iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Молдова. Последний месяц осени

Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс

28 ноября в день досрочных парламентских выборов Молдова подтвердила свой статус самой бедной, самой несчастной и самой растерявшейся страны в Европе: большинство ее граждан проголосовало за Партию коммунистов. Только бедные боятся самостоятельных действий, позволяющих им решать свою судьбу. Только несчастные не верят в себя и ищут опоры где угодно, только не в себе самих. И только растерянные тупо смотрят в рот мелким политическим врунишкам, желая быть обманутыми хоть сказками про особый молдавский коммунизм, хоть про теплое счастье между Россией и Евросоюзом. Однако результаты голосования, полученные тремя другими партиями вместе взятыми – Либерально-демократической, Демократической и Либеральной говорят, что еще большей части граждан РМ надоел и позорит их горький статус неудачников. А падающий рейтинг ПКРМ:  от 71 парламентских мандатов в 2001  до 43-х в 2010 году подсказывает, что эта другая некоммунистическая часть все-таки своего добьется.  

 В ходе предвыборной кампании и в день выборов многие участники борьбы за представительство в парламенте удивили и даже насмешили. Лидер СДПМ Виктор Шелин насмешил намерениями создать  постэлекторальный союз эсдеков с коммунистами и задорными мечтаниями, вылезающими из всех его предвыборных инициатив, о своем премьерстве. Гуманист Валерий Пасат и стоящие за ним какие-то московские фантазеры получили все вместе шиш, а не право на депутатский мандат; пусть теперь Пасат не обижается, если его за глаза будут называть Валера-Один процент. Коммунистические циничные политтехнологи превзошли самих себя в сочинительстве баек о взорванной дамбе, зверском похищении кандидата в депутаты от ПКРМ и  в рассылке тревожных писем на адрес отечественных спецслужб по поводу готовящихся беспорядков после выборов.  Сами организовали превентивные публикации и сами же на них ссылались в призывах спасти молдавскую государственность.

Позабавили и либеральные демократы, не удержавшись после объявления результатов одного из экзит-поллов от шумных победных телодвижений и возгласов. Тут же отличился в очередной раз гаденькой чертой своего характера  товарищ Ткачук; рано радуются они, сказал он, и пьют виски. Понимаете намек. Вот если бы они пили русскую водку или на худой конец шампанское,  так нет ведь —  ви-и-иски, либералы хреновы, доморощенные европейцы и противники всего русского, российского…  

Ярче всех  — это при их-то слабых политических мощностях и результатах голосования! — проявились лидеры (официальные и скрытые) Демократической партии. Лупу, продолжающий уже после выборов агитировать за Лупу, выразился в том смысле, что даже если он откажется быть президентом Молдовы, то народ этого не позволит и не простит, и пусть те, кто не хочет видеть его на высшем посту, имеет в виду настроения в обществе, с которыми шутить нельзя.  Почетный председатель ДПМ Дьяков не исключил результативных консультаций с ПКРМ, чем явно напряг и политический бомонд вместе с различными европейскими структурами, помогающими либерально-демократической коалиции вывести Молдову из «коммунистической конюшни», и активную часть общества, готовую разорвать любого, кто, получив голоса противников ПКРМ, идет с ней на фактический сговор против своих же избирателей. Оба они – и Лупу и Дьяков, конечно же, имеют право говорить все,  что им вздумается. Но оба они забывают, что…

Дьяков забыл, что давно ничего не решает в партии, и что это «давно» наступило в тот день, когда Лупу стал председателем ДПМ. Неслучайно ведь с приходом Лупу в партии сделали точно характеризующий тамошнюю обстановку вывод: при Дьякове все решения высокого партийного уровня решались в парламентской фракции ДПМ, что партийцам-недепутатам было до слез обидно; при Лупу такого рода решения принимаются непонятно где – и не в Политсовет, и не в группе депутатов-демократов. Что еще обиднее.  

