Российское издание «Независимая» газета комментирует ситуацию, будет ли в Приднестровье российский рубль второй валютой.
Российский рубль уже в ближайшее время может войти в свободное обращение в Приднестровье. Об этом заявил приднестровский лидер Евгений Шевчук. Это вынужденная мера: регион остался как без рублей – Россия больше не помогает, так и без долларов – казну опустошила прежняя власть. Введение российского рубля в качестве второй валюты помогло подкопить бы этот рубль в местных банках. Но согласие Москвы на инициативу непризнанной республики могут расценить как ее признание.
«Российский рубль свободно ходит в Абхазии и Южной Осетии, но эти республики признаны хотя бы наполовину – самой Россией. И потому мир молчит. Но в случае с Приднестровьем он этого делать не станет – ПМР никто не признавал.
Пойдет ли в такой ситуации Москва на риск и даст ли согласие на использование Приднестровьем российского рубля в качестве второй валюты – вопрос. Тем более что у Приднестровья есть свой рубль, правда, он предназначен лишь для внутреннего пользования», – объяснил «НГ» директор украинского Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. Эксперт напомнил, что в начале 90-х годов Приднестровье обзавелось своим рублем из-за отсутствия общих границ с Россией. Сегодня после смены власти на счетах непризнанной республики оказалось только 49 тыс. долл. Ввести в обращение российский рубль – значит аккумулировать российскую валюту в местных банках. Но для того, чтобы эту инициативу запустить, считает Кулик, нужно заручиться поддержкой Москвы. А ее у Шевчука нет.
На выборах в конце минувшего года Москва поддерживала другого кандидата – спикера Верховного совета региона Анатолия Каминского, и деньги, предназначенные для поддержки приднестровских пенсионеров, бюджетников, местного малого бизнеса и сельского хозяйства, шли через Верховный совет. А после проигрыша Каминского источник помощи иссяк – в Москве сказали, что временно. В Тирасполе же ходят слухи, что финансовый поток будет восстановлен, как только нынешняя власть рухнет: «Вот не будет чем платить бюджетникам и пенсионерам, тогда все и произойдет», – заметил «НГ» источник в околопрезидентских кругах. По его словам, «старая власть активно работает и готовит реванш». Но и Анатолий Каминский, у которого в региональном парламенте большая поддержка, чем у Шевчука, не сидит сложа руки. Накануне он был принят в российском посольстве в Кишиневе, где обсуждал выборы президента РФ. А еще раньше Каминский выступил в Верховном совете с обращением к гражданам России, живущим в Приднестровье, с призывом голосовать за Владимира Путина. Так что ситуация в регионе и у ее лидера непростая.
«Все будет зависеть от договороспособности Шевчука, но пока он ее не демонстрирует», – пояснил Виталий Кулик. «Ему надо договариваться с Россией, и инициативу со вводом в обращение российского рубля можно расценивать как попытку начать диалог с Москвой. А также с влиятельной в Приднестровье корпорацией «Шериф», которая контролирует и Верховный совет. Ссора с «Шерифом» может привести к краху Шевчука и к развалу Приднестровье», – сделал вывод эксперт.
«Шериф» контролирует в Приднестровье всю связь – проводную и мобильную, все радио- и телевещательные ресурсы, владеет единственным интернет-провайдером, осуществляет почти весь завоз на территорию ПМР нефтепродуктов и продуктов питания. Недаром в народе Приднестровье зачастую называют республикой «Шериф».
По утверждению регионального политолога Сергея Ильченко, «Шериф» десятилетиями пользовался налоговыми льготами: сначала – находясь под патронажем Игоря Смирнова, а затем – контролируя Верховный совет. «Он и сейчас его контролирует, а значит, по факту будет контролировать и помощь из России», – отмечает эксперт. Он уверен, что «обложить всесильную фирму налогами будет крайне сложно – можно нарваться на неприятные и эффективные ответные действия». «С внешней поддержкой все тоже обстоит неважно. В Кремле уже давно видят в Приднестровье чемодан без ручки. Некоторую поддержку Москвы Тирасполь получал благодаря существованию лобби, получавшего долю от приватизации и от газовых неплатежей. Но и это пришло к концу, а ничем другим, тем более на уровне государства, Приднестровье России не интересно. Россия будет только рада избавиться от ответственности за мир на Днестре, сбросить ПМР в Молдову и строить отношения с тем, что в итоге получится. Альтернативных же России сил, на которые в принципе мог бы опереться Шевчук, всего две: Украина и Молдова», – комментирует происходящее Ильченко.
Решить проблему за счет взимания налогов с других экономических агентов также проблематично. Прежде всего потому, что малый и средний бизнес в регионе в случае давления на него просто уйдет из региона – в Молдавию или в Украину. И в этой ситуации Шевчук делает единственное, что возможно, – ищет сочувствующих в Москве, которая раньше устами президента Дмитрия Медведева обещала не бросать ориентированный на Россию регион, где к тому же живут 150 тыс. граждан России
Светлана Гамова