Уважаемый Председатель Верховного Совета,
уважаемые депутаты, приглашенные. Сегодня, реализуя конституционную
норму об информировании ВС ПМР о наиболее значимых событиях во внешней
сфере, я, прежде всего, благодарю вас как законодательный орган за
внимание, которое уделяется этим вопросам. Вот только сейчас пришло в
голову, так совпало, что информация, события и то, что произошло в
мире, если кто следил за моим выступлением, я говорил о новом
мироустройстве, как раз вызвали необходимость еще раз доложить всем
депутатам, высшему законодательному органу о той работе, которая
проводится после референдума 2006 года 17 сентября. А сегодня какое
число? Специально подгадал, да? Да, нет, наверное, вот так, высшие
силы, совпали все эти события, и сегодня как раз 2 года после того, как
народ Приднестровья очень активно принял участие в референдуме и
высказал свое видение в новом мироустройстве. Как вы помните, на этом
референдуме в очередной раз мы подтвердили неизменность выбранного
курса на свободное развитие, на интеграцию в российское
социально-экономическое, образовательное и гуманитарное пространство.
Референдум подтвердил, что никакие другие варианты нашему народу не
подходят, Это было свободное [ред.-голосование], более 110
международных наблюдателей было. Вы знаете и принятое Государственной
Думой постановление о том, что референдум полностью соответствовал
всем требованиям международных законов о правах личности, государства
и так далее, все, какие есть.
Сегодня я хочу рассказать, какая работа
практическая ведется по выполнению [ред.-решений] данного референдума
и по реализации выбора нашего народа. 3 сентября, как вы знаете, я
встретился с Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Это была
первая встреча Дмитрия Анатольевича в ранге Президента. Ну, у меня ранг
постоянный – «непризнанный президент». Но не первая это была встреча
как с должностным лицом, которое, тем или иным образом выполняя
государственные обязанности, касается проблем Приднестровья. Мы
обсудили целый ряд вопросов, включая проблемы молдо-приднестровского
урегулирования, так это звучит, и социально- экономического
сотрудничества великой России и Приднестровья, а также другие вопросы,
решение которых способствовало бы развитию нашего взаимодействия. В
целом, это взаимодействие способствовало бы еще большему укреплению
связей и граждан РФ, и тех, кто имеет менталитет российский, с РФ.
Президент России подтвердил принципиальную позицию российской стороны
по проблемам урегулирования молдо-приднестровских отношений, которая
основана на следующих положениях, я думаю это важно знать и учитывать.
Очень много последнее время начинается, даже сейчас вот шел и прочитал:
Молдова публикует – «Настает момент истины». Ну, для них он наставал
уже сколько раз? Да? Ну, вот так называется. Поэтому давайте будем
учитывать то, что высказывает Президент государства, которое на
протяжении всех 18-19 лет является гарантом жизни нашего народа. Жизни
в прямом смысле.
1. Российская Федерация четко заявила о своей приверженности
исключительно мирному урегулированию конфликта, и как
государство-гарант Россия предпримет все усилия для того, чтобы не
допустить эскалации напряженности. Я думаю, здесь не вызывает никаких
сомнений после событий на Кавказе, во время которых Россия подтвердила
о том, что нельзя, даже имея «высокие политические цели», ставить жизнь
людей ниже этих целей. Выглядит это таким образом. И конечно, мы
понимаем, что события на Кавказе четко похоронили миф об однополярном
мире при мироустройстве. Вот это самое важное, что там произошло, и,
конечно, мы очень рады за наших друзей кавказских и желаем, чтоб там
все получилось.
2. Решение всех вопросов должно быть найдено исключительно сторонами.
Россия примет любую договоренность, которая будет достигнута между (как
это звучит) Кишиневом и Тирасполем. Российская сторона не будет
предпринимать никаких мер давления и не будет навязывать какие-либо
предложения, хотя участвовать и помогать в переговорном процессе,
конечно, будет.
3. Россия выступает за равноправный диалог между сторонами конфликта.
Это не только Президент как высший политический деятель государственный
России, но это и МИД заявляет, и на протяжении всего времени.
