НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Патриарх Кирилл и геополитические бесы

Религия // 11:40, 26 февраля 2009 // 3092
Признаться, я с неохотой брался за эту тему. С одной стороны, вопросы, которые мне предстоит обсуждать, на мой взгляд, слишком тонкие и личные, чтобы вытаскивать их в СМИ. С другой, комбинаторы, паразитирующие на них, слишком ничтожны. Но, увы - клопы и тараканы тоже отнюдь не титаны духа – а настроение портят. Когда их становится слишком много – приходится принимать меры, берясь за баллончик с дихлофосом. Примерно та же ситуация сложилась сегодня и  в СМИ, как печатных, так и сетевых. Духовная порнография, преподносимая в них под маркой «православия» приобрела такой размах, что собственно православные публикации стали уже просто не видны на ее фоне.

Причина такого положения достаточно очевидна: уж больно тема модная. Быть верующим стало «круто». А коли так, то под маркой «православия» стало возможно продать даже такой гнилой товар, к которому в ином случае, ни один покупатель и близко не подойдет.

Православный кич, являющийся, по сути, пародией на  православие, и издевательством над ним, многолик. Его производство год от года растет. Коммивояжеров, за скромные комиссионные сбывающих тот или иной подгнивший, четвертой свежести,  товарец, требуется много. А потому, наряду с продавцами «православных» БАДов, «православных» матрешек с пародией на иконописные лики святых, и прочих товаров в том же роде, множатся и ряды продавцов идейных поделок. От «православных педагогов», «православных психологов», «православных политологов» и иных аферистов, гордо несущих перед собой фальшивое «православие» и заслуживших прозвище «фофудьеносцев»  буквально не стало проходу.

К православию, как таковому, вся эта публика имеет примерно такое же отношение, как актеры, нанятые за гонорар для участия в порнофильме - к нормальной семейной жизни в общепринятом понимании этого явления. Но коммивояжеры-«фофудьеносцы» крикливы, наглы и агрессивны – и их вопли заглушают всех.

Недавняя смерть Патриарха Алексия II и избрание нового Патриарха – Кирилла, вызвали бурную реакцию всей это «фофудьеносной» публики. Волны ее неумеренного восторга бушуют до сих пор. Эти волны подняли столько мути, а она, эта муть, в свою очередь,  придала «православным» клоунам столько наглости, что наблюдать это молча уже просто нельзя.

Стороннему человеку, не утратившему способность к адекватному восприятию мира,  трудно понять причину запредельных восторгов, сопровождавших избрание митрополита Кирилла на патриарший престол. Казалось бы, все шло так, как и должно идти, в рамках естественного хода вещей. Старый патриарх, Алексий II – умер. Царство ему Небесное, но смерть его, с учетом возраста в 79 лет, смотрится  вполне естественной, никак не безвременной. Все мы, увы, смертны. В том числе смертны и патриархи Русской Православной Церкви.

Из семи возможных претендентов: митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, митрополита Киевского и всея Украины Владимира, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, митрополит Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, митрополита Калужского и Боровского Климента был избран местоблюститель Патриаршего Престола. Из числа этих же семи должен был быть избран и новый Патриарх.

По сути, избрание митрополита Кирилла местоблюстителем, уже говорило о высокой вероятности избрания его Патриархом. Все так и случилось, по самому вероятному сценарию. После проведения положенной процедуры Кирилл был избран.

Все, повторяю, было ожидаемо, и проходило без каких-либо потрясений. Все развивалось ровно и спокойно, как и приличествует в церкви. Все было прочно и надежно. Никакой интриги, желтизны и скандала не было и в помине. Но для некоторой части зрителей – из тех,  кому в церкви не хватает «экшена» и скандала с запашком жареного, это было скучно. Не хватало перченненького. Не хватало атмосферы легкой дрожи, на грани срыва в истерику, как после основательной дорожки кокаина. Эту потребность заметили коммивояжеры-«фофудьеносцы» и поспешили предложить подходящий товарец. Тут-то и пошли восторженные вопли: «Слава Богу! Избрали! Избрали достойного!»

