Чем так неудержимо манит к себе искусство единоборства – ушу? Чем завораживает, чарует? Что заставляло предков всю жизнь и всю и все силы посвящать разгадке тайн ушу и даже проливать кровь, класть головы, пробиваясь к его сияющим высотам? Что являлось мотивирующим моментом, используя различные ритуалы, передавать свои достижения поколения в поколение? А сейчас? Какая сила с неудержимым напором выносит ушу из узких рамок различных школ за пределы Китая, распространяет по всему миру и покоряет собой умы и души не только любителей спорта и физической культуры во всех концах земли, но и ученых и мыслителей? В чем секрет неотразимости и притягательности ушу?
«Пышная листва у тех деревьев, у которых глубокие корни»
Китайская поговорка
Сложные корни неуловимого очарования ушу прочно связаны с философией Древнего Китая. Это и есть та плодотворная почва, веками питающая ушуистов; так из столетия в столетие боевые искусства приобретали новые формы, с каждым поколением приносы все новые и новые богатые плоды. И первое сокровище, которое должно даровать ушу обучающемуся сегодня – это дошедшая до нас от древних – философия, метод познания мира и самого себя. Вместе с тем, это один из эффективных путей нового всестороннего раскрытия и развития потенциальных возможностей института человека, его физических и итнеллектуальных ресурсов. Это значит, что овладение боевым искусством (ушу) требует как синхронного овладения его психофизической техникой движений, так и философским методом, кроющемся в ней.
Гармония покоя и движения
Идеальный уровень гармонии – это сохранение непрерывного равновесия психических и физических процессов в условиях движения. Ушуист находится в условиях атаки и защиты, лицом к многочисленным и мгновенно меняющимся жестоким приемам противника, причем под угрозой смерти, но тут ему необходимо сохранять безразличное равновесие духа и тела, так как сохраняет это равновесие идеальный шар в движении по ровной поверхности. Причем он еще должен быть ловким и легким в движении, сохранять наивысшую релаксацию, полную свободу и предельную экономию энергии. Поэтому говорят: «Лишь бы были в покое душа, сердце и воля, а это уже само собой обеспечит легкость и ловкость всех движений, всего тела». Нетрудно понять, что «покой в движении» своим целям и значению применим не только в единоборстве. Его значение намного благороднее: равновесие в любой форме движения, включая такие, как человеческая жизнь, взаимоотношение между людьми, адаптация к окружающей среде и ее преобразование. Всем известно, что идеальное равновесие приносит движению наибольшую экономию энергии и наивысшую эффективность, что применимо в любой сфере человеческой деятельности.
Взаимоотношения Инь и Ян Инь (пассивное, или женское начало в природе) и Ян (активное, или мужское начало), овладение искусством их взаимодействия и взамопереключения – суть, на основе которой осуществляется особая техника ушу, где мастер, заимствуя силу противника, достигает эффекта победы слабого над сильным, мягкого над твердым. В настоящей статье приводится теория Инь и Ян в соответствии с понятием о Силе.
Инь и Ян – это два направления, две характеристики силы в механике, где действие – это Ян, а противодействие – Инь. Взаимопереключение Инь и Ян – это взаимопереключение действия и противодействия. Если вы при помощи соответствующих упражнений и силы воли и ума научились превращать свою мускульную силу в силовой поток, исполняющий вашу волю, и научились приводить в замкнутую цепь действие и противодействие силы противника, то любой его выпад аннулируется сам собой. Как только действие и противодействие из состояния антогонизма, из противоположных направлений входят в состояние петли, то они поглощают друг друга, силовым результатом, что является нулем. Эффект –противник теряет импульс движения, а вместе с ним равновесие. Для создания замкнутого потока живой силы, да еще в теле противника, требуется, несомненно, много условий. В результате чего, тело человека становится «проводником» силы (как металл в электричестве), что позволяет силе проходить по воле мастера АО его телу и по телу противника и даже выходить за пределы их тел в пространство, где она преобразуется по воле мастера в силовой биополе любой формы. В условиях такого поля, где присутствует «воля», существует и функционирует «действительное», а там, где «воли нет», существует и функционирует «мнимое».