4. Россия будет предпринимать все усилия для обеспечения защиты прав
соотечественников, где бы они не находились. Я думаю, это тоже важный
постулат, и не только для нас, а и для тех, кто желает воспользоваться
и решить свои проблемы – или территориальные, или военные – и применить
силу. Но не только своих соотечественников, их жизней, но и защиты
бизнеса российского за рубежом. Я думаю, последнее высказывание вы
также слышали.
5. Россия как государство-посредник будет оказывать содействие в нахождении сторонами компромиссного решения.
Такой подход, как вы видите, соответствует позиции нашего народа в
переговорах, которая основана на необходимости поиска мирного решения
вопросов, равноправии сторон и уважении сложившихся реалий.
Вы помните, что много разговоров было о моратории по переговорным
процессам, вот сейчас выступаю – и у некоторых возникает: ну зачем же
ввели мораторий? Вы по времени смотрите. Нас не только интересовало
политически, но и фактически: как относится народ Молдовы к геноциду,
который произошел на Кавказе? Вот почему был введен временный мораторий
на переговоры с Молдовой. Выскажитесь. Ну, как они высказались, вы все
это знаете, не буду повторяться и после этого, по сути, он выполнил
свое назначение, то есть увидеть еще раз лицо господ, которые правят
Молдовой, я не говорю – народ Молдовы. И поэтому после встречи с
Дмитрием Анатольевичем я дал команду МИД, и мораторий был снят.
Особое внимание в ходе встречи с Президентом
России мы уделяли вопросам двустороннего гуманитарного и
социально-экономического сотрудничества. Ну, это даже понятно и можно
было и предполагать. Вы знаете, Дмитрий Анатольевич вел все
гуманитарные программы или проекты национальные в РФ, и здесь он дока
по всем вопросам, как говорят, простите, что я так выскажусь. И кое-что
мы в этих вопросах делали вместе с вами, поэтому было о чем поговорить.
Поэтому я сейчас назову эти ключевые проблемы, они не секрет, мы их
вместе с вами обсуждали, даже исполнительная власть, и последний
вариант, когда я ехал, я говорю: давайте, что еще возникло, поэтому
должен здесь поблагодарить и исполнительную власть, и глав
[ред.-госадминистраций], и Кабинет Министров. По сути, за эти годы мы
отработали очень досконально многие программы – пенсионную, социального
обеспечения, здравоохранения, которые готовы к действию, то есть мы уже
на любой вопрос имеем любой ответ, и тот, что нужен для нашего народа.
Поэтому мы обговаривали активизацию взаимодействия в рамках протокола
«Смирнов-Жуков» от 23 мая 2006 года, развития межведомственного
сотрудничества между органами власти России и Приднестровья,
распространения на Приднестровье приоритетных национальных проектов в
сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, и
приднестровская сторона обратила особое внимание на то, что нацпроекты
должны осуществляться в Приднестровье не только в отношении граждан
России, но и в отношении всех жителей Приднестровья, то есть по
территориальному принципу, на что возражений не услышали.
[ред.-Также обговаривалось] содействие в создании надежного,
устойчивого, гарантированного механизма осуществления Приднестровьем
внешнеэкономической деятельности. По сути, сейчас это вроде притихло,
но вот это «вроде притихло» – 500 миллионов долларов, по данным
Министерства экономики, мы за это время потеряли, мы и объекты
хозяйствования. Вот, что касается «вроде приутихли». Поэтому нами еще
раз был поставлен вопрос о гарантированном механизме
внешнеэкономической деятельности. Кстати говоря, все вопросы
рассматривались с юридической основы, точно так же, как и в том
договоре, который я вручил господину Воронину, было обоснование
полностью юридическое, политическое насчет существующих реалий, ну а
ответа (на всякий случай, кто наблюдает за этим) мы еще не получили.
Мы поговорили также о создании на территории проектов, почему-то они
называются «пилотные», просто в сфере здравоохранения это открытие
центров сердечно-сосудистой хирургии, перинатального центра, центра
лучевой терапии. По мнению приднестровской стороны, такой подход
позволит сэкономить бюджетные средства как России, так и Приднестровья.