Странно, признаться, было это слышать ….Что – разве были сомнения, что нового патриарха изберут? РПЦ угрожал период безвластия и смуты? Или были сомнения в том, что на патриарший престол изберут достойного иерарха? Что же, выходит, среди кандидатов были недостойные? Как прикажете понимать эти охи и ахи? Послушаешь их – и создается впечатление, будто кандидаты являли собой сборище алкоголиков, уголовников и извращенцев, среди которых случайно, по какому-то странному недосмотру, практически чудом  затесался единственный достойный кандидат – Кирилл. И что если бы – ну вот случись такое – был бы избран другой кандидат – то патриарший престол достался бы недостойному. Так что ли?

Разумеется, это не так. Разумеется, все кандидаты на патриарший престол были в высшей степени достойными претендентами. Недостойные - они до звания претендента на пост Патриарха Русской Православной Церкви просто не доходят, их отсекают значительно раньше. Был избран Кирилл – и, Слава Богу! Поздравили нового Патриарха с избранием – и успешного ему служения, с Божьей помощью.

Неумеренные же восторги по поводу избрания нового Патриарха - вовсе не безобидные пляски не в меру восторженных дурачков. Все намного серьезнее.

Восторженные вопли «фофудьи» совершенно скрыли из виду то, чему действительно стоило бы порадоваться. А повод для радости есть: избрание нового Патриарха не вызвало никаких потрясений, и не сопровождалась никакими неожиданностями. Это отрадно: несмотря на всю сложность окружающего мира, на непростую ситуацию в нем, на попытки вовлечения церкви в политические разборки, РПЦ демонстрирует стабильность и монолитность. Но истерические вопли «Слава, Богу, они все-таки избрали достойного!» как раз и порождают сомнения в ее монолитности и стабильности! Они создают впечатление, будто избрание достойного претендента на патриарший престол - счастливая случайность, и не более. Они порождают ожидание сенсаций и разоблачений, порождают многочисленные надуманные версии, по сути – пророчащие и доброе имя Патриарха, и РПЦ в целом. К примеру, поискав немного в Интернете, я наткнулся на версию о том, будто избрание Кирилла было пролоббировано кремлевской администрацией в пику Украине, поскольку украинская часть РПЦ намеревалась провести в патриархи  митрополита Киевского и всея Украины Владимира – чего, по мнению автора статьи, допустить было никак нельзя «исходя из геополитических интересов России». Тут же обнаружилась и контрверсия: якобы, Кирилл вступил в сговор с украинскими епископами и намерен, в обмен на их поддержку в ходе его избрания, помочь им осуществить раскол РПЦ. Понятно, что тема «геополитических интересов» и там была тщательно обсосана.

Тут, право, стоит повнимательнее прислушаться: а из чего, собственно, состоит  шум, поднятый вокруг избрания Кирилла? Разобраться несложно. Шум этот состоит, во-первых, из нарочитого, граничащего с пародийным издевательством, подхалимажа в адрес нового патриарха. Тому есть причина: поскольку антиправославная суть «комиссионеров» буквально режет слух и глаз, они истово лижут ноги любому церковному иерарху, в надежде, что хотя бы один из них окажется не чужд мирским слабостям, не устоит перед лестью, и хоть немного приблизит их к себе.

Во-вторых, этот шум состоит из  навязчивых попыток внести рознь между церковными иерархами, столкнуть их друг с другом, унизить друг перед другом, а если удастся – то и спровоцировать на публичный скандал. Для примера, вот очень характерная в этом плане цитата: «на Архиерейском соборе Кирилл собрал больше всех голосов - его поддержали 97 епископов, при том, что Климент снискал поддержку лишь 32, а митрополит Филарет, стоящий во главе Русской Православной церкви в Белоруссии, получил всего-навсего 16 голосов». Это тоже понятно: любой конфликт внутри или около церкви является благодатной нишей для «фофудьеносцев». Они спешат занять ее, и живут в ней, как клопы в обивке старого дивана. По этой причине «православные» комбинаторы всегда и везде растравляют существующие конфликты и провоцируют новые.

Ну, и, наконец, существенную часть шума составляет собственно реклама того, что наши коммивояжеры хотели бы всучить читателям и зрителям «в нагрузку» к восторгам по поводу избрания Кирилла, снабдив свой товар привлекательным ярлыком «православие».

