Лента ПМР: Если в правительственной газете «Приднестровье» поливают грязью слово демократия, атакуют партии, в названии которых есть это определение, как можно охарактеризовать происходящие в ПМР процессы? Можно ли говорить, что готовится консервация режима, ведь за псевдонимом “Мартов” скрывается вполне конкретный сотрудник администрации президента Приднестровья Сергей Зайченко. Что это – команда самого Игоря Смирнова, или самодеятельность желающих “отличиться” глупых и недальновидных чиновников? Ситуацию комментирует аналитик и эксперт Роман Коноплев.
Роман Коноплев: Думаю, в данном случае следует говорить не о подготовке консервации режима, а о последствиях глубокой, двадцатилетней его заморозки. Ничего из ряда вон выходящего не произошло: нет никаких различий ни по стилистике, ни по содержанию в сравнении с большей частью публикаций, которые десятилетиями рождаются где-то там – «в недрах» местного министерства пропаганды, работающего весьма топорно.
Я считаю, что подобное пишут люди крайне безответственные, но, в то же время, попытки скрыться под псевдонимами как-то обозначают личное отношение: автор не хочет, чтоб его персона ассоциировалась с этим текстом, то есть это, по сути, «труд» анонимного «литературного раба». Но безответственность автора, полагаю, ни в коей мере не вуалирует некомпетентность его руководства, которое позволяет подобным текстам появляться в печати.
Конечно, любое мнение достойно того, чтобы быть услышанным. Но, думаю, альтернативного мнения в том же издании мы не услышим.
На мой взгляд, не стоит говорить об ущербе для имиджа республики. Я так понимаю, что местному «Министерству правды» слишком дороги идеалы самых зловещих режимов современности. Наверное, ответственным за местную прессу лицам безразлично мнение россиян и украинцев. Они заботятся об имидже в глазах Северной Кореи. Интересно, в Пхеньяне об этом знают? Товарищу Ким Чен Иру отправили копию статьи?
Там – в публикации – много различных деталей, от которой у современных людей волосы встают дыбом. По-моему, излишняя радикализация Приднестровья на руку оппонентам республики. Есть практический опыт всех спецслужб мира: чтобы дискредитировать какую-либо группу, а сторонников приднестровской независимости можно обозначить как подобную группу, причем довольно представительную – состоящую из десятков и сотен тысяч людей, ее искусственно радикализируют. Туда имплантируются психически неуравновешенные люди, которые её дискредитируют своим поведением, мрачными лозунгами, своей агрессией, ненавистью, бредовыми рассуждениями о заговорах. В конечном итоге членам группы становится стыдно себя ассоциировать с нею, когда экзальтированные персонажи являются знаменем этой группы. И группа распадается. Ценности этой группы, некогда объединявшие её, девальвируются. Вот каким может быть итог всех подобных публикаций. Я много лет изучаю различные радикальные группы, политические секты. Эти группы чаще всего распадаются лишь потому, что не способны оградить себя от экзальтированных идиотов. И далеко не всегда их засылают какие-либо вражеские спецслужбы….
Эта публикация в газете «Приднестровье» говорит о многом. Особо настораживают регулярные упоминания в этой связи Ливии и бывшей Югославии. Выходит так, что государственная пресса загоняет руководство республики в эдакий капкан, превращая наших лидеров в заложников собственной паранойи. Этими статьями формируются устойчивые ассоциации Смирнова с Милошевичем и Каддафи. Напомню, это не какие-то там сибовцы стараются – это дело рук местных пропагандистов, штатных адептов «Министерства правды». Нужно ли это Смирнову? Сомневаюсь. Думаю, он хочет, чтобы его считали современным и цивилизованным политиком.
Сложно представить, на кого рассчитаны подобные статьи. В республике ведь не дураки находятся. У кого-то дети живут в России и Украине, а у кого-то – в Германии, США, Канаде, Италии. И не только дети – сёстры, братья, родители. Это не одна и не две семьи – у большей части населения ПМР родные разбросаны по всему миру. И зомбировать людей в такой ситуации уже бессмысленно: большая часть трудоспособного населения Приднестровья живет за пределами республики. Если уж столько раз упоминается Югославия, давайте тогда обратим внимание на сегодняшнюю Сербию: как живет там население, к чему стремится, за каких политиков голосует. Может быть, в нашем «Министерстве правды» думают, что сербы сидят в окопах, и льют слёзы по Милошевичу? Отнюдь нет. Сербы мечтают о шенгене, о более глубокой интеграции в ЕС. Подумайте сами, к чему приводят подобные сравнения приднестровцев с сербами.
В ПМР часто говорят о необходимости следования российским стандартам. Русскоязычные телеканалы не располагают к любви в отношении всевозможных деспотий, сталинизма и тому подобных мрачных вещей. В России слово «демократия» никто не демонизирует, это слово регулярно звучит в речах первых лиц. Россия настойчиво добивается от ЕС безвизового режима для своих граждан, с этой целью пытается соответствовать стандартам ЕС.
И мне как-то сложно представить, какая именно противоположность демократии является идеалом для автора этой публикации: сталинизм, германский национал-социализм, итальянский фашизм, маоизм, идеи Чучхэ или, быть может, идеалы дядюшки Пол Пота… К чему призывает министр пропаганды, чьи подчиненные такое пишут, какая именно антидемократическая доктрина ему ближе… Наверное, пора уже газете «Приднестровье» окончательно раскрыть этот секрет…
P.S. Редакция ИА «Лента ПМР» со своей стороны, отмечая прямую связь Мартова-Зайченко с «Министерством Правды» господина Беляева, тем не менее, уточняет, что Сергей Зайченко является сотрудником Администрации президента ПМР, и это накладывает еще более мрачную тень на происходящие события. Главный вопрос о том, чьих рук это дело: расторможенных психов или политических маргиналов – пока остается открытым.