Президент Приднестровской Молдавской республики Евгений Шевчук отметил 100 дней с момента избрания на должность главы непризнанного государства. Правда, если учесть что на выборах Евгений Шевчук шел с лозунгом «Через созидание к возрождению Приднестровья за 555 дней», то стодневный рубеж следует считать скорее данью общепризнанной традиции. Тем не менее, пятая часть из отведенного им самим срока пройдена.
Уже тот факт, что «стодневка» нового президента проходила на фоне разгоревшихся словесных баталий в стенах приднестровского парламента, говорит о многом. Причиной баталий стали как раз новые инициативы Евгения Шевчука.
Основной тенденцией политической жизни стало нарастание противоречий между Евгением Шевчуком и его окружением, с одной стороны, и двумя другими политическими группировками: имеющей большинство в Верховном Совете ПМР партией «Обновление» за которой стоит крупнейший экономический агент Приднестровья — холдинг «Шериф» и окружением экс-президента Игоря Смирнова. Собственно говоря, исходя из существующих экономических и политических реалий, у Шевчука не остается другого пути, как пытаться усилить собственную власть.
Для этого ему предстоит сделать несколько шагов.
Прежде всего, максимально ослабить окружение экс-президента Игоря Смирнова. Частично за Шевчука это уже делает Москва. Следственный комитет России (СКР), который проводит следствие по делу о хищении 160 млн. рублей гуманитарной помощи, уже получил санкции на обыск и выемку документов в двух банках Приднестровья, а Президент ПМР пообещал российским следователям помощь в выдаче одного из главных подозреваемых — сына экс-президента Олега Смирнова. Кроме того, особую активность в этом направлении проявляют и местные правоохранительные органы, в частности созданное одним из первых указов Шевчука Управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (УБЭПК) МВД ПМР. УБЭПК уже задержал ряд бывших сотрудников Центрального банка. По уголовным делам проводятся следствия.
Здесь ощутимым препятствием является позиция прокурора ПМР Анатолия Гурецкого. Противоречия между президентом и пропрезидентским УБЭПК и Прокуратурой республики вылилось в обмен заявлениями. На недовольство Евгения Шевчука «пассивной позицией» прокуратуры ПМР, которая не дает санкции на арест «в отношении конкретных граждан», 19 марта 2012 г. прокуратура ответила заявлением по поводу распространенной в СМИ «необъективной и тенденциозной по содержанию информации относительно позиции руководства Прокуратуры ПМР по уголовным делам, возбужденным Управлением по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией МВД ПМР в отношении бывших сотрудников ПРБ». Как указывалось в заявлении, в результате надзорных мероприятий установлено, что по ряду уголовных дел решение об их возбуждении было принято «без достаточных оснований», а следственные действия проведены неполно, при этом допущены нарушения требований Закона. «В таких условиях, — отмечается в заявлении — необъективное информирование заинтересованными лицами руководства республики об истинных причинах отказа руководства Прокуратуры ПМР в согласовании ряда процессуальных действий по данным делам, следует расценивать, как попытку переложить ответственность за допущенные профессиональные промахи и нарушения требований действующего законодательства, а также оправдать неспособность выявить возможные нарушения в действиях сотрудников ПРБ, расследовать предполагаемые финансовые нарушения и решить вопрос об ответственности виновных».
После публичного препирательства с президентом прокурор ПМР Анатолий Гурецкий сделал «ход конем» — подал прошение об отставке. Дело в том, что по Конституции ПМР прокурор утверждается на должности Верховным Советом по представлению президента сроком на 5 лет. Гурецкий уже был утвержден на очередной пятилетний срок в октябре прошлого года по представлению, понятное дело, Игоря Смирнова.
Прокурор в своем выступлении заявил следующее: «Эффективная работа прокурора республики достигается в результате взаимопонимания прокурора и главы государства. Этого взаимопонимания сегодня нет. Более того, в республике применяется революционный энтузиазм в решении правовых вопросов. В таких условиях работать в качестве прокурора я не могу».