Не миновало это поветрие и наш регион: Приднестровье все чаще привлекает к себе внимание т.н. «православных политологов». О «научной» составляющей их трудов говорить трудно – ее просто нет. О публицистической – еще труднее, недаром большую часть этой публики составляют лузеры, не состоявшиеся ни в политологии, ни в журналистике. Чтобы продать свой несортовой товар, они и пакуют его в «православную» обертку. Правда, и обертка - сомнительной подлинности. Приднестровские представители «православной политологической школы» даже чисто формально стали православными от силы два-три года назад, спешно перейдя в «православные политологи» из  «иудейских политологов» с мимолетным переходным периодом в роли «патриотов Приднестровья». Увы, ни  в одном из прежних качеств на них решительно не находилось спроса. Перейдя же в православие, они, буквально на второй день,  принялись поучать всех и вся о том, что с точки зрения православной политологии истинно, а что ложно.

С чем у этих господ наличествует полная ясность – так это с набором дежурных блюд. «Православные политологи» отрабатывают заказ на разжигание в России и в Приднестровье враждебности к Украине. Работают они и над разжиганием в России враждебности к Приднестровью -  как к «проукраинскому региону», вбивая в головы читателей равенство между «проукраинским» и «антироссийским», и, наоборот – «пророссийским» и «антиукраинским». Второе равенство позволяет им рекламировать нынешний правящий в Молдове режим, как «пророссийский». Очевидно, что заказчиков у них несколько. Ловкие коммивояжеры удачно служат сразу нескольким господам, а господа обеспечивают им хлеб насущный и раскрутку в виде публикаций на своих сайтах. Как правило - маргинальных, но неискушенный читатель, тем более – далекий от политики и от приднестровской тематики,  может и не уловить разницу. Особенно, если «приднестровско-православный» товар преподносится в смеси со славословиями в адрес православия вообще, и новоизбранного патриарха, в частности – так сказать, для святости; и поносно-желтыми сплетнями  и домыслами – для оживляжа.  Ничего, народ глотает, не морщится… Оно ж, хотя и дурно пахнет, и отдает бредом, но вот же надпись – «православное»!

Впрочем, пример «приднестровских православных политологов» с их клоунадой – лишь частный случай. Манипуляции на теме православия буквально заполонили весь Интернет.

Как выявить этих манипуляторов? Как отсеять «православный» по названию, а по сути – абсолютно антиправославный словесный мусор? Это не слишком сложно. Достаточно сопоставить подозрительный текст с несколькими очевидными положениями.

- В православии, толкование вопросов веры и проповедь – прерогатива священника. Мирянин может, конечно, размышлять и рассуждать о вере, но совестливый человек, делясь подобными построениями, всегда оговорится, что они – его личное мнение, и не более. Либо сообщит о том, что поделился своими умозаключениями со своим духовником, и тот благословил его высказывать их публично. Или, по меньшей мере, эти заключения одобрил.  

Здесь есть еще  один тонкий момент. Всякий род деятельности накладывает на человека свой отпечаток. Не всегда священники говорят обо всем, что интересует мирян. Не все священники, кому, возможно, есть, что сказать по мирским вопросам, имеют доступ к широкой аудитории вне своего прихода. Поэтому, вполне нормально, если журналист-мирянин, интересующийся вопросами православия, ставит интересующие его вопросы, связанные с православием в своих статьях. Нормальная форма поиска ответов на них– диалог со священнослужителем. Лучше – с несколькими, особенно если вопрос сложный. А вот собственные построения автора уже вызывают сомнения. Тем более, когда такие построения пытаются всучить читателям под видом абсолютной истины, с пеной у рта понося всех несогласных.

- Православная церковь, безусловно, открыта всем. Нет возраста, неподходящего для крещения. Нет расы, национальности, прошлой религии – ничто не имеет значения, если человек с чистым сердцем пришел к Православию. Однако, между формальным приходом в православие, и приобщением к его духу, должно все-таки пройти какое-то время. Невозможно вчера креститься, а уже сегодня поучать окружающих в вопросах веры. То есть, поучать-то, конечно, возможно. Иной вопрос,  чему такой «учитель» может научить.  