Будут сокращены расходы на транспортировку больных, командировки
медперсонала. Должен сказать, что у нас сейчас работают эти пилотные
проекты, мы имеем часть квот и посылаем туда людей, лечим. А мы
говорим: давайте здесь создадим центры медицинские, Россия может это
сделать, для всего юго-западного направления. Вот такой я ставлю
вопрос. Объясняю экономическую целесообразность. Мы учим, все равно –
люди ищут, где получше, и начинают уезжать. Вот эти центры должны
[ред.-быть] здесь, суть-то в том, чтобы оказывать медицинскую помощь
здесь и дальше расти профессионально по всем вопросам, не только
медицинским. Выплата пенсий гражданам России, постоянно проживающим в
Приднестровье, – в соответствии с законодательством РФ.
В ходе встречи с Дмитрием Анатольевичем я отметил, что сотрудничество
по этим и многим другим направлениям позволит эффективно решать задачи,
стоящие перед нашим государством на данном этапе, и обеспечить права
населения Приднестровья. Российская и приднестровская стороны – после
нашей встречи мы приступили к реализации договоренностей.
Я уже отметил значительный объем работы по обобщению, анализу практики
нашего сотрудничества с РФ, в том числе и в рамках ранее подписанных
протоколов. Все министерства и ведомства представили анализ, а также
конкретные предложения по развитию сотрудничества, и главы
[ред.-госадминистраций] в том числе. Особое внимание мы уделяли тем
сферам, где письменных договоренностей пока нет, но, надеемся, вскоре
могут появиться. Я считаю, это важнее, уже мы выходим на этот уровень,
и показала практика, даже борьбы с межгосударственной преступностью,
это и министерства юстиции, и министерства внутренних дел, и другие
органы. Конечно, есть сложности в части «признанные – не признанные»,
но решать эти вопросы нужно.
Президент России, в свою очередь, поручил социально-экономическое и
гуманитарное сотрудничество с Приднестровьем вести первому заместителю
Председателя Правительства РФ Игорю Ивановичу Шувалову. С ним
состоялась встреча 11 сентября. Здесь я хочу сказать, что мы обменялись
еще раз мнениями относительно путей и механизмов, особое внимание, я
так, просто анализирую, говорю, что подлинная заинтересованность, хотя
она была во всем, но очень отдельная – в понимании общих задач
особенно транспортного характера передвижения людей, товаров,
железнодорожного, авиационного [ред.-транспорта] и так далее.
Затрагивали вопросы и по аэродрому. Мы передали первому вице-премьеру
российского правительства пакет предложений по активизации
межведомственного сотрудничества, разработанный приднестровским
министерством, по многим направлениям, таким как образование,
здравоохранение, социальная защита, по другим, уже созданным. Надежная
правовая основа взаимодействия, вопрос в сроках начала сотрудничества,
которые будут, более того, я остановился и благодарен за деловой
характер беседы, но остановился на организационных вопросах и ставил
вопрос: вот, Игорь Иванович возглавляет, скажем, комиссию, которая
должна состоять из назначенных от министерств людей, чтобы не дергать и
не бегать (а кто работал – знает, что это такое в Москве, думаю), что
вот взял в срок, это было неделю или дней 10, говорит – дайте нам их,
мы еще раз хорошо их изучим; мы вручили полный пакет документов по всем
проблемам, я думаю, что здесь (и уверен) нерешенности проблем
железнодорожного, воздушного сообщения, как говорил, уже взятые под
особый контроль. Не может не радовать предметный деловой характер
беседы, и убежден, что энергия и опыт этого государственного деятеля
станут залогом нашего общего движения вперед в расширении актуальных
задач нашего сотрудничества. Здесь я увидел реальное подтверждение
слов, что где бы ни находились граждане Российской Федерации, Россия,
как государство, будет оказывать всевозможную защиту и помощь в
выполнении тех задач, которые стоят. В развитие встреч на высшем
уровне в Москве также состоялись и другие встречи. Ну, есть, как меня
всегда спрашивают корреспонденты, ряд встреч с государственными
деятелями, я так называю, вот хотят все узнать, понимаете, но то, что
можно, – то говорю. Также была встреча со статс-секретарем МИД России
Карасиным, с нашим и.о. Министра иностранных дел, в ходе [которой]
