НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Пасха. Смысл страдания Христа. Традиции празднования.

Религия // 11:02, 11 апреля 2009 // 4515
На торжество Воскресения Господня британцы дарят игрушки и конфеты, немцы «катаются на яйцах», поляки хлестают женщин, чтоб они были красивее, а молдаване — пьют много вина, чтоб кровь горячее была.Иисус избрал именно то, чего мы боимся больше всего, - страдание и смерть, чтобы избавить нас от того, что Бог ненавидит больше всего, то есть – от греха. Он пришел не для того, чтобы убрать из этого мира боль и смерть, но для того, чтобы через них открыть нам дверь к жизни будущего века.
Страдание Христа – это духовная драма. Мы не поймем ее смысла, пока не уверуем. Страсти Христовы – это битва между добром и злом. Знаками и символами ее становятся предательский поцелуй, малодушное отречение, неправедный суд, оплевание и глумление, пощечины и удары, колючки вонзающиеся в голову, кровь, гвозди, жажда и боль, боль, боль. Цель этой битвы заключается в том, чтобы одержать победу над владычеством греха и зла в человеческой жизни. Иисус добровольно принимает на Себя то, от чего мы в ужасе бежим, - боль и смерть. Более того, Он делает их средствами спасения, служащими избавлению нас от одержимости злом и его чарами.
Если мы не верим в бессмертие и в небесную жизнь мы никогда не сможем уловить смысла распятия и значения страдания и смерти в нашей жизни. Без веры все бесполезно. Если мы считаем, что эта земля – наш единственный дом, и другого не будет, то боль и смерть всегда будут казаться нам необъяснимыми вещами. Только тогда, когда мы пробудимся и осознаем, что наш окончательный жребий – жить в вечности, там, где абсолютная любовь, мы сможем понять божественную логику распятия и преклониться в молчании и трепете перед крестом Господним.
Когда Иисус умирает, в этот самый момент восходит заря новой жизни. В тот самый миг, когда тьма уже готова поглотить свет, сияние озаряет землю и всем открывается путь к спасению. Кровь и вода, истекшие из бока Иисуса, означают для нас рождение Церкви с ее таинствами, которые дают нам уверенность в том, что мы уже переживаем опыт небесной жизни, еще до нашей физической смерти.
Только в свете креста страдание и смерть обретают смысл. Когда мы соединяемся в наших страданиях со страданиями и смертью Иисуса, - веруя в Распятого и Воскресшего, - тогда мы разделяем и Его победу над грехом и злобой этого мира. Никакой другой ответ не может удовлетворить нас. Мы можем отвергать страдание, злиться на него, считать его незаслуженным и несправедливым. Но только когда мы примем его со смирением и верой, мы сможем обрести мудрость.
Праздник Светлого Христова воскресения, Пасха, главное событие в духовной жизни верующего человека. Она даже получила название Праздник Праздников, царь царей или Великий день. Кроме того, Пасха - самый первый христианский праздник.
12 апреля католики, протестанты и лютеране отпразднуют Пасху. В этот же день на площади Святого Петра в Риме Папа Бенедикт XVI обратится ко всему миру с поздравлениями. Во всех храмах и костелах будут отслужены праздничные Мессы, с амвона будет читаться проповедь о благой вести Воскресения Иисуса Христа.
В нашей Кишиневской Римско-Католической Епархии Епископ Антон Коша издаст специальное циркулярное письмо, в котором он поздравляет всех прихожан епархии и присоединяется с пожеланиями к ним.
Праздник Воскресения Бога возник задолго до появления христианства: в древнем Египте в канун апреля устраивались празднества в честь бога Осириса, который, как известно, был убит и воскрешен. Около пяти тысяч лет назад иудейские племена отмечали весной день отела скота, потом пасху связали с началом жатвы, еще позже - с уходом евреев из Египта. В древней Греции тоже был свой праздник, во время которого чествовали Деметру - богиню плодородия.
В конце апреля - начале мая славяне отмечали праздник возрождения природы, посвященный Царь-Девице или Зоре - одному из воплощений Весны. По преданию, в конце апреля - начале мая из-за моря появлялась девушка удивительной красоты, от одного взгляда которой природа оживала - растения начинали цвести и тянуться к небу, у коров прибавлялось молока. В красавицу влюбилось Солнце, жар влюбленного сжег девушку, но она возродилась к вечеру из пепла.
