Премьер-министр РМ Влад Филат сделал попытку посетить столицу Приднестровья в качестве футбольного болельщика. По данным НИКА-пресс, власти ПМР отказали ему в праве на проезд через границу и присутствие на местном стадионе «Шериф»; посредничество высокопоставленных зарубежных чиновник, представляющих стороны в переговорном формате «5+2», не смогли повлиять на настроения официального Тирасполя. Они также не сумели определить истинные причины запрета. И пока остается гадать: либо это максимально полный по содержанию ответ на замечание премьера о том, что Тирасполь находится на территории Молдовы, либо напоминание ему о действующих до сих пор ограничениях для большой группы приднестровских чиновников на передвижение по странам ЕС.
В то же время очевидно, что обе причины (если не существует иных) призваны, во-первых, остудить пыл молдавских «либеральных демократов» в их возможных планах по скоростному подходу к урегулированию, во-вторых, что некоторые решения предыдущих кишиневских властей, в частности, по облегчению контактов представителей ПМР с внешним миром, носят не личностный, а принципиальный характер. Ранее, напомним, бывший президент РМ Воронин обещал обратиться в соответствующие зарубежные инстанции с просьбой снять запрет на передвижение по Евросоюзу для большой группы приднестровских руководителей разного уровня, но не сдержал слово.
Источники агентства в Коалиции «За европейскую интеграцию» не подтверждают и не опровергают информацию о попытках премьера посетить Тирасполь.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Хорошо еще, что премьер не решился на повторение подвигов Воронина – не проехал в Тирасполь без подготовки, как тот в мае 2001 года, и не прихватил с собой два автобуса журналистов. Так сказать, для документального подтверждения шествия молдавского коммунизма по всей объединяемой Родине. Они-то его и показали – «больно ударившегося о приднестровский шлагбаум». Кто бы знал тогда, какой это точный символ тщетных воронинских кульбитов, выкрутасов и просто унизительных поступков, а то и подлых поступков, только запутавших и без того-то сложную задачу.
А Филата еще пустят в Тирасполь. Оформит все, как полагается, проведет соответствующие консультации, оговорит поводы и цели – и, пожалуйста. Иначе не получится. Старые коммунистические представления о конфликте (поехать к Смирнову, посидеть с ним на рыбалке, выпить, как мужик с мужиком) не годятся. Дело сегодня не в Смирнове лично. И не в каком-нибудь кишиневском функционере – тоже лично. И какой-либо вины в этом Филата нет. Кстати сказать, во время учредительного съезда ЛДПР, когда рядовой депутат парламента РМ Филат еще не представлял ни для кого особого интереса, становясь лидером очередной партии, создаваемой в преддверие очередных парламентских выборов, прозвучало именно такое предложение. Один умник сказал на форуме: не надо морочить голову, поехать к Смирнову и в трусах посидеть с ним на берегу речки – и все дела.
Филат, надо думать, умнее и трезвее Воронина.
Так случается иногда в жизни – серьезные проблемы становятся понятнее и проще, когда вокруг них происходят мелкие события. Собрался в Кишиневе саммит стран СНГ, где, как бы между делом, отдельные его участники коснулись приднестровской тематики. Глава российского МИДа Лавров сказал, что «меморандум Козака» мог бы оставаться основой для продолжения консультаций и в известном «семерочном» формате и между главными участниками конфликта. Его молдавский коллега Лянкэ сказал, что данный документ из далекого прошлого, и что Кишинев будет искать новые подходы к урегулированию. Президент ПМР сказал, что «меморандум Козака» тоже уже не может устраивать приднестровцев по причине того, что жизнь ушла вперед, пока судили да рядили вокруг документа разные люди с разными интересами.
Вот, собственно, и все. Думали, еще вчера, что хоть приднестровский вопрос и превратился в приднестровский тупик, но есть еще маленькая надежда на перемены в Кишиневе и Тирасполе, где… ну, и так далее. Сегодня уже нет приднестровского вопроса. Есть приднестровский тупик. Заявления Лянкэ и Смирнова о потерянном интересе к «меморандуму Козака» вовсе не показали долгожданного одинакового (наконец-то) настроя на обоюдные поиски компромисса. Наоборот. Кишинев подтвердил: он будет настаивать на сохранении унитарной Молдовы. Тирасполь очередным замечанием Смирнова показал серьезность намерений на независимое сближение с Россией, а с Молдовой строить добрососедские отношения.
И вот еще очень интересное, хотя ожидаемое. И.о. президента РМ Гимпу поблагодарил коммунистов за инициированный ими летом 2005 года закон о принципах приднестровского урегулирования. Это тот документ, в ответ на который Тирасполь провел в 2006 году известный референдум. Улягутся скоро политические страсти в Кишиневе, и парламентские противники – коммунисты и либералы – найдут общий язык именно по проблемам реинтеграции страны. Тут уж политическая воля будет сосредоточена в один кулак. Не прошибешь. В Приднестровье дополнительная консолидация общества и политического класса (для последнего она окажется своевременной) будет происходить на фоне очередного (на этот раз конституционного) референдума и череды выборов с 2010 по 2011 год. Дорога все туда же – в Россию и от Молдовы. Мелькнувшие было намеки на взаимную демилитаризацию не дороже выеденного яйца. И частые формулировки «исключительно мирным путем» настораживают: ну, сказано же один раз, зачем талдычить одно и то же?
В Кишиневе вот-вот вернутся к не новой уже идее сделать Молдову привлекательной для Приднестровья – во всех отношениях. И дороги здесь хороши вместе с магазинами, ресторанами, современным производством, где нужны рабочие руки; а жилье-то какое, а социальные блага… Очень может быть. Но Приднестровье продолжает смотреть на Россию. А, глядя туда, оно вообще надменно не заметит, что там – на Другом Берегу: свобода – дороже ежедневной белой булки и вышколенной обслуги.
В Кишиневе говорят о новых подходах к проблеме, о том даже, что население правого берега, по данным различных опросов, не интересует приднестровская тематика. Это плохо, говорят в Кишиневе, нельзя быть безразличным к тому, что происходить на твоей Родине, в твоей стране. А как возбудить интерес? Да чтобы он был еще и естественным, а не за зарубежные гранты? Как? Впрочем, есть подсказка. Взять и восстановить телефонную связь между берегами. Ее как «обрезали» коммунисты-воронинцы в начале своей власти в РМ, так до сих пор ее нет – той нормальной, той естественной, какая существует между районами Молдовы. И заметим, приднестровцы могут звонить на правый берег, а с правого берега на левый, ну, никак. И тоже ведь показательный нюанс. Филат бы съездил в Тирасполь (Бог с ним – с футболом, хотя понятно, что здесь политики больше было бы) и занялся бы восстановлением нормальной телефонной связи между берегами. Чем не задача для новых властей РМ?