iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Празднование Пасхи в Приднестровье

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

О,
как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в
наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе
Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни
раздавались, где бы ни слышались, – всюду они вызывают трепетание в
каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого
прославляющего Воскресшего Господа.

Событие Воскресения Христова
– величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и
Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало
бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который
совершилось наше перехождение от смерти – к жизни и от земли – к Небу.

Это
самый главный праздник года для православных христиан – праздник
Воскресения Иисуса Христа, который своею смертью искупил людские грехи
и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти.

Слово
“Пасха” пришло из греческого языка и означает “прехождение”,
“избавление”, то есть праздник Воскресения Христова обозначает
прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году.

Пасхальная
служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена
духовной радости и ликования. Вся она – торжественный гимн Светлому
Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над
смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа
месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда
приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с
Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже
меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие
двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.)
имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

В
Евангелии сказано, что на третий день после погребения Христа, ранним
утром в воскресенье, несколько женщин-мироносиц (Мария, Саломия,
Иоанна) пошли к гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для
тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший
вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Вид Его был
как молния, и одежда Его бела как снег. Устрашившись Ангела, женщины
пришли в трепет. Ангел же сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете:
Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и
радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се,
Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за
ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь;
пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят
Меня». И Воскресшего увидели Его ученики.

С апостольского
времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Незадолго до
00.00 часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник
снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и
помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения
Господня. Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие
Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг
храма при непрерывном звоне колоколов, при пении “Воскресение Твое,
Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым
сердцем Тебе славити”. Обойдя вокруг храма, крестный ход
останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу
Господню. И раздается радостная весть: “Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”. Двери
открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального
канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса (квасного хлеба).

Были
прежде пасхальные гулянья, пасхальные хороводы, пасхальные качели —
ставили их на лугу недалеко от храма. Сюда собирались парни и девушки.
И обязательно совершались на Святой Седмице дела милосердные. Кормили
нищих, навещали больных, посылали куличи и другую праздничную снедь в
приют, больницы, тюрьмы.

Пасха — праздник неугасимой надежды, праздник Чуда, вечно спасающего мир, когда мир уже, кажется, стоит на краю гибели.

По
поверью, Христос, сошедши в ад, сковал Сатану двенадцатью железными
цепями, 12 железными замками, заточил за 12 железными дверями. И
сказал: когда сумеет Сатана перегрызть 12 железных замков, 12 железных
цепей, 12 железных дверей — наступит конец света.

Как только Господь
с праведниками вышел из ада, Сатана принялся перегрызать оковы. Он
точит их зубами по сей день, и за год удается ему перегрызть,
перекусить 12 железных дверей, 12 железных цепей, одиннадцать железных
замков… И уже за дужку 12 принимается он…. но тут исчезает год,
приходит новая Пасха. Вспыхивает свет в храмах, священники возглашают:
“Христос воскрес!”.

И 12 железный цепей, 12 железных дверей, 12
железный замков — оковы Сатаны — срастаются, становятся крепче
прежнего. На волоске держится мир — и всегда бывает спасен.

Крестный ход в Тирасполе начнется 27 апреля ровно в полночь.

Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха группирует вокруг себя целый цикл народных примет.

По
мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы,
поэтому после захода солнца мужики и бабы боятся выходить на двор.
Злятся черти по тому, что как только ударит первый колокол к заутрене,
бесы, как груши с дерева, сыплются с колокольни на землю. Как только
отойдет заутреня, чертей лишают свободы: скручивают, связывают или
приковывают на чердаке, к колокольне, на дворе, в углу. Чертям это,
разумеется, не нравится.

Считается, что православные люди могут
увидеть мучения чертей, если придут на чердак или в темный угол двора
со свечой, с которой простояли пасхальную утреню.

Можно также
выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и покатить яйцо вдоль по
дороге — тогда черти должны будут выскочить и проплясать трепака.

В
пасхальную ночь трудно приходится ведьмам, колдунам и прочей нечисти.
Считается, что если во время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть
на народ: все колдуны будут спиной стоять к алтарю.

А вот обычай
дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от
Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было
принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица
Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с
проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо. Тиверий не
поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может
кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это
яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо
– яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Если
яйцо, полученное при Христовании от священника, сохранить в течение 3
или даже 12 лет, то стоит съесть такое яйцо тяжелобольному — всю хворь
как рукой снимет.

Помогает яйцо и при тушении пожара: если
человек, отличающийся праведной жизнью, возьмет такое яйцо и троекратно
обежит горящее здание со словами “Христос Воскрес”, то огонь утихнет, а
затем прекратится.

В светлый праздник Пасхи Церковь призывает
верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным
светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него:
«Радуйтесь!».

Виталий Ольхович