С приходом христианства праздник получил совсем иной смысл, кроме того, вместе с религией из Византии пришел и ритуал празднования Пасхи. Неделя перед праздником называется Страстной или Великой неделей, где особое значение имеют последние четыре дня: Великий Четверг, который еще называют Чистый, Страстная Пятница, Великая Суббота и последний - Светлое Воскресение Христово. Каждый из этих дней имеет свой смысл. Так, например, Великий Четверг не зря называется «Чистым» - это не только день духовного очищения, но и телесного. В Четверг было принято купание в проруби, реке или озере, в этот день убирали в доме, все мыли и чистили, а в некоторых регионах России было принято окуривать жилище и хлев можжевеловыми ветвями, считалось, что этот дым защитит человека и скотину от болезней и нечисти.
С Чистого Четверга начинали готовиться к праздничному столу, красили и расписывали яйца. Кстати, в мировоззрении древних народов еще задолго до прихода христианства яйцо символизировало вселенную, а славяне считали его символом солнца. С приходом христианства яйцо приобрело новое значение: яйцо красного цвета - символ Воскресения и Пасхи. Красный в данном случае символ возрождения рода человеческого, это цвет крови Христа, пролитой во искупление грехов мира. Крашенные яйца по традиции укладывали на свежую проросшую зелень овса или пшеницы, а иногда на специально выращенные для этого листья кресс-салата. С четверга готовили пасху, пекли куличи и блины, также пекли специальные пасхальные пряники в форме барашков, зайчиков, петушков, жаворонков, голубок или яиц.
Праздничный пасхальный стол был вкусным, обильным и красивым, в некоторых домах, если позволяло материальное положение, на стол подавалось сорок восемь блюд - по числу дней прошедшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами, сделанными всей семьей - дети и взрослые вырезали их из разноцветной бумаги, потом этими же цветами украшали стол, иконы и весь дом. У праздничных блюд было и еще одно значение - остатки освященных в церкви яиц, пирогов и костей от мясных блюд закапывали в поле, а одно яйцо сохраняли и брали с собой на первый посев, считалось, что это способствует хорошему урожаю.
Праздничный стол оставался накрытым всю неделю, гостей приглашали к столу и угощали. Не обходили вниманием и тех, кто не мог себе позволить провести праздник как следует, привечали нищих, больных и убогих. Считалось, что добрые дела в пользу других, особенно обделенных, снимают с души грех. Было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы, кроме того, люди выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить их на волю.
В разных странах традиции празднования Пасхи приобрели свои уникальные черты. Например, в Германии проводятся «катания яиц» - на склоне холма в земле проделываются две бороздки, и яйца катятся навстречу друг другу - чье яйцо окажется самым крепким, тот и победил. В Польше в этот день мужчины ходят по улицам с прутиками и легонько стегают им проходящих мимо девушек, считается, что после этого девушка станет более удачливой и красивой. В США Пасха похожа на карнавал - люди наряжаются в разноцветные костюмы, украшают машины и колонами движутся по главным улицам городов. В Австралии встречать праздник выезжают на природу, в лес или горы. Считается, что в этот день воздух становится чистым, а вода в источниках почти святой. В Великобритании в Пасху принято дарить детям на улице конфеты и игрушки. Кстати, в Великобритании, кроме куриных яиц, используют гусиные и даже страусиные яйца. Несмотря на разные традиции, в любой стране Пасха является важным и веселым праздником, который стараются провести в кругу семьи и друзей.
Немного из истории.
I Никейский Собор (325 г.) постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Праздновать Пасху с иудеями, т. е. сверяться в дате с иудейским календарем, было запрещено. Именно в соответствии с каноном Никейского Собора отмечает Пасху Католическая Церковь латинского обряда и некоторые Восточные Католические Церкви.

Отделенные Восточные Церкви, называемые Православными, а также ряд других Восточных Католических Церквей толкует это правило несколько иначе. Весеннее равноденствие они исчисляют не астрономически, а календарно, полагая за него день 21 марта по юлианскому календарю - дату, на которую астрономическое равноденствие приходилось в III в. Однако поскольку юлианский календарь отстает от астрономических реалий, к нашему времени 21 марта юлианского календаря ("старого стиля") приходится уже на 13 дней позднее, нежели реальное равноденствие. К этому добавляется также, в некоторые годы, смещение Пасхи юлианского календаря на неделю позднее из-за того, что на эту неделю приходится песах, исчисляемый иудеями по-своему.

В результате Пасха григорианского календаря в 45 % случаев совершается на неделю раньше юлианской, в 30 % случаев совпадает, 5 % - разница в 4 недели, и 20 % - разница в 5 недель (больше лунного цикла). Разницы в 2-3 недели не бывает.

Голбан Андрей