Итог голосования: из 39 присутствовавших в зале заседания депутатов «за» отставку проголосовали только 15. Тем самым парламентское большинство фактически выразило свою позицию по отношению к политике Президента, а Анатолий Гурецкий — вотум доверия, дающий ему новые возможности в конфликте с Шевчуком.
Второй шаг Шевчука направлен на то, чтобы получить дополнительные полномочия для исполнительной власти, в частности, для правительства. Он открыто заявил об этом в своем Послании органам государственной власти. Окончательно намерения президента стали понятны в ходе состоявшихся 4 апреля слушаний о внесении изменений в Конституцию ПМР и Закон «О Правительстве».
Представленные изменения касаются следующего:
— председатель правительства может поставить перед Верховным Советом вопрос о доверии правительству. Если парламент ему в этом откажет, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Верховного Совета. По действующей Конституции (ст.76-8 п.3) Верховный Совет может выразить недоверие правительству. Постановление об этом принимается двумя третями голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета. После выражения Верховным Советом недоверия правительству Президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением Верховного Совета. В случае если Верховный Совет в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент либо объявляет об отставке правительства либо распускает Верховный Совет». Фактически правовое новшество, предлагаемое президентом, предполагает создание дополнительного, облегченного, механизма роспуска Верховного Совета.
— вносятся изменения в ст. 98 Конституции ПМР (п.1 которой ясно говорит «Введение новых и изменение существующих налогов может производиться только на основании закона или при соблюдении условий, предписанных законом»), которые де-факто предоставляют правительству Приднестровья возможности самостоятельно устанавливать налоги;
— из состава правительства исключаются главы государственных администраций и районов. Эта мера, по-своему, вполне оправдана. Тем более, что в середине марта Шевчук своим указом создал Государственный совет, призванный обеспечить «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти», а также «реализацию главой государства консолидирующей роли в обществе». В данный орган вошли председатели Правительства и Верховного Совета, руководитель Центробанка, прокурор республики, председатели Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, главы госадминистраций городов и районов, Уполномоченный по правам человека в ПМР и председатель Общественной палаты.
— Правительству предлагается передать полномочия работать с государственными программами.
— в Закон «О Правительстве» вносятся изменения, благодаря которым у главы государства появляется возможность снять с должности, к примеру, министра с формулировкой «в связи с утратой доверия президента» (здесь нельзя не заметить, что пример российского Президента Дмитрия Медведева, сместившего Юрия Лужкова с подобной формулировкой, явно оказался заразительным).
Все предложенные поправки, несомненно, призваны усилить позиции не только Президента, но и исполнительной ветви власти в целом. И вполне понятно, что парламент в его нынешнем составе допустить не мог. Тем более, что дополнительные полномочия Правительства вполне могут быть использованы для реализации третьего шага — усиления экономической основы президентской власти.
Судя по последним событиям, альтернативную «Шерифу» экономическую структуру предполагается создать на базе торгового альянса «ЦЫТА» (оптовые продовольственные склады, торговля стройматериалами и металлопрокатом), возглавляемого Дмитрием Коханским. По инициативе «ЦЫТА» 31 марта состоялся первый республиканский съезд предпринимателей среднего бизнеса. Инициативная группа проведения съезда сообщила, что уже создана общественная организация “Лига поддержки предпринимателей среднего бизнеса” и любой желающий может в нее вступить. Все расходы по содержанию лиги в 2012 году берет на себя ТА «ЦЫТА». Стоит заметить, что приднестровскую таможню возглавляет один из друзей Шевчука и одно из его доверенных лиц Геннадий Кузьмичев. Вместе с тем, за день до голосования случилось событие, которое СМИ сравнили с «разорвавшейся бомбой» — о досрочном сложении своих депутатских полномочий в Верховном Совете Приднестровья в письменном обращении на имя спикера Анатолия Каминского заявил парламентарий Илья Казмалы. Если учитывать тот факт, что Илья Казмалы был соучредителем кампании «Шериф», а также ее генеральным директором, то это событие явно выходит за рамки ординарного. Причины, побудившие крупного бизнесмена уйти из активной политики, до сих пор не ясны, а слухи, которые циркулируют по Тирасполю, слишком противоречивы, чтобы им верить. Основной версией пока является то, что «Шериф» готовится к сдаче позиций. Но, учитывая последовавшее голосование по отставке Гурецкого в это верится с трудом.
