iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Будущее Приднестровья — это борьба с коррупцией и опора на собственные силы

Д. Соин: Вас приветствует «Разговор начистоту. Без цензуры». Сегодня мы будем говорить о политической ситуации в Молдове и Приднестровье. В гостях у нас российский политик, общественный деятель, ученый Сергей Николаевич Бабурин.

Сергей Николаевич, позвольте Вас поприветствовать на нашей программе и сразу задать первый вопрос: как можно оценить с позиции России итоги формирования правящей коалиции в Молдове, какие выводы должен сделать Кремль, глядя на  процессы, которые происходят сегодня в Кишиневе?

С. Бабурин: Для аналитиков, думаю, ничего неожиданного не произошло. Более того, мы должны четко себе представлять, что в существовании и процветании Молдовы заинтересована Россия, Евросоюз, но, например,  никак не США — они будут делать все, чтобы Молдова как государство растворилось в Великой Румынии. Для Евросоюза же создание Великой Румынии — это большая заноза. При сегодняшнем раскладе политических сил в Кишиневе, на мой взгляд, лидеры Молдовы стоят на серьезной развилке. Что делать сейчас, когда все, наконец, рассядутся по своим кабинетам, и нужно будет выполнять предвыборные обещания. Тут есть несколько вариантов. Первый — это дальнейшая тотальная румынизация (в этом случае необходимо будет определяться, буквально в течение года, что делать с Приднестровьем в силовом,  экономическом, политическом аспекте). Другой — это решение вопроса о системном повышении уровня жизни, по моему мнению, наиболее прагматичный,  естественный и приемлемый с точки зрения всех международных стандартов. Здесь очень важно, чтобы эти задачи решались одновременно и в Кишиневе, и в Тирасполе. Я убежден, что это предмет, который может стать объединяющим, стратегическим мотивом работы как органов власти ПМР, так и РМ. Потому что все разговоры о каких-либо формах реинтеграции нужно лет на десять заморозить и состязаться между собой в повышении уровня жизни населения. А Россия здесь заинтересована помогать и той, и другой республике: для РФ стабильность в этом регионе, благополучие жителей этого региона — это одна из стратегических задач.

Д. Соин: А не будет ли Россия снова решать задачу по возвращению компартии Молдовы к власти?

С. Бабурин: У многих российских политиков симпатии к той или иной партии в разных государствах сложились уже давно. Я считаю, что общественные силы России должны работать со всеми партиями, которые не являются русофобскими, прямыми противниками, теми, кто не любит, не уважает или демонстративно показывает, что он против РФ. Например, для «Народного союза», который я возглавляю, партнерами во многих европейских государствах являются народные, консервативные, а также левые партии. С одной стороны, христианско-социальный союз — правящая партия Баварии, а с другой — коммунистическая партия Кубы. Я спрашивал, в частности, лидеров партии БААС в Сирии: почему они стали инициаторами договора о сотрудничестве с Народным союзом. На данный вопрос мне доктор Аль-Ахмар, бессменный и единственный заместитель председателя партии последние 40 лет, а председатель – это президент страны, ответил: «Господин Бабурин, вы ставите задачу защиты  социальной справедливости и национальных традиций, а эти 2 вещи для нас являются незаменимыми».

Когда мы говорим о Приднестровье, то упоминаем, что у вас сейчас очень непросто, как и  все 20 лет вашего существования. Легко говорить, что любое государство, которое возникает, проходит через период непризнания. Допустим, создание Португалии было связано с 20-летним блокированием и непризнанием Испании. Хотя, конечно, у Португалии есть большой плюс – море, через которое она сотрудничала со всем миром. Приднестровью сложнее: здесь в основном сухопутные границы. Связь с миром через Днестр затруднена в силу того, что он так и не получил статус международной реки, несмотря на то, что после разрушения советского союза и Украина, и Молдова должны были бы поставить этот вопрос. Тогда Приднестровье реально получало бы выход к морю, потому что это международный правовой режим всей торговли и других отношений.

В этом году в Приднестровье президентские выборы, и сегодня как никогда важно, чтобы в республике происходила внутренняя консолидация.

Д. Соин: Сергей Николаевич, мы постоянно говорим о том, что ориентируемся на Россию. Мы проголосовали 17 сентября 2006 года за независимость и поэтапное вхождение в ее состав, мы часто повторяем, что гармонизируем законодательство по российским аналогам, но, по-моему, за эти 4 года нам не так уж сильно удалось гармонизироваться  в эту сторону. Постоянно возникают какие-то препятствия. На ваш взгляд, если взять область политическую, социальную, каков мог бы быть путь гармонизации, какова дорожная карта для Приднестровья в этом направлении?

С. Бабурин: В 1992 году во время войны между Грузией и Абхазией тогдашний председатель Абхазии, будущий первый президент республики Владислав Ардзинба мне сказал: «Мы хотим быть с Россией. Давайте решим этот вопрос». И я с горечью, понимая российские реальности того времени, высказал свое убеждение, что путь Абхазии к России лежит через независимость и последующее развитие событий. Я считаю, что путь к единству и общности между современной РФ и ПМР лежит через укрепление государственности Приднестровья. Для этого действительно нужно не только проводить гармонизацию законодательства, но и укреплять суверенитет своего государства, выстраивая партнерские отношения с Россией. А что касается гармонизации, то, прежде всего, речь идет о гражданском кодексе,  трудовых, государственно-правовых отношениях. На мой взгляд, правы те политики Приднестровья, которые выступают за уместность перехода   республики к смешенной избирательной системе: когда часть депутатов парламента избирается по мажоритарным округам, как было раньше в России, а часть — по спискам, как в России сегодня. Причем важно, чтобы могли участвовать в выборах не только  партии, но и все общественные объединения, движения, союзы, официально зарегистрированные в Приднестровье.

Есть и другие вопросы, которые нужно решать. У нас, хотя мы находимся и далеко друг от друга, проблемы общие: вопрос эффективности работы государственных органов, системного доверия к государству как таковому, к должностным лицам. Я бы рекомендовал и президенту, и парламенту, как говорили в сталинские времена, «начинать чистки с себя», посмотреть вначале, как сами работают: эффективно или не совсем. Например, есть проблема наведения порядка и преодоления коррупционных схем (в России это одна из острейших тем).

Кроме того, хотелось бы отметить, что, по моему мнению, при всех друзьях за рубежом опора на собственные силы является главной причиной сохранения суверенитета и жизни республики — эту опору расшатывать нельзя.

Д. Соин: Сергей Николаевич, спасибо огромное. Это был «Разговор начистоту. Без цензуры». До свидания.