iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

В Молдове нарушается избирательное право?

Отчет № 1 мониторинга предвыборной кампании досрочных парламентских выборов от 28 ноября 2010 г.

Осуществленный Коалицией «Гражданский контроль – Выборы 2010»

Введение  

Данный отчет мониторинга предвыборной кампании досрочных парламентских выборов от 28 ноября 2010 г. был разработан Коалицией «Гражданский контроль – выборы 2010». 

В настоящее время все 17 общественных организаций – участников Коалиции «Гражданский контроль – выборы 2010» продолжают заниматься мониторингом предвыборной кампании в сотрудничестве с 300 независимыми наблюдателями, которые принимали участие в рамках мониторинга предвыборной кампании 5 апреля и 29 июля 2009 г. Таким образом, поступает информация со всей территории республики, а именно охватывается более 100 населенных пунктов страны.

 Деятельность Коалиции «Гражданский контроль – выборы 2010» осуществляется на добровольных и волонтерских началах организаций – участников Коалиции «Гражданский контроль – выборы 2010»

Административный совет Коалиции «Гражданский контроль – выборы 2010» принял решение о деятельности организаций – участников на месте их расположения с регулярным обменом информации, а также с еженедельным участием представителей Коалиции в рамках пресс-конференций с предоставлением отчета о ходе  мониторинга предвыборной кампании.

Отчеты Коалиции «Гражданский контроль – выборы 2010» составляются на 3 языках и размещаются на сайте www.electorala.md

Списки кандидатов

Членами коалиции был проведён качественный анализ списков кандидатов в депутаты от всех партий, зарегистрированных на данный момент в качестве предвыборных конкурентов. В результате было выявлено следующее:

– присутствие молодых кандидатов в списке:

Минимальное количество молодых людей до 30 лет в первой 20-ке кандидатов у НЛП – 3 человека. В целом, по всем спискам, меньше всего молодёжи у АНМ и ГПМ (по 28 человек). Максимальное количество молодых людей в первой 20-ке кандидатов у ХДНП и Партии Консерваторов по 9 представителей. В целом, учитывая данные всех партийных списков, максимальное количество кандидатов до 30 лет у ХДНП – 54 представителя.

– гендерный баланс:

Меньше всего женщин кандидатов в депутаты в первой 20-ке у Гуманистической Партии Молдовы, Либерально Демократической Партии Молдовы и Партии Консерваторов – лишь по 2 представительницы. В целом, меньше всего женщины представлены в партийном списке ХДНП – 19 представительниц.

Максимальное количество женщин кандидатов в первой 20-ке кандидатов у ПКРМ и НЛП – по 8 представительниц.

– территориальная репрезентативность:

Меньше всего кандидатов, представляющих различные регионы республики, в первой 20-ке ГПМ – ни одного представителя.

Максимальное количество нестоличных кандидатов, учитывая полные данные всех списков, у ХДНП 78 представителей.

Наиболее сбалансированы с точки зрения территориальной репрезентативности можно назвать предвыборные списки ПКРМ, НЛП и ДЕД.

Предвыборная агитация

Отмечаем, что ряд предвыборных конкурентов за отчётный период допустили нарушения предвыборного законодательства в ходе предвыборной агитации:

•    В населенных пунктах республики, в том числе в Кишинёве и Бельцах, была оставлена со времени кампании по референдуму наружная агитационная реклама на уличных билбордах предвыборных конкурентов ПМУЕМ и ДПМ. Таким образом, агитационная наружная реклама была размещена до момента регистрации в ЦИК предвыборных конкурентов, тем самым была нарушена ст. 47 п.3 Кодекса о выборах.

•    В Кишинёве была зафиксирована раздача на улицах города агитационного материала в виде листовок от Партии «Pentru Nem si Tara». На листовках не указаны выходные данные (тираж, типография и т.д.). Тем самым было допущено нарушение ст. 64/1 п.6 Кодекса о выборах.

С начала предвыборной кампании был выявлен ряд нарушений со стороны предвыборных конкурентов и представителей СМИ.

1.    Во время концерта на центральной площади столицы, приуроченного празднованию Дня города Кишинева и транслируемого в прямом эфире тремя телеканалами (М1, Publika и Jurnal TV), примар муниципия, г-н Киртоака, являясь одновременно и вице-председателем Либеральной Партии Молдовы, выступил с речью агитационного характера. Тем самым, было допущено нарушение ст. 47 п. 6 Кодекса о выборах. Т.е. было выявлено использование административного ресурса в целях предвыборной пропаганды действующей власти. Данный концерт был оплачен в том числе из общественных средств муниципия, а его прямая трансляция на общественном телеканале М1 осуществлялась за счёт бюджета телекомпании. Считаем недопустимым, учитывая предвыборный характер данного мероприятия, финансирование предвыборных акций за счёт всех налогоплательщиков страны. Расходы на проведение подобных акций должны быть отражены в отчётах партий по расходу средств из их избирательных фондов. Видео материал с концерта размещен на сайте www.electorala.md.