Лупу тоже забывается. После внесения влиятельного предпринимателя Влада Плахотнюка в список кандидатов в депутаты от ДПМ ее председатель Лупу тоже превратился в фигуру несамостоятельную и откровенно зависимую. Плахотнюк,  нацеленный на более значимые высоты в государственных структурах (не для того же он оказался в списке, чтобы оставаться рядовым депутатом или чтобы получить депутатский иммунитет), вынужден будет с особой тщательностью контролировать действия ДПМ, равно как и поведение ее фактически второго почетного председателя Лупу. Как бы чего не вышло, так как «чистые партийцы» — народ завистливый и жадный, а потому подлый и непредсказуемый.      

       

Насмешили Дьяков и Лупу публику еще и своей короткой памятью. Не исключающие оба деловых контактов с ПКРМ и с товарищем Ворониным лично, очевидно, забыли они, что  совсем недавно Воронин называл Дьякова «дубом», а Лупу характеризовал не иначе, как «два метра пузырей». А может быть,  дело обстоит проще? Оба они отлично знают, как любит Воронин им же униженных и с короткой памятью соратников,  и оба рассчитывают, что он по достоинству оценит эти замечательные их качества, решая проблему и союза ПКРМ с ДПМ, и согласившись, наконец, на президентство Лупу.

… В минувшую субботу – в  обязательный перед выборами день тишины показали телевизионный очерк, скажем так, о важных этапах жизненного пути Влада Плахотнюка. Что он кандидат в депутаты от ДПМ не сказали – это было бы неаккуратно и вылилось бы, если по закону о выборах, в большой скандал. Зато рассказали, сопровождая процесс набором ярких сюжетов,  о его более важных человеческих и профессионально-деловых качествах.

Сначала о сути показанного. Во-первых, Плахотнюк менее чем за сутки до голосования окончательно дал понять лидерам ДПМ и всем остальным ее членам, как любит выражаться начитанная  молдавская интеллигенция, «чине е хозяин пе здания аста». Во-вторых, он предстал перед телезрителями как человек, чьи качества достойны применения на самом высоком национальном уровне. Плахотнюк – премьер? А почему бы и не президент? Примерно, так.

И совсем другое дело – профессиональное исполнение «набора телекартинок» о герое. Кто-то точно Плахотнюка, аккуратно и эффективно подключавшегося в предвыборную кампанию и до решающего часа остающегося загадкой для избирателей, подставил. Разве что воинствующие бездари из числа охолуевшей телевизионной публики могли сотворить такое пошлое зрелище. А потом убедить заказчика, что это хорошо. Оно своим «липким сиропом», от которого уже через несколько минут просмотра слипаются глаза и теряется слух, напомнило телефильмы из 70-х годов о секретарях коммунистических райкомов и председателях колхозов. Кто убедил Плахотнюка, что такое не стыдно показывать вообще и в день тишины в частности большой мастак по холуйской части. Кстати, такие же точно картинки снимал один из телевизионных каналов про президента Воронина, — какой он «хороший молодец», какую предпочитает простую, как у всего молдавского народа, пищу; делает сам для себя и для друзей по три-четыре тонны вина в год, и с «каким он увлечением увлекается между государственными и партийными заботами дельтапланеризмом». К одному из таких опусов приложила руку известная телевизионная защитница коммунистических идеалов Белченкова, перебежавшая вскоре в антикоммунистическую партию «Единая Молдова». Она – показательный пример, как легко лизоблюды превращаются в злостных предателей.

… «Увлечение» Воронина неожиданным для его возраста и статуса спортом вылилось потом в шутку: чтобы улететь из Молдовы Воронину не надо будет покупать билет на самолет – разбежался, ноги поджал – и только его и видели. Воронин плохо заканчивает свою карьеру. Скандалы, политические интриги, ненависть к соперникам и обстоятельствам… А начиналось все, как в кино. Оказалось, что опасно жить в массе, не способной быть достойно опорой, т.е. не способной сопротивляться. Судьба Воронина в назидание всем, кто претендует на высшую власть в стране.

…В  Молдове закончился последний месяц осени. Как она перезимует и как доживет до весны, никто не знает.