НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Анатолий Каминский: от производственника до политика и управленца

Политика // 14:10, 21 апреля 2010 // 1915
altИмя Анатолия Каминского хорошо известно не только в Приднестровье, но и далеко за его пределами. Опытный политик и управленец отвечает на вопросы ИА «Лента ПМР».

Корр.: Во времена Советского Союза молодое поколение, желающее связать свою жизнь с политикой, готовили заранее. Перспективные личности отбирались, начиная с пионерского возраста.  Когда стартовал Ваш путь в политическую жизнь?  

А.К.: Сегодня я уже как-то позабыл об этом периоде жизни. Хотя если говорить о том, каким образом я пришел в политику, необходимо вспомнить и первоначальный этап.  Если честно, все произошло случайно. Будучи студентом первого курса Одесского технологического института пищевой промышленности им. М.В. Ломоносова я был избран секретарем комитета комсомола потока. Считаю, что в данном случае  основную роль сыграл мой возраст, так как я поступал в ВУЗ после армии и был намного старше сокурсников. Тогда  мне было уже 22 года.
Когда я учился на втором курсе, меня рекомендовали кандидатом в члены партии. Став, членом партии, я возглавил комитет комсомола всего факультета. Таким образом, в достаточно молодом возрасте я был приобщен к политике.

Корр.: После окончания института, как складывалась Ваша политическая карьера?  

А.К.: Моя трудовая деятельность началась с производства. От проделанной работы я получал максимум удовлетворения. Однако через время меня попросили попробовать свои силы в качестве инструктора райкома партии. Проработав два года инструктором, я понял, что это абсолютно не «мое». Поэтому, когда мне предложили возглавить Рыбницкий молочный комбинат, я согласился.
Во все времена вольно или невольно каждый руководитель предприятия имеет отношение к общественной и политической жизни региона. В 1990 году рыбничане впервые избрали меня депутатом горрайсовета. В том же году я баллотировался в депутаты Верховного Совета МССР - не прошел. Для всех советских граждан то время запомнилось развалом Великой державы, а для нас жителей МССР и тем, что в Молдове к власти пришли националисты.

Корр.: Во времена СССР Вы были коммунистом. Пригодилась ли Вам коммунистическая «закваска» во времена рыночной экономики?

А.К. Во времена бывшего Советского Союза, когда правила коммунистическая партия, одним из самых ценных было – подготовка кадров. Этот принцип из коммунистической эпохи, я бы взял с собой и культивировал бы в условиях рыночной экономики.
Классический слоган «Кадры решают все» до сих пор актуален. Сегодня в условиях рыночной экономики - это один из самых злободневных вопросов. В советское время создавались резервы. Я, будучи членом райкома рыбницкой компартии был в резерве на должность председателя горисполкома. Являясь директором молочного комбината, я дважды в году (на время отпуска председателя горисполкома В. Г. Митницкого и во время его сессии в Высшей партийной школе) исполнял обязанности председателя горисполкома. Это была серьезная подготовка или «школа жизни», которая, сыграла свою немаловажную роль во время избрания меня председателем горисполкома в 1990 году. Хочу отметить, что моей кандидатуры не было в списках, она возникла спонтанно. Было представлено три претендента. За меня проголосовало 83 из 102 депутатов горрайсовета, присутствовавших на сессии. Вот так, совершенно не планировав, я в одночасье стал председателем горисполкома.
В 90-е годы, развал Союза, шатания-брожения, не каждый в одночасье смог определиться какую сторону занять. Период образования нашего государства - период полного противостояния националистической политики Молдовы. Тот период времени стал новым витком в моей политической жизни. В 2000 году я был избран не только депутатом Верховного Совета ПМР, но и заместителем председателя высшего законодательного органа республики. С прошлого года я возглавляю Верховный Совет ПМР. Таким образом, сама жизнь вовлекла меня в политику.

Корр.: Оцените по 10- бальной шкале работу действующего Верховного Совета ПМР…

А.К.: Дать оценку очень сложно. Это не производство, где можно выдать определенное количество какого-то товара, продукции или услуг, оценить, взвесить, измерить и сравнить.  И все же постараюсь: я бы оценил работу нынешнего депутатского корпуса на 8-9 баллов. Я не ставлю 10 баллов – это предел совершенства. Откровенно говоря, оценку ставить сложно.

Корр.: Почему?

А.К.: Я считаю, что депутатами Верховного Совета ПМР проведена огромнейшая работа. Образование республики, как государства, проходило в условиях отсутствия каких-либо нормативно-правовых актов и законов - того, что имели другие государства, например, Россия, Украина, Белоруссия и та же Молдова. Все нужно было начинать с нуля. С  учетом условий, в которых строилось наше государство, и принимались основные документы. В первую очередь – Конституция, а затем конституционные законы и множество других законов. И это все - совместный труд депутатов всех созывов Верховного Совета ПМР.
В 2002 году, согласно принятой Конституции,  были внесены изменения в действующее законодательство, принята абсолютно вся нормативная база - все законы, которые необходимы для жизнедеятельности государства. Поэтому я может даже занизил, когда сказал 8-9, может 9-10 баллов. Но, на 10 баллов - это уже идеальная работа, а идеально работают единицы. Безусловно, есть недостатки и в нашей работе, есть упущения – не всегда соблюдаются сроки принятия законов, не все законы учитывают полностью интересы тех или иных субъектов нашего государства, к сожалению, есть и такое, поэтому совершенствуется законодательная база, вносятся поправки и изменения.

Корр.: Над чем еще необходимо работать депутатскому корпусу?

А.К.: Сегодня у нас, согласно Конституции, в принципе, не принят всего один закон – закон о мировых судьях. У всех еще свежо в памяти желание о внесение изменений в действующую Конституцию. Да, Конституция сегодня требует совершенствования. Не говоря уже о законах, которые мы приняли.

Корр.: Как Вы считаете, необходимо ли учиться профессии депутат?

А.К.: Я всегда считал и считаю, что обязательно нужно совершенствоваться, необходимо постоянно пополнять совой багаж знаний, потому, что ничто не стоит на месте. Любой специалист если будет жить вчерашними знаниями, не пополняя свой багаж, очень быстро потеряет свою квалификацию. Естественно, нужно учиться, тем более в условиях рыночных отношений, усовершенствования технологий.   
Я часто говорю о том, что руководитель предприятия или исполнительного органа власти, стремится взять себе на должность того специалиста, который ему подходит, в первую очередь по уровню образования, подготовке, опыту работы. Второй критерий -  умение входить в контакт с людьми, ладить с коллективом и многое другое. Депутат – это избранник народа. Это человек, за которого отдали предпочтение и проголосовали избиратели. Именно поэтому среди депутатов – люди разных профессий, возраста, уровня подготовки, политических предпочтений. Этот факт несколько осложняет работу любого представительного органа власти, до тех пор, пока каждый депутат честно и откровенно не ответит сам себе на следующие вопросы:  для чего он избран?, что от него зависит?, что он может и должен сделать в представительных органах власти?  Как осуществлять представительные функции своих избирателей?

Корр.: Получается, что будущего депутата необходимо готовить к этой миссии?  

А.К.: Над заданным Вами вопросом я тоже задумывался и прорабатывал его. Сегодня достигнута договоренность с президентом о том, чтобы в конце мая 2010 года провести трехдневный семинар с вновь избранными председателями горрайСоветов, сельских, поселковых Советов, главами администраций сел, поселков, председателями постоянных комиссий.
С 20 по 22 мая депутаты местных Советов, а также главы администраций сел и поселков в рамках обучающих семинаров более детально изучат теоретический и правовой аспект работы местных органов, взаимодействия с государственными администрациями городов и районов, а также рассмотрят другие вопросы деятельности органов, в которые они были избраны в ходе голосования 28 марта. Для связи с депутатами Верховного Совета и исполнительными органами власти им будет предоставлена контактная информация. Это делается для того, чтобы в случае необходимости они могли получить конкретный ответ или совет на поставленный вопрос.
Если мы хотим совершенствовать законодательство, что-то конкретное сделать для избирателя, то, прежде всего этому нужно научиться.

Корр.: На выборы в местные Советы 28 марта 2008 года пришло около 44% избирателей. Насколько сегодня необходимо донести до избирателей то, что нельзя быть безучастными к своей судьбе и судьбе государства?

А.К.: Сложно ответить на это вопрос однозначно: любой результат – это уже результат. Сегодня важно не только процентное участие - 44% пришли, остальные 56%  - не пришли. Необходимо проанализировать по каждому избирательному участку, какой процент людей принял участие в голосовании, выяснить причину – почему оставшаяся половина наших избирателей не пришли на избирательный участок. Мы прекрасно знаем, что в списках было много людей, которые только числятся, а на самом деле находятся далеко за пределами в республики: кто-то на заработках, кто-то выехал временно, например, в командировку и не успел вернуться и много других причин.
Но, есть категория граждан, которые просто не захотели прийти на избирательные участки – эта категория вызывает озабоченность. Потому что это как правило, те избиратели, которые потеряли веру в то, что можно что-либо изменить, либо вообще разочарованы и потеряли веру во власть. Мы все живем в сложных социально-экономических условиях – низкие пенсии, заработные платы, недостаточные социальные гарантии. Молодые люди, закончившие ВУЗы, грамотные, как молодежь сегодня выражается – «продвинутые» по всем направлениям - не могут трудоустроиться. Работы нет – это тоже проблема, которая прямо пропорционально повлияла на участии молодежи в выборах.
Но, тем не менее, каждый должен осознавать, что от того, кто придет во власть зависит не только его будущее, но и будущее всей страны.

Корр.: Не так давно Совет учредителей впервые утверждал кандидатуры главных редакторов двух печатных изданий…  

А.К.: Длительный период времени в двух государственных газетах, учредителями которых является президент и Верховный Совет,  не было главных редакторов. Это газеты «Адэверул Нистрян» и «Приднестровье». Не так давно прошло заседание Совета учредителей, который утвердил в должности главного редактора газеты «Адевэрул Нистрян» Коваля Владимира Петровича. Кандидатуру, предложенную Президентом на должность главного редактора газеты «Приднестровье» Верховный Совет по ряду объективных причин утвердить не смог. Во главе самой крупной газеты, учредителем которой является Президент и Верховный Совет,  хотелось бы видеть человека с большим опытом работы в печатных СМИ. Кандидат, предложенный Президентом – корреспондент информационного агентства, стиль работы в котором отличается от подачи материалов в печатных изданиях. Мне, как читателю, не безразлично, как будет в газете подаваться материал, его содержание и оформление. Это вызвало основное сомнение в его компетентности.  Сегодня в газете работает 55 человек, большинство из которых  –  люди с богатым профессиональным и жизненным опытом. Для  того,  чтобы работать руководителем  столь значимого СМИ, необходимо иметь  опыт организаторской работы, которого у претендента тоже не было. И мы не могли не учитывать этот фактор. Поэтому мы отклонили предложенную кандидатуру, и будем надеяться, что в следующий раз все наши замечания будут учтены и редактором газеты станет грамотный журналист с опытом работы в печатном издании и с опытом организаторской работы.

Корр.: Что сегодня Вас не устраивает в работе медийного сообщества Приднестровья?

А.К.: Меня, как Председателя Верховного Совета в первую очередь, не устраивает качество работы государственных СМИ. Это касается тех СМИ, в которых учредителями выступают Президент и Верховный Совет ПМР. Действия всех ветвей власти должны освещаться в прессе равноправно. В масс-медиа должны регулярно появляться не только хвалебные материалы, но и конструктивная критика.

Корр.: Существует ли в приднестровских СМИ свобода слова?

А.К.: Я считаю, что в Приднестровье пресса абсолютно свободная. И говорю это искренне. Для меня СМИ – четвертая ветвь власти, для которой я всегда открыт и доступен. Я, как председатель Верховного Совета ПМР, никогда не корректирую статьи обо мне или деятельности высшего законодательного органа республики. И всегда призываю своих коллег-депутатов давать интервью, выступать на телевидении, радио, в печатных изданиях. Сегодня, я не вижу ни каких проблем с информационной площадкой в республике – у нас есть как государственные, так и независимые масс-медиа, в которых можно освещать все события, придерживаясь редакционной политики СМИ. Я всегда выступал за объективность в любой информации. Кроме того, каждая информация должна освещаться в полном объеме, не смотря на разные точки зрения по тем или иным вопросам.
                              
Специально для ИА «Лента ПМР» и газеты «Русский ПРОРЫВ!» беседу вела Марина Киреева.