НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2022
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Празднование Пасхи в Приднестровье

Религия // 12:13, 26 апреля 2008 // 3165




«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!»

О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, - всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа.

Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.

Это самый главный праздник года для православных христиан - праздник Воскресения Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти.
Слово "Пасха" пришло из греческого языка и означает "прехождение", "избавление", то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.
День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

В Евангелии сказано, что на третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье, несколько женщин-мироносиц (Мария, Саломия, Иоанна) пошли к гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Вид Его был как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». И Воскресшего увидели Его ученики.

С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Незадолго до 00.00 часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном звоне колоколов, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса (квасного хлеба).

Были прежде пасхальные гулянья, пасхальные хороводы, пасхальные качели — ставили их на лугу недалеко от храма. Сюда собирались парни и девушки. И обязательно совершались на Святой Седмице дела милосердные. Кормили нищих, навещали больных, посылали куличи и другую праздничную снедь в приют, больницы, тюрьмы.

Пасха — праздник неугасимой надежды, праздник Чуда, вечно спасающего мир, когда мир уже, кажется, стоит на краю гибели.

По поверью, Христос, сошедши в ад, сковал Сатану двенадцатью железными цепями, 12 железными замками, заточил за 12 железными дверями. И сказал: когда сумеет Сатана перегрызть 12 железных замков, 12 железных цепей, 12 железных дверей — наступит конец света.
Как только Господь с праведниками вышел из ада, Сатана принялся перегрызать оковы. Он точит их зубами по сей день, и за год удается ему перегрызть, перекусить 12 железных дверей, 12 железных цепей, одиннадцать железных замков… И уже за дужку 12 принимается он…. но тут исчезает год, приходит новая Пасха. Вспыхивает свет в храмах, священники возглашают: “Христос воскрес!”.

И 12 железный цепей, 12 железных дверей, 12 железный замков — оковы Сатаны — срастаются, становятся крепче прежнего. На волоске держится мир — и всегда бывает спасен.

Крестный ход в Тирасполе начнется 27 апреля ровно в полночь.

Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха группирует вокруг себя целый цикл народных примет.

По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, поэтому после захода солнца мужики и бабы боятся выходить на двор. Злятся черти по тому, что как только ударит первый колокол к заутрене, бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю. Как только отойдет заутреня, чертей лишают свободы: скручивают, связывают или приковывают на чердаке, к колокольне, на дворе, в углу. Чертям это, разумеется, не нравится.

Считается, что православные люди могут увидеть мучения чертей, если придут на чердак или в темный угол двора со свечой, с которой простояли пасхальную утреню.

Можно также выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и покатить яйцо вдоль по дороге — тогда черти должны будут выскочить и проплясать трепака.

В пасхальную ночь трудно приходится ведьмам, колдунам и прочей нечисти. Считается, что если во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: все колдуны будут спиной стоять к алтарю.

А вот обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Если яйцо, полученное при Христовании от священника, сохранить в течение 3 или даже 12 лет, то стоит съесть такое яйцо тяжелобольному — всю хворь как рукой снимет.

Помогает яйцо и при тушении пожара: если человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами "Христос Воскрес", то огонь утихнет, а затем прекратится.

В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!».

Виталий Ольхович