше партий, а лучше одна, – но хорошая

Добровольное сложение полномочий депутата Верховного Совета Приднестровья Ильей Казмалы в местном экспертном сообществе оценивают как событие, способное в первую очередь оказать заметные перемены в жизни политических формирований региона. Здесь прогнозируют, что известная фирма «Шериф», одним из создателей и учредителей которой выступает Казмалы, постепенно начнет снижать уровень финансовой и организационной поддержки партии «Обновление», и к концу текущего года партия вынуждена будет перейти на самофинансирование за счет мелких частных фирм, имеющих прямое или косвенное отношение к парламентской группе «обновленцев». Таким образом, «Обновление», еще недавно считавшаяся партией власти, сравняется по основным показателям с новым политическим формированием «Возрождение», созданным практически сразу же после президентских выборов прошлого года,  и будет стараться не растерять свой авторитет  до следующей парламентской кампании 2015 года.

Практически неизбежный период длительной неопределенности партии «Обновление» и обнаруженные с первых дней трудности формирования первичных структур партии «Возрождение» служат основанием для предположений, что обе структуры увлекутся соперничеством и станут крайне непопулярными в глазах приднестровских избирателей. Именно поэтому предварительная информация о планах по созданию в непризнанной республике новой партии (как другой вариант – общественно-политической организации) заслуживает внимания и, несомненно, отвечает как ожиданиям, так и разочарованиям приднестровцев после президентских выборов 2011 года. По данным НИКА-пресс, в общественных кругах Приднестровья обсуждаются возможности сбора политической организации патриотического толка с пророссийским уклоном. Согласно этим планам, «приднестровско-российские патриоты» должны сорганизоваться не позже конца весны текущего года.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Нечто подобное – патриотичное, приднестровское и пророссийско-пропрезидентское в Приднестровье уже затевалось. Примерно два года назад здесь  поговаривали (и не только, но и проводили первые организационные мероприятия) с наметками на создание отделения партии «Единая Россия». Как это ни покажется странным, авторы идеи наткнулись на приднестровское законодательство, запрещающее подобные формы партийной деятельности. В свое время эти нормы были приняты для защиты от кишиневских политиков, пытавшихся создавать в Приднестровье филиалы своих партий; потом эта защита сработала и в российском направлении. Еще раньше здесь вынашивали идею создания общей идеологической площадки; планировали ее назвать «ПМР», т.е. Приднестровье – моя Родина. По каким причинам проект был свернут,  до сих пор секрет. 

Бурное партийное строительство в Приднестровье началось в ответ на западные упреки, что, мол, в республике нет ни демократии, ни  многопартийности, а, значит, и плюрализма мнений. Республика сказала «есть!» и насоздавала «много партий хороших и разных». Тогдашний президент Смирнов был против. Два его аргумента оказались для Приднестровья живучими и актуальными до сих пор.

Первый аргумент. Республика была создана не по воле какой-то партийной организации, а стараниями всей приднестровской общественности, потому и живет так долго. Смирнов буквально до последнего дня пытался сохранить Объединенный совет трудовых коллективов (известный и мощный когда-то ОСТК); стареющий организм тоже хотел долго жить, но, похоже, уже состарился окончательно, а его ветераны вызывают недобрые усмешки в стане различных и небедных приднестровских групп. Хорошая иллюстрация к размышлениям, кто делает революцию и кто пользуется ее плодами. 

Аргумент второй. Любая партия, став правящей, стремится к тому, чтобы Конституцию страны заменить своим Уставом.