2.    В адрес Коалиции «Гражданский контроль – выборы 2010» поступили сигналы от студентов Аграрного Государственного Университета Молдовы (ректор, г-н Чимпоеш, член ЛДПМ) об использовании административного ресурса со стороны Либерально Демократической Партии Молдовы. Представители администрации данного учебного заведения  в принудительном порядке заставляли студентов участвовать в митинге-презентации ЛДПМ от 16 октября перед театром Оперы и Балета.

 

3.    В адрес Коалиции поступили также сигналы от студентов Государственного Университета Молдовы (ректор г-н Чокан, член ЛДПМ). Некоторые студенты данного учебного заведения, в том числе с факультета Психологии и образовательных наук,  учащиеся на контрактной основе, были вызваны в деканат, где им было предложено снижение платы за обучение в случае, если они напишут заявление о вступлении в ЛДПМ, а также на внеочередных парламентских выборах 28 ноября отдадут свои голоса за данное полит.формирование. Доказательством  данного факта должен стать предоставленный через копирку отпечаток печати для голосования на чистой бумаге, которую необходимо будет подкладывать под бюллетень для голосования. Тем самым в обоих случаях было допущено нарушение ст. 47 п. 6 Кодекса о выборах, т.е. использование административного ресурса в целях предвыборной пропаганды.

4.    Обращаем также внимание на решение, принятое учебными заведениями, объявить субботу 27 ноября, последний день перед голосованием, учебным днем. Тем самым, высока вероятность того, что администрации ВУЗ-ов и колледжей будут оказывать давление на студентов  голосовать под присмотром на избирательных участках при учебных заведениях.

 5.  15 октября в ходе проведения круглого стола организованного ООН и Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности в качестве министра вышеупомянутого министерства, принимал участие кандидат в депутаты по спискам АНМ г-н Косарчук.  Данный факт подтверждается информацией размещенной на сайте информационного агентства (http://portal.moldpres.md/default.asp?Lang=ro&ID=141340), а также видеоматериалом http://www.publika.md/ministrul-cosarciuc-a-fost-astazi-la-serviciu–chiar-daca-legea-il-obliga-sa-renunte-la-functie_118171.html

             Тем самым было допущено нарушение ст. 13 п.3 (должностные лица, занимающие ответственное положение, порядок назначения или избрания которых регулируется Конституцией Республики Молдова и/или органическими законами, с момента их регистрации в качестве конкурентов на выборах обязаны приостановить свою деятельность в занимаемой должности).

 6.   Заявления Президента Румынии, Траяна Бэсеску, сделанные в эфире румынского телеканала PRO TV от 16 октября 2010 года, о поддержке партий Альянса за Европейскую Интеграцию на предстоящих выборах в Парламент Республики Молдова, а также опубликованные данные о финансировании из государственного бюджета Румынии электронных и печатных СМИ в Молдове, могут быть квалифицированы, как вмешательство Румынии во внутренние дела Республики Молдова. Мы призываем такие СМИ, как: Timpul de dimineata, Jurnal de Chisinau,  Ziarul de Garda, портал Unimedia, радиостанцию Vocea Basarabiei, а также региональные газеты, входящие в Ассоциацию Независимой Прессы, вовлечённые в освещение предвыборной кампании, подтвердить или опровергнуть данную информацию, а также опубликовать данные об объёмах финансирования их деятельности из средств государственного бюджета Румынии.

 СМИ

На страницах печатных изданий от 14 и 15 октября были опубликованы материалы агитационного характера, которые не были размещены в рубрике „Electorala 2010” и не сопровождались ссылкой „achitat din fondul electoral”. Это такие печатные СМИ как: «Gazeta de Sud» – реклама АНМ, «Est- Curier» – реклама АНМ, «Saptamina» – реклама АНМ, ЛДПМ, ДПМ  «Observatorul de Nord» – реклама АМН,  «Moldova Suverana» – ПКРМ, «Timpul» – АНМ, «Панорама» –  ГПМ .

•    п. 21 ст.1  Регламента ЦИК об освещении в СМИ хода предвыборной кампании досрочных парламентских выборах 28 ноября «Каждый публикуемый материал в печатной прессе должен располагаться в рубрике «Electorala 2010» и сопровождаться ссылкой „achitat din fondul electoral” данного конкурента. Ответственность, за публикацию статей с содержанием предвыборной рекламы без ссылки на  «Electorala 2010» и „achitat din fondul electoral”, несет редакция публикуемого СМИ.

Рекомендации:

1.    Компетентным органам, Центральной Избирательной Комиссии, обратить внимание на выявленные нарушения законодательства.

2.    Средствам массовой информации устранить выявленные нарушения Избирательного кодекса, а также объективно и независимо освещать ход предвыборной кампании.