Депутат Верховного Совета Приднестровья, председатель Народно-демократической партии «ПРОРЫВ!» Дмитрий Соин специально для ИА «Лента ПМР» комментирует бездействие Приднестровской республиканской и Тираспольской городской Прокуратуры в ситуации грубого нарушения прав человека, а также права депутата на неприкосновенность. В частности он отметил:
Как известно, НДП «ПРОРЫВ!» в течение более чем месяца проводит акции под общим лозунгом «ПРОРЫВ!» – ЗА ПЕРЕМЕНЫ!». В рамках этих акций проводится большая агитационно-пропагандистская работа, заключающаяся в распространении газет, буклетов, других носителей политической информации. Также в контексте этого в городе Тирасполе, как и в других городах Приднестровья, были установлены агитационные конструкции «ПРОРЫВ!» – ЗА ПЕРЕМЕНЫ!»
Хочу отметить, что именно в Тирасполе вокруг этих конструкций возникла череда конфликтных ситуаций. Так, 2 июля на одну из агитационных палаток было совершено нападение экстремиста, которое реально угрожало жизни и здоровью активистов нашей партии и нанесло серьёзный ущерб материальному имуществу: была испорчена палатка, которая имеет свою денежную стоимость. Хочу особо подчеркнуть, что агитационные конструкции «ПРОРЫВ!» – ЗА ПЕРЕМЕНЫ!» принадлежат лично мне, как Председателю партии и депутату, и используются мною для донесения населению нашей политической позиции.
Однако на этом проблемы партии не закончилось. На смену экстремистским выходкам пришло открытое не легитимное силовое воздействие правоохранителей. Так 5 июля на наши палатки в центре города начало оказываться серьёзное давление, причем давление абсолютно незаконное, внеправовое со стороны государственной администрации города Тирасполя и сотрудников Управления внутренних дел. К нам по очереди приходили различные функционеры, незаконно требуя демонтировать агитационные конструкции. Мои аргументы и аргументы других членов партии о том, что в данном случае речь не идёт о торговых палатках, что это агитационные конструкции на размещение, которых мы имеем полное право, так как действуем на основании Конституции, закона «О политических партиях» и собственного партийного устава эффекта не имели. Давление только усиливалось.
В итоге 5 июля ориентировочно к 16.00 в район размещения палаток были стянуты серьёзные милицейские силы, присутствовали сотрудники милиции в форме, в штатском, а также неизвестное ранее подразделение в гражданской одежде, члены которого по внешнему виду напоминали спецназовцев. Сотрудниками милиции было предпринято несколько атак на палатки. Ко мне, как к депутату подходили и говорили о том, что мы сейчас начнём силовым способом демонтировать агитационный продукт, так как у нас есть распоряжение руководства. В тот момент мне приходилось очень жёстко и принципиально отстаивать Закон и нашу позицию. Я предупредил старшего милицейской группы о том, что их действия носят неконституционный характер, противоречат законности и законам ПМР. Я отметил также, что им для сноса палаток «ПРОРЫВ! – За перемены!» придётся применить силу ко мне как к депутату Верховного Совета ПМР, к депутату Городского Совета Бендер Юрию Зотову, другим активистам партии, и что за это можно понести соответствующую ответственность, в том числе и уголовную. Также я призвал сотрудников милиции руководствоваться не преступными приказами, а действующим законодательством. В итоге с огромным трудом удалось предотвратить противоправные действия МВД.
На этом фоне, пока разворачивались острые, угрожавшие безопасности граждан события, я неоднократно звонил в приемную, как прокурора республики Анатолия Гурецкого, так и прокурора города Василия Тануркова, но бесполезно. Звонил на прямые мобильные телефоны – они не отвечали, звонил секретарям – передавал им информацию о том, что прямо сейчас совершаются противоправные действия в отношении граждан и в отношении депутата Верховного Совета, опять никакой реакции не было. Также требовал, чтобы эта информация, так как противоправные действия совершаются буквально в настоящем времени, немедленно была передана этим двум функционерам, которые формально отвечают в республике за соблюдение законности, но эффект снова был нулевой. Ни один из них впоследствии не вышел со мной на связь, не выяснил, в чём заключается проблема, не предпринял меры для предотвращения противоправных действий. Вот такие у нас, граждане, прокуроры!
Исходя из этого, я могу сделать вывод о том, что ни господин Гурецкий, ни господин Танурков не выполняют в полном объеме своих обязанностей, как прокуроров. И это является очень тяжёлым и неприятным сигналом для всех граждан Приднестровья.
Если исходить из того, что происходило 5 июля, то можно сделать вывод о том, что в случае грубого нарушения законности, обращение в прокуратуру просто бесполезно и бессмысленно. Прокуроры будут избегать ответов на прямые обращения. Да, можно сказать о том, что нужно обращаться письменно, что я, кстати сказать, и сделал, но в момент совершения противоправного действия я обратился устно, по телефону, на что имел полное право. Но какая-либо помощь в итоге оказана не была. Это серьёзный звонок всему нашему обществу, всем политическим партиям, всем гражданам. Наши права никем в этих условиях не защищены.
Пользуясь возможностями независимых СМИ, я обращаюсь к господам Гурецкому и Тануркову с призывом, несмотря на то, что может быть, и на них есть какое-то давление сверху, тем не менее отстаивать законность и защищать тех в отношении кого пусть и по политическим мотивам совершаются противоправные действия. Может быть, господа Гурецкий и Танурков не хотят выступать в защиту тех сил, у которых иное мнение, чем у власти, тем не менее, они должны помнить о том, что всё-таки они, в первую очередь, прокуроры и должны следить за соблюдением законности в Приднестровье, пресекая любые противоправные действия в отношении граждан. Надеюсь, что инцидент оказавшийся в основе моего обращения был случайностью и все будет исправлено. Главное, чтобы случайность не оказалась пока еще не распознанной закономерностью.