Д. Соин: Дорогие друзья! Вас приветствует «Разговор на чистоту. Без цензуры». Сегодня мы общаемся с публицистом и аналитиком Романом Коноплевым. Говорить мы будем о его нашумевшем докладе «Приднестровье будущего». Приветствую тебя, Роман, на нашей программе. Не преувеличу, если я скажу, что твой доклад имел серьезный резонанс как среди местных элит, так и среди читающей публики. Какой посыл для элит и для, еще пока оставшегося, читающего населения Приднестровья в нем содержится?
Р. Коноплев: Приднестровью нужна новая философия политической элиты. Эта новая философия сможет определять не только сознание правящего класса, но и гражданского общества. На основе этой новой философии можно будет смоделировать современное государство, которое может просчитывать определенные горизонты и идти к ним, т.е. у нас появится перспектива: то, о чем сегодня многие говорят, но нащупать, как мне кажется, никто не может. Нам всем необходимо заняться в самое ближайшее время более детальной проработкой механизмов, которые смогут обеспечить существование и полноценное развитие приднестровской государственности. Наши прежние модели и экономически, и идеологически, к сожалению, не являются такими столпами. Возможно, они были актуальны 20-30 лет назад. Это то, о чем принято рассуждать, как о «советской промышленности» и т. п. Архаичные идеологические конструкции сейчас в контексте современной политики Российского государства и Евросоюза частично девальвированы и отходят в прошлое. Они не воспринимаются должным образом ни молодежью, ни поколением, которое производит определенный продукт. И в рамках новой философии политическая элита Приднестровья может обрести полноценное будущее и сможет составить достойную конкуренцию регионам, которые находятся рядом с ним.
Д. Соин: Хорошо, Ром, вот новая философия. С идеологией новой философии может зародиться и что-то хорошее, но, зачастую, зарождаются, например, новые секты. Новая философия была предложена Адольфом Гитлером в Германии, новую философию предлагал Мао Цзэдун, многие тоталитарные лидеры. Но в то же время есть и новая философия развития: то, что мы помним из истории, связанной с тем же Рузвельтом, с тем же Де Голлем, с другими крупными реформаторами современности. Сейчас какие-то попытки модернизации происходят в России: как бы «идеология Сколково» – новая философия РФ. А что такое новая философия для Приднестровья? Это, допустим, новое понимание экономики, новое понимание места и роли гражданского общества, партийная система, может быть, это еще что-то? Какие вообще могут быть конкретные предложения? В чем уязвимость и в чем преимущество нашей системы?
Р. Коноплев: Речь идет и об экономике, и о необходимости дальнейшего развития гражданского общества – обо всем том, о чём в Приднестровье 20 лет было принято говорить: «Давайте это подождет, давайте займемся чем-то другим, чем-то насущным, например, дальше будем очерчивать круг врагов вокруг себя, будем искать, кто нам еще грозит и, соответственно, грозить в ответ – формировать посылы ненависти». Мы можем посмотреть на современную Россию, современную Европу, на то, как пытаются в сегодняшнем мире взаимодействовать политические элиты государств, которые считаются во всем мире ориентиром в таких сферах, как права личности, социальные стандарты – «качество жизни» в целом, еще существует такой определенный термин. И не нужно что-то выдумывать, создавать какую-то новую секту, писать цитатник Мао, достаточно просто оглядеться по сторонам. Велосипед изобретать довольно-таки глупо. Существуют государства, в той же самой Европе, которые достаточно гармоничны и с точки зрения экономики, и с точки зрения политики. Государства, которые сопоставимы с Приднестровьем по численности населения, по полезным ископаемым и т.д.
И когда мы с кем-то гармонизируемся, всегда стоит обращать внимание на Россию: с кем она гармонизируется. Россия пытается воспринимать лучшее у стран, у которых уже где-то что-то получилось. Это происходит не только сегодня и не только где-то там вчера, это происходит на протяжении столетий. Все реформы, которые происходили в России и начинались 100-200 лет назад, когда Россия воспринимала определенный опыт, можно современным словом сказать, менеджмента: менеджмента экономического, менеджмента политического. Т.е. обеспечение стабильности государства определенными механизмами, и инструментарий этих механизмов, как правило, Россия привносила из того, что принято называть Западным обществом. Это всего лишь инструментарии. Это не значит, что мы автоматически утрачиваем суверенитет или вдруг становимся другой политической нацией. Мы должны взять эффективный инструментарий, который избавит Приднестровье от коррупции, позволит обеспечить определенные прорывы в таких сферах, как образование и медицина, т.е. то, что на сегодняшний день у нас находится не в самом лучшем состоянии.