В суматошный и мало приличный период выполнения «заказа Запада на партийное строительство» (старались особенно тогдашние лидеры общественной организации «Обновление» во главе с вице-спикером ВС Шевчуком) соратники Смирнова, они же организаторы Республиканской партии, уже на учредительном съезде  принялись было «крутиться вокруг статуса партии, как партии власти». В кулуарах форума произошла неприятная заминка. «Республиканцы» заготовили Смирнову билет N.1. Смирнов отказался его принять. Потом, выступая на съезде по реорганизации общественной организации «Обновление» в одноименную партию, Смирнов предупредил новоявленных партийцев: «Смотрите, не повторите судьбу КПСС!». «Республиканцы», судя по результатам парламентских и президентских выборов 2010 и 2011 годов, сегодня едва сводят идеологические концы с концами финансовыми, а «Обновление»… Партия сегодня переживает трудные дни. Доживет ли она, терзаемая к тому же и аппетитами новой организации «Возрождение»,  в прежнем своем виде  до следующих выборов в ВС республики, непонятно. «Главный кормилец» партии Казмалы уходит из политики. Недавно его видели на юге Молдовы в окружении комратских чиновников, что тут же породило слухи: Казмалы решил перенаправить свои возможности (финансовые, конечно) в Гагаузию, более активно займется восстановлением родного села и, возможно, каким-то боком поучаствует в июльских выборах в Народное Собрание. Разговоры десятилетней давности о том, что он будет претендовать на должность главы автономии, опять возобновились, и очень может быть, что они на этот раз имеют под собой почву. 

Появление партии «Возрождение» ни для кого  в республике и за ее пределами сюрпризом не стало. Новый президент Шевчук, возглавлявший до декабрьских выборов «оппозиционную общественную организацию», пожелал сделать из нее политическую структуру по причинам здесь всем понятным: ему нужна партия, как точка опоры, способная если не перевернуть весь приднестровский мир, то хотя бы выстроить все под «команду Шевчука», чтобы она потом все-таки перевернула… У лидера «возрожденцев» Сипченко – товарища Шевчука по парламенту и строительству «Обновления», мягко скажем, пока не все получается. Призывы Шевчука, выступившего на  учредительном съезде «Возрождения», стать для Приднестровья партией «самой-самой», в обществе были восприняты неоднозначно. Вместо «обновления» – «возрождение», допустим; возрождение Приднестровья начинается после избрания Шевчука президентом? Но откуда столько гордыни, заносчивости и пренебрежения к приднестровской идее, которая и вывела-то тебя в число политических лидеров уже в конце 90-х годов!

Дала повод для язвительных замечаний насчет возрождения и «Возрождения» и новый министр иностранных дел госпожа Штански. Она на фоне повальной критики в адрес «смирновского режима», в которой отличилась вся команда Шевчука, однажды публично воскликнула: «Может ли республика, где существует тоталитарный режим, мирным путем избрать молодого президента – без митингов, волнений, манифестаций, краха государственной системы, – семьюдесятью процентами избирателей?»

Вот и мы о том же, – не может, значит, не все так плохо было при Смирнове, прокомментировали «просмирновцы». А на желание Шевчука начать все приднестровское с чистого листа, а возрождение Приднестровья связать с собственным приходом в высшую власть, общество реагирует так, используя беседы по приглашению вступить в ряды «возрожденцев»: а если не вступим, то уволят с работы? Партия «Возрождение» – новое формирование, не имеющее пока авторитета; за глаза его называют «партией Евгения Васильевича». Партия «Обновление» – не новое формирование, теряющее и авторитет, и кадры, и средства; что будет с «обновленцами», представленными в местном парламенте, неизвестно, как и неизвестно, доживет ли она до выборов 2015 года. Участившиеся разговоры о неизбежности досрочных выборов в ВС ничего хорошего обеим структурам не принесет. Самое время для иной организации – «ни за шевчуков, ни за смирновых». Может, и КПСС, как временный и консолидирующий всех приднестровцев исключительно вокруг одной идеи, а может, и некая третья сила с теми же задачами. Многопартийность Приднестровья становится для непризнанной республики непозволительной роскошью. 
                                                                     
P.S. Когда Вестник готовился к рассылке, пришло сообщение об учреждении новой приднестровской партии «Родина», которую возглавил бывший вице-президент непризнанной ПМР, руководитель постоянного представительства  республики в Москве Александр Караман. Источники агентства в руководстве «Родины» опровергли появившееся в местных СМИ мнение, что партия является просмирновской организацией.