Д. Соин: Здравствуйте! Вас приветствует «Разговор начистоту. Без цензуры!». Сегодня у нас в гостях Лидер “Молодой Гвардии Единой России”, сопредседатель Координационного Совета этой всероссийской организации Алена Аршинова. Она же первый лидер Международной Молодежной Корпорации «ПРОРЫВ!». Алена, привет.
А. Аршинова: Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич!
Д. Соин: С приездом тебя на нашу общую приднестровскую землю. Хочу подчеркнуть это особенно. Сразу вопрос – какова миссия? В чем цель твоей поездки в Приднестровье?
А. Аршинова: Я здесь естественно оказалась не случайно. У меня в Приднестровье особая миссия: я сюда доставила несколько тысяч ленточек в виде российского флага, специально для совместной акции, которая посвящена 12 июня «Дню России». Эту акцию мы договорились провести вместе: «Молодая Гвардия Единой России», ММК-НДП «ПРОРЫВ!» и партия «Обновление».
Д. Соин: Великолепно! Как ощущения? Как люди реагируют на российскую символику? Можно ли действительно считать Приднестровье частью России?
А. Аршинова: Я думаю, да. Люди реагируют великолепно. Когда мы спрашивали прохожих: «Знаете ли вы, какой сегодня день?», нам отвечали: «Конечно! Сегодня, 12 июня – День России». Я могу сказать, что этот праздник тут прижился, он отмечается гражданским обществом Приднестровья не первый год. Я знаю, что немалые усилия к этому приложено со стороны ММК-НДП «ПРОРЫВ!». Естественно, люди приветствуют этот праздник. Многие говорят: «Так мы и есть Россия». Недаром эта акция в Приднестровье носит название «Мы – Россия!».
Д. Соин: Ты, конечно, помнишь, что 1 июня 2005 года мы создали «ПРОРЫВ!», а уже 12 июня того же года была проведена первая массовая акция только что родившегося движения по празднованию этой, действительно, исторической даты.
Алена, ты была лидером молодежного движения в Приднестровье, сегодня ты лидер МГЕР. У тебя есть уникальная возможность смотреть с двух ракурсов на то, как развиваются на сегодняшний день и Российская Федерация и Приднестровье. Что есть общего и различного у нас с Россией? Этот вопрос, на мой взгляд, не ставит под сомнение сам факт объединения России и Приднестровья. Я имею в виду различие в самом развитии политических и экономических систем.
А. Аршинова: Различия лежат на поверхности. Сейчас главный курс Российской Федерации обозначен следующим образом: это всеобщая тотальная модернизация государства. Этот курс обозначен Президентом страны Дмитрием Медведевым, в этом его поддерживает председатель Правительства Владимир Путин. В Приднестровье же мы видим господство застоя. Элементарная разница, которая видна всем. Насколько она глобальна – она, действительно, глобальна. Что касается Приднестровья, в Республике видят большой потенциал. Виден он и в России, и в том числе оценен российским руководством. Единственное, в чем проблема и что бы сейчас следовало в первую очередь реформировать и на что следовало бы обратить внимание – это на политическую систему ПМР. Политический фундамент необходимо не закладывать заново, а реформировать. Самое важное, о чем говорят молодые люди в самом Приднестровье: нет прозрачного механизма ротации элит. Здесь не меняется руководство, нет молодых людей в управленческом классе. Когда-то основывалась Республика и сегодня она на плаву. Мы очень благодарны за это Игорю Николаевичу Смирнову, который в свое время стал реальным народным лидером ПМР. Он спас население от геноцида. Он был актуальным и своевременным на тот момент. Но сегодня это уже не так. Я считаю, что было достаточно времени – 20 лет, чтобы подготовить новых, свежих лидеров, которые могли бы подхватить этот флаг и идти вперед. Идти, привлекая инвестиции, модернизируя ПМР, поднимая гражданское общество, которое в свое время сформировало эту Республику. Сегодня просто требуется движение вперед. Необходимо развеять возникший в Приднестровье застой. Необходима модернизация самого Приднестровья, его политической системы. На мой взгляд, сейчас ПМР находится на переломном моменте. В ближайшее время мы ожидаем, что состоятся выборы президента ПМР и, возможно, появится новое лицо страны.
Д. Соин: Тут сразу возникает несколько вопросов. Сохранится ли старый президент или Приднестровье изберет нового? На твой взгляд, Россия ориентируется, на какой вариант: будет ли обновлено руководство Приднестровья или приложат силы к тому, чтобы законсервировать ситуацию на всякий случай.
А. Аршинова: Я думаю, консервировать ситуацию никому не интересно. Консервы никому не нужны, необходима живая Республика, которая развивается, процветает, в которой жизнь бьет ключом. Здесь 150 тысяч российских граждан, а вся Республика – это российские соотечественники. Поэтому, естественно, что для России тут необходимо развитие. Вы правильно подчеркнули, что у меня есть уникальная возможность с двух ракурсов видеть ситуацию. Поэтому я скажу, что руководство Российской Федерации нацелено на то, что тут будет избранно новое руководство, которое станет, в том числе и приемником нынешней власти, но уже с новым, свежим взглядом на развитие государства. Мы часто ссылаемся на результаты референдума 17 сентября 2006 года, когда 97% приднестровцев проголосовало за союз с Россией. Если мы так определились, так давайте полностью следовать в фарватере российской политики.