- У вас есть вопросы, сомнения, озарения, связанные в православной верой? Идите с ними в церковь. Начните с общения со священником. Не сложилось в одной церкви, с одним батюшкой, не получилось нормального контакта - идите в другую, и в третью.  Версии о том, что священники, дескать, в массе своей, «разучились говорить с прихожанами» и  «проповедуют по бумажке» распространяются теми же манипуляторами. Не разучились. И вы найдете, то, что ищете, притом, гораздо быстрее, чем это можно предположить.  Если, конечно, действительно хотите найти  то, что можно найти в церкви, а не демонстрировать священнику свою эрудицию и оригинальность.

- Публичное обсуждение своей «воцерковленности» и «невоцерковленности» других – это, как минимум, грех гордыни.

- Помимо вопросов веры, интерес к которым вполне уместен, есть еще и церковные вопросы административного характера: от починки крыши храма и покраски забора в конкретной церковной общине, до вопросов автокефалии (независимости) православных церквей. Эти вопросы часто вообще не являются вопросами веры – речь идет исключительно о хозяйственной деятельности. Либо они имеют к вере, как таковой, весьма и весьма отдаленное отношение. Мирянину в них разобраться сложно. Мирянину, недавно пришедшему к православию, лучше вообще не ходить в этот темный лес. Если вопросы автокефалии по тем или иным причинам коснулись Вас лично, и Вы не знаете, как  повести себя – проконсультируйтесь, опять-таки, со священником, с которым у вас установился доверительный контакт.  

- Мирские вопросы не являются прерогативой церкви. Церковь – относительно мирских проблем - занимается исключительно вопросами совести, то есть вопросами того, как можно и как нельзя поступать в отношении окружающих нас людей. И только этим. Все прочее – вольные и спорные интерпретации. Не существует православного строительства,  православного животноводства и православного ЖКХ. Православной науки тоже не бывает: нет православной физики, химии, биологии, механики и сопромата. Православного образования – вне изучения Священного писания и богословских трудов –  также не существует.  Православной журналистики – вне узкого круга специфических внутрицерковных вопросов, с обязательным привлечением к обсуждению священнослужителей, не существует тоже. Не может православная журналистика писать о футболе, о мировом экономическом кризисе и о скандальной жизни звезд. Журналист, который пишет обо всем  этом – да, может быть православным, и его личная позиция может, в меру его понимания, соответствовать принципам, диктуемым этим фактом. Но и только.

- Православие не занимается политикой – ни в каком виде. Можно быть верующим – и заниматься политикой или политологией, но ни «православной политики», ни «православной политологии» за исключением, может быть, очень узкой сферы межцерковных отношений, не существует вовсе.  Во всех случаях, когда вам подсовывают  «православные» разновидности всего перечисленного, вами пытаются нагло манипулировать, и к православию эти манипуляции отношения не имеют.

- Любая пропаганда вражды и ненависти, осуществляемая по национальному, государственному, языковому или расовому признаку, со ссылкой на православие,  или под прикрытием православия, является, безусловно, антиправославной.

Очевидные, вроде бы вещи… Увы, «фофудьеносцы», тем не менее, год за годом ухитряются морочить голову легковерным зрителям, слушателям и читателям. Масштабы «геополитической» бесовщины, рядящейся «под православие» и маскирующейся славословиями в адрес новоизбранного патриарха, стали уже совершенно неприличны.

Иван Медведев

P.S. - предваряя истерические вопли «фофудьи». Мое личное  отношение к Православию я публично не обсуждаю, и «воцерковленностью» ни с кем не меряюсь. Это принципиальная позиция - я не испытываю потребности в эксгибиционизме, в том числе, и в его «православной» форме.

P.P.S.  Дело-то, по большому счету, не в отдельных комбинаторах, присосавшихся к православию. Такие комбинаторы были всегда, начиная от попрошаек с ложными церковными кружками. Дело в тенденции. Тенденция, прямо скажем, неприятная. Волна откровенной дезинформации и профанации, распространяемой под «православными» этикетками, буквально захлестывает Рунет.