обсуждались двустороннее взаимодействие, перспективы урегулирования
отношений. Представители внешнеполитических ведомств уделили особое
внимание практической реализации тех политических договоренностей,
которые были достигнуты на высшем уровне. Таким образом, в ходе визита
в Москву был проделан значительный объём работы, который будет
способствовать активизации нашего сотрудничества по всем вопросам –
политическим, экономическим, гуманитарным. Теперь особо хочу отметить,
не только для Кабинета Министров, но и для всех депутатов:
проанализировав все 18 лет, вы знаете, где получается, когда мы в
любом случае, нас толкают, а мы идем – тогда можно что-то добиваться,
рано или поздно это выходит в положительную сферу решения любого
вопроса. Особо хочу остановиться на тех договоренностях, которые были
достигнуты относительно политического урегулирования, Россия, как
государство-гарант и посредник, стремится к максимальной реализации
переговорно- дипломатического потенциала политических средств, которые
могут привести к урегулированию. Я вновь подтвердил, и как вы знаете,
мы, Приднестровье, никогда не срывали переговорный процесс и никогда не
отказываемся, принципиальным для нас являлось и является равноправие
сторон и выполнение ранее достигнутых договоренностей. Все это вы уже
слышали, и сколько документов, не буду переходить, но вот единственное,
что надо опять говорить, но надо – значит, будем, поэтому, как
отмечалось выше, мною было дано поручение отменить введенный ранее мной
мораторий (по какой причине мы вводили – я объяснил) и дана команда
подготовки новой встречи между президентами Молдовы и России. Хочу
подчеркнуть: ключевая цель по урегулированию для нас – это
урегулирование отношений между Республикой Молдова и Приднестровской
Молдавской Республикой мирными политическими средствами. Конституция
Приднестровья дает нашей делегации достаточные полномочия для
нахождения взаимоприемлемых вопросов. События же в Южной Осетии
показали, что надо еще, наверное, ряд документов, которые подписывали 3
президента Молдовы, обновить. Когда я задавал вопрос некоторым, я
говорю: а где гарантии, они говорят – а нет гарантий; но надо обновлять
– будем обновлять. И еще раз показать то, что есть существующие
реалии, есть 2 государства, и негоже одному из государств просто
грабить на государственном уровне наших граждан, ну, пока Россия
помогает, видимо, это устраивает. Уверен, что стороны должны проявить
политическую мудрость и ответственность и взять на себя обязательства с
подкреплением их международными гарантиями со стороны России и Украины,
наших нынешних государств-гарантов. Соответствующие предложения будут
разработаны с приднестровской стороны и вручены, поэтому я думаю, что
встречи будут еще с президентом, господином Ворониным, другими
представителями молдавских властей, в том числе экспертной группой.
Здесь еще раз подчеркну: в том, что, как говорят, как я это выражаю, с
паршивой овцы хоть шерсти клок, – мы все-таки пытались, и создали
экспертные группы, причем попросили, чтоб, скажем, Европейский Союз
взял на себя вопросы экологии, Украина – вопросы железнодорожного
транспорта, вообще транспорта, была как бы гарантом в этом. Но пока
толку нет, ноль. Это уже знакомо, и вот я сейчас сам себя ловлю на
том, что я уже стал как-то спокойно к этому относиться в данном
вопросе, но продолжим еще раз и возобновим эти контакты. Наша общая
задача – обеспечить прежде всего мир и стабильность, обеспечить
создание атмосферы проживания в Республике Молдова и Приднестровской
Молдавской Республике. Мы также будем продолжать сотрудничество с
нашими партнерами, прежде всего – с Украиной. Я вчера встречался с
послом Украины. Я выразил признательность Сергею Ивановичу Пирожкову за
гуманитарные акции с украинской стороны, за его личный вклад в развитие
нашего сотрудничества в интересах не только «украинской громады», но и
всех жителей ПМР, и мы уверены, что независимо от того, какие
политические силы находятся на Украине у власти, руководство соседних
государств всегда [ред.-будет] исходить из приоритета своих
национальных интересов и необходимости защиты многочисленной украинской
общины, проживающей в Приднестровье.