Д. Соин: Даже не за союз с Россией, хочу тебя поправить. А за поэтапное вхождение в состав России. Это разные вещи. Интеграционные настроения среди приднестровцев, в отношении России, гораздо глубже, чем просто заключение межгосударственного союза.
А. Аршинова: Приднестровцы 12 июня участвовали в акциях посвященных празднику «День России». Это вызывает очень приятные эмоции, когда российские ленточки, здесь как на вес золота. Когда они крепятся на грудь, люди с большим удовольствием говорят: «Можно еще одну ленту?». Это означает, что они придут к себе на работу или домой, и будут рассказывать об этой акции. Люди понимают, что Россия, по большому счету, – это больше чем всё. Потому что Россия поддерживает Приднестровье экономически, потому что по российским стандартам здесь обучается молодежь, потому что именно Российская Федерация задает тон даже в политической ноте. Мы говорим о том, что практически весь цивилизованный мир, включая Россию, перешел на пропорциональную избирательную систему, а что ПМР? Пока что Приднестровье провозгласило синхронизацию, гармонизацию с Российской Федерацией. Население умные, работоспособные, продвинутые люди разных возрастов. Они все видят и замечают. Многие говорят – от кабинетов до кухонь, о том, почему не происходит развитие. Да потому, что партий здесь уже достаточно много. Гражданское общество уже развивается, стремления, тенденции есть. Но, к сожалению, и это явно видно, что все стремления общества подавляются сверху. Это неправильно. Здесь, нужно быть умными руководителями и не подавлять, а уметь играть, потому что политика, это в том числе и игра, правильная тонкая игра. Я хочу подчеркнуть, что Российская Федерация поддерживает Приднестровье, практически во всем. Эта помощь считается очень ценной. Приднестровцы оглядываются на Россию, и будут внимательно следить за позицией Москвы относительно выборов президента в ПМР, потому что мнение российских руководителей, авторитетно внутри самой приднестровской республики.
Д. Соин: Несомненно. У меня есть такая ассоциация, которая возникла во время твоего выступления: сегодня, Приднестровье – это как скороварка. Высокая температура создает внутреннее давление, выделяется огромное количество пара. Это тот пар, который возникает в результате застоя и тех препятствий, которые создаются на пути развития гражданского общества, настоящей многопартийности, сменяемости элит, на пути функционирования независимых масс-медиа. И если сама элита не поступит так, как поступил Борис Ельцин в России, т.е. если правящий класс добровольно не пойдет на эволюционные изменения, скороварка скоро взорвется. Напряжение в Приднестровье уже достаточно сильно и ощущается во всем: в политике, экономике, других отраслях. Искусство управления как раз и заключается в том, чтобы вовремя произвести ротацию элит, выдвинуть вперед новые лица, с новыми идеями, с новыми взглядами, управленческими подходами иначе «пар» взорвет всю систему.
Объективно, мы всегда смеялись над Молдовой. Мы понимали, что Молдова отстает в отличие от нас в своем развитии, но сегодня нам сложнее себе это доказывать, потому что РМ, не смотря на политический кризис, тем не менее, идет вперед, а мы топчемся еще в 90-х годах. Это, пожалуй, самая большая проблема. На мой взгляд, очень важно появление в Приднестровье таких лидеров, как ты. Почему? Потому что ты стартовала отсюда, из Тирасполя. Проявила себя лидером в «ПРОРЫВе!». Затем ты оказалась востребована в России, что лишний раз показывает: приднестровское гражданское общество рождает в своих недрах талантливых политиков, и оно должно развиваться, не отставая от российских стандартов, а может быть и задавая тональность каким-то российским тенденциям. На сегодняшний день Россия как буксир. Она должна вытягивать нас в правильный пролив, в верный фарватер. И значение мнения первых лиц России, несомненно, для Приднестровья будет крайне важным. Я горд тем, что мы представлены в России, я горд тем, что мы развиваем наши отношения, что Российский флаг по-прежнему реет над Приднестровьем, и держат его ребята из «ПРОРЫВа!». Из той организации, лидером которой ты являлась. Поэтому мы всегда рады тебе, и надеюсь что определенные свежие мысли, посылы, и концептуальные идеи нам из Москвы будешь привозить, в том числе и ты.
А. Аршинова: Будьте уверены, Дмитрий Юрьевич. Я, как Лидер “Молодой Гвардии”, и просто продвинутый человек, внесу свою лепту. Хочу подчеркнуть, что у меня настроение крайне позитивное. Я верю в изменения в приднестровской политике, и, более того, я вижу для этого ресурс – это молодежь Приднестровской Молдавской Республики, которой сегодня прикреплялись эти российские ленточки. Мне молодые люди прямо сказали: «А давайте мы с вами. Мы хотим что-то делать с вами вместе». Люди хотят идти вперед, для этого нужно только желание, стремление и перемены. К желанию народа следует прислушаться. Поэтому я верю в позитивные изменения и желаю народу Приднестровья, молодежи Приднестровской Молдавской Республики позитивных изменений уже в ближайшее время.
Д. Соин: Спасибо, Алена! С вами была программа «Разговор на чистоту. Без цензуры!». Спасибо за внимание, до новых встреч.