И наконец, четвертая задача, которую предстоит решить Е. Шевчуку — это нормализация отношений с Кишиневом. Это вопрос не столько политики, сколько экономики. Тактика «малых шагов», провозглашенная Президентом ПМР, уже приносит плоды. Самым серьезным прорывом стало соглашения с Молдавией о возобновлении грузо-пассажирского сообщения через территорию Приднестровья. Правда, поговаривают, что подписание данного соглашения не обошлось без давления со стороны ведущих предприятий-экспортеров, испытывающих трудности с экспортом продукции и несущих потери из-за отсутствия нормального железнодорожного сообщения. В то же время раздается критика данного соглашения за его половинчатость, поскольку ключевой вопрос — свободы внешнеэкономической деятельности для ПМР, предусмотренный Московским меморандумом 1997 года так и не был решен. Приднестровские предприятия по-прежнему обязаны регистрироваться в Молдавии, а порядок прохождения приднестровских грузов через приднестровский участок украинско-молдавской границы не изменился. Но, даже учитывая эти обстоятельства, подписание железнодорожного соглашения — несомненная удача президента.
Последние действия нового президента ПМР можно охарактеризовать как своеобразную «разведку боем». Шевчук провел своеобразное тестирование настроений в стенах парламента. Настроения эти пока что не в его пользу, что и показали результаты голосования по отставке прокурора. Более того, это событие можно даже расценить как, в определенной мере, победу его оппонентов.
Что будет дальше — позиционная война с переменным успехом или генеральное наступление с прорывом фронта, сказать сложно. С одной стороны, настроение у Шевчука наступательное. Между заявленными предложениями о полномочиях правительства и законодательными инициативами прошло не так уж много времени. В некоторой степени его задачи облегчает и тот факт, что большинство оппонентов Президента — предприниматели, не обладающие опытом политической интриги. С другой стороны, время работает против Шевчука. Чем медленнее он будет продвигаться вперед в реализации задуманного, тем меньше у него шансов обрести новых союзников в стенах парламента. 15 человек, проголосовавших за отставку Гурецкого — это лишь треть парламента. Остальные две трети надо или переманить на свою сторону или покорить. Ну и экономическая ситуация оставляет желать лучшего.
Идеальным вариантом для Президента мог бы стать роспуск парламента и досрочные выборы. Но Верховный Совет ПМР может быть распущен только в двух случаях: если он трижды отклонил кандидатуру председателя правительства, или, как уже говорилось, в случае двукратного выражения недоверия. Первый вариант или отпадает совсем, или требует слишком сложной многоходовки. На второй вариант не пойдет сам парламент. Опять же неизвестно, кто будет избран на место сложившего свои полномочия Казмалы. Значит, придется искать другие варианты.
Возможности для маневра у президента все еще ограничены. Кадрового резерва Шевчук не имеет и по-прежнему вынужден рассчитывать на свое близкое окружение. Это подтверждают и последние кадровые перестановки, которые напоминали скорее перетасовку карт в колоде. Тем более, что разъяснения этих кадровых решений не последовало.
К тому же окончательно позиция Москвы станет понятной после вступления в должность «нового» президента Владимира Путина. Учитывая, что последний провозгласил собирание земель бывшего СССР стратегической задачей России, не исключено, что Приднестровью в этом раскладе достанется и своя толика внимания. Во всяком случае, в Тирасполе на это явно рассчитывают.
Артем Филипенко, эксперт, Одесса