Мне задают вопрос сейчас, более того, я встречался
там с Багапшем и Эдуардом Джабеевичем Кокойты, и тогда, и сейчас
задают вопрос: Игорь Николаевич, как сейчас быть с Содружеством за
демократию и права народов? Отвечаю. Они независимы, а мы пока нет. Я
думаю, что наши отношения с братскими республиками не изменятся. Я
получил на это официальное заявление президентов признанных государств,
кстати, очень интересный юридический момент, как говорил Дмитрий
Анатольевич, хоть одно государство признает непризнанное
[ред.-государство] – значит, [ред.-оно уже] признанное, а нас уже двое
признали, только надо это будет оформлять, как положено. Да. И мы
будем, мы не стремились к признанию наперегонки, как многие думают,
или, опять шаблон, я уже говорил о том, что однополярный мир
закончился, и помните: Косово – это прецедент для нас, но для нас он
являлся просто прецедентом в международных отношениях и не более того,
ибо мы имеем больше и юридических, и экономических, и исторических, и
реальных прав на признание нашего государства, вполне соответствующих
всем требованиям с точки зрения прав человека и организации жизни
общества. У каждого свой путь обретения свободы, и этот путь не был
легким ни у абхазов, ни у осетин, ни у приднестровцев. На этом пути нам
предстоит еще многое сообща сделать. Вчера я заслушал доклады
полномочного специального, Антюфеева, доклады слушал командира отряда
нашего строительного, два объекта мы делаем – это профсоюз и
министерство юстиции, думаю, до зимы мы закроемся. Ну, «закроемся» –
строители понимают, что это такое: крыша, окна и все остальное. Очень
организованно работают. Эдуард Джабеевич просил передать благодарность
всему народу, я передаю её и вам, за четкую организацию, своевременное
поступление гуманитарной помощи, ну, работа есть там. Работают
строительный отряд МЧС, стройбат Министерства обороны в общем плане. Я
думаю, что мы свои обязательства моральные, исторические, и не только
договорные, а братские, выполним в полной мере, и не забывайте – у нас
проходят Дни Приднестровья в Южной Осетии, они, как вы знаете, будут до
июня. Будет наше сотрудничество развиваться и, конечно, с учетом
последних событий. Мы должны осознавать, что признание – это не
самоцель и не панацея. Это задача, решение которой должно
способствовать развитию нашего государства в интересах всех его
граждан. ПМР, как состоявшееся демократическое правовое государство,
имеет все международно-правовые основания для признания своей
независимости – территорию, население, суверенную систему государства,
юрисдикцию и законодательство, миролюбивую внешнюю политику, поэтому
признание нашей независимости, защищенной нами и нашими детьми и дедами
с оружием в руках, – это вопрос будущего. Пока наша независимость не
признана международным сообществом. Тема актуальная на этом этапе,
вопрос консолидации всех органов государственной власти для решения
данной задачи, и убежден, что Верховный Совет как высший
представительный, законодательный орган приложит свои действия в рамках
парламентской дипломатии и продолжит активные и наступательные
внешнеполитические усилия.
Уважаемые депутаты Верховного Совета! Мир становится, и стал, другим, и
будет еще становиться. Вы все следите за экономическими коллапсами в
части кредитования, в части банковской системы – это все равно, тем или
иным образом, затронет и экономику, и стабильность и Российской
Федерации. Он достаточно, как я понял, подготовлен к «подушке отскока»,
в данном случае, и однополярность приказала долго жить. Уверен, что в
новых реалиях ПМР, которая все эти годы проводила самую главную цель
морали жизни – уважение к старшим поколениям, уважение к своему языку,
к истории, равноправие граждан – всё больше эти качества… Недавно читал
очень интересное высказывание, а интересное в том плане, что пишет враг
России о том что [ред.-главное] сейчас не деньги, а именно мораль – кто
видел репортаж про выражение такое:«душка не хватило», – помните, не
помните, стоит командир «Востока» и спрашивает: как у грузин оружие? –
высокоточное, наведение спутниковое, а душка, говорит, не хватает. Он
имел в виду тот моральный, жизненный твердый устрой идеологический, как
раньше называли, исторический, да просто жизненный, который есть у
каждого народа, а тем более – у народа ПМР. Спасибо за внимание,
информацию закончил.