Д. Соин: Ну вот, Ром, в докладе четко обозначен противник прогресса – это чиновничий класс, это коррумпированные круги, группировки. Ты считаешь: реально обуздать вот эту, скажем так, организованную силу? Или все-таки это некий долговременный процесс не на год, не на два. Есть ли у нас запас времени, чтоб победить коррупцию и чиновничью касту?
Р. Коноплев: Да, времени всегда мало. Времени мало и для России, и для Румынии его мало, для нас, тем более, его мало. Времени всегда не хватает. Это касается той реформы, которую нужно было делать вчера. Толчком написания этого документа стало, кстати, то, что зимой этого года случилось: мне пришлось похоронить двух близких мне людей, к сожалению, молодых людей. Они были больны онкологическими заболеваниями. Так случилось, что мне довелось воочию наблюдать то, как функционирует медицина у нас, как работает вообще эта отрасль, в каком положении находятся люди, которые заболели такими тяжелыми недугами. И это было серьезное моральное потрясение: мое знакомство с нашей инфраструктурой, поскольку мне все-таки есть, с чем сравнивать – и с Россией, и с Евросоюзом.
Что-то нужно менять, потому что медицина пострадает всегда первой при любом кризисе, потому что когда есть коррупция, государство начинает замораживать само себя. От этого всегда страдают первыми отрасли, которые требуют постоянного вливания. Разумеется, есть шанс. В данном случае и либеральная экономика, и либеральная политическая система способны защищать государство от коррупции, способны создавать барьеры против коррупции и в то же время способствовать привлечению внешних финансов, инвестиций и т.д. Это приведет к возникновению интереса извне. У нас сегодня экономическая доктрина – это такое замкнутое пространство. Наверное, многие видели фильм “Гуд бай, Ленин!” о ГДР, которая превратилась в ФРГ. Там, значит, бабушка сидит, ее пытаются отвлечь, чтобы она не заметила, как у нее за окном всплывает повешенная за голову здоровенная глыба Ленина. Это символично. Его куда-то там увозят, т.е. уже полностью изменилось общество…
У нас произошло, по сути, то же самое: молодежь не мыслит концепцией 20-летней давности в рамках каких-то угроз, необходимости постоянно думать о борьбе с НАТО, с Румынией, еще черти с кем. Те же россияне живут в похожей ситуации: воспринимают мир через Голливуд, через современную музыку, через желание получать полноценное образование, и мы не можем быть в этом плане более консервативными, чем сама Россия, потому что нас тогда перестанут понимать в самой России, мы перестанем быть интересными русским. Тем, кого мы всегда считали частью самих себя. А если мы не будем интересны русским, кто мы тогда вообще? Мы тогда будем задавать себе вопрос: кто мы? Мы, как Северная Корея тогда будем себя хвалить еще 20 лет, пока над нами просто не начнут все смеяться? Поэтому мы должны равняться на русских, на Россию, мы должны брать те ориентиры, которые россияне выбирают для себя. В этом залог нашего успеха.
Д. Соин: Итак, сегодня вы познакомились с мнением автора новой либерально-демократической идеологии для Приднестровья, которое получило оформление в виде доклада “Приднестровье будущего”. Я хочу подтвердить, что на форуме “Форос. Приднестровье”, тоже звучали аналогичные мысли о необходимости модернизации, о получении свежих знаний, о новых подходах, причем от российских экспертов. Поэтому будем надеяться, что позитивные и прикладные идеи из этого доклада, будут восприняты нашей элитой. С вами был “Разговор начистоту. Без цензуры”. Спасибо за внимание.
Материал подготовлен с согласия авторов под редакцией ИА «Лента ПМР»