Путь к совершенству
Для настоящего, подлинного здоровья человека необходим его возврат к природе, к естественным законам жизненного процесса. Ушу возникло, как и любой другой вид единоборства, на базе инстинктов самозащиты. Потом оно стало военным (а так же спортивным) искусством. Его история пропитана кровью, бесчеловечной жестокостью. Практика борьбы не на жизнь, а на смерть, решимость победить, отстоять свою жизнь, критичность схваток, сопутствовавших рукопашной борьбе, и передача этой психологии из поколения в поколение, плюс философская глубина, обдуманность, тщательное прорабатывание совершенство техники – все это обрабатывало сердце и тело бойца. Особый прорыв в области психологии и биомеханики превратил ушу в такое грозное искусство, с мощью которого трудно любому другому виду единоборства. «Дойдя до крайности, вещь, неизбежно превращается в свою противоположность» – гласит китайская мудрость. Поэтому, было выявлено, как в теории, так и в практике, что «терпит поражение тот, кто первым приходит в движение, и чем сильнее и агрессивнее выпад атакующего, тем более явно его поражение». Подготовка занимающегося многогранна. В результате специфической для ушу тренировки, приходит перерождение привычных динамических стереотипов в новую технику, культуру двигательной активности , – схватки в течении этого процесса вообще запрещены. Затем следует упражнения на соприкосновение, совершенно безопасные, при которых каждая сторона учится решать различные силовые задачи, во время которых Ушуист приобретает технику и уверенность в ее использовании (Гун фу). В итоге к нему приходит «понимание силы цзинь», то есть восприятие «проточной силы», управление ею. После этого изучение терапевтического аспекта и следование идеалам и принципам гуманистической этики, с ее естественными законами природы вещей помогает человеку ощутить искусство не только как средство победы над противником, а способ постижения и реализации истины. Авторитетные учителя ушу говорят, что при стремлении только «научиться драться» высокими уровнями ушу овладеть невозможно. Поэтому, коренное перерождение вылилось в то, что из средства жестокого обращения с человеческой жизнью, оно превратилось в психофизического носителя высших достижений традиционной культуры, превратилось в средств, методы закалки здоровья и духа, познания мира, поисков истины, испытания и проверки на себе философских положений и формирования наивысшей человеческой этики. Техника боя при этом не потеряла ни своих динамических свойств, ни боевой мощи. Она изменила свои цели, функции и общее назначение. Роль ее, как средства постижения философских идей. Путем умственного, душевного и физического опыта незаменима, так как ничто не может заменить свойств ощущаемости и осязаемости, чуткости души и тела в процессе испытания ими тех эффектов, которые возникают при занятиях ушу и проявляются на уровне биомеханики, физиологии и психологии человека. Именно поэтому и лишь в силу этого сохранилась центральное положение техники в системе ушу, ее ценность в общем комплексе ее основной подготовки и при переходе на каждую качественно новую ступень во всем психофизическом аспекте ушу. Так чем же манит к себе сердца и души людей ушу? А тем, что оно является комплексным носителем не менее чем пятитысячелетней традиционной китайской науки и культуры, философии искусства, знаний о космосе, Земле и человеке, техники единоборства и методов здравоохранения , методов психического и физического лечения, методов усовершенствования нравственного поведения, способов выявления «сверхъестественного» психофизических качеств и способностей, хранящихся в человеческом резерве; носителем зрелости духа; носителем особого мировоззрения, расширяющего кругозор человека, формирующего иные формы мышления и открывающего пути к проникновению в мир, другими методами не познаваемый. Ушу манит к себе тем, что оно является путем к истине, к подлинно прекрасному, к настоящей доброте. А еще тем, что оно дает неоценимого качества заряд и толчок к новым поискам, открывает ворота к нынешним и завтрашним исследованиям в области науки о человеке и жизни, к новым открытиям в исследовании тайн Вселенной, тайн жизни.