Неоднократное
за последнее время обращение Его Высокопреосвященства Митрополита
Амфилохия к средствам массовой информации, имеющее целью сообщить
общественности о проблемах, с которыми сталкивается в эти тяжелые,
переломные дни Епархия Рашко-Призренская и Косово-Метохийская, стало
приобретать форму «наступления» с возложением на себя роли патрона
Епархии Рашко-Призренской, в связи с чем Епархия вынуждена обратится к
общественности, чтобы осветить реально существующее положение и
подтвердить свою позицию.
Его Преосвященство Епископ Артемий на
встрече с министром по делам религий Правительства Сербии г-ном
Радомиром Наумовичем в Грачанице 29 февраля 2008 года заявил, что
Меморандум о восстановлении церквей и монастырей, подписанный СПЦ и
временными косовскими органами самоуправления, утратил силу. «С новыми
косовскими институциями, не признанными нами, мы не подписывали никаких
договоров, а значит и предыдущий Меморандум является не
действительным», – сказал Епископ Артемий, подчеркнув, что ни одна из
церквей, ни один монастырь, подпадавшие под действие Меморандума, не
были восстановлены.
Ключевой вопрос настоящего момента – можно
ли после провозглашения независимости считать Меморандум действующим?
Епископ Артемий убежден в том, что Меморандум больше не существует –
«он мертв», «поскольку властный орган, подписавший Меморандум,
прекратил свое существование», а также «перестали существовать условия,
при которых он возник».
В связи с этим, кажутся странными
заявления Его Высокопреосвященства Митрополита Амфилохия о том, что
Меморандум «остается в силе» («Новости», ТАНЮГ…), поскольку очевидно,
что это подразумевает интенсивное и развернутое сотрудничество с
албанскими псевдоинституциями из Приштины по самому болезненному для
Епархии Рашко-Призренской вопросу – проведение работ в принадлежащих ей
храмах. Настаивая на сотрудничестве с незаконно и насильно
установленными албанскими институциями, решительно отвергаемыми сербами
с первого дня провозглашения «независимости», Митрополит Амфилохий
выступает против решения правящего Архиерея Епископа Артемия о
запрещении любых контактов с вновь созданными албанскими институциями и
миссией Eulex, призывая при этом его священство и монашество к
непослушанию своему Архиерею, к установлению анархии в Епархии, и
подталкивая к осуществлению шагов, реализация которых будет означать
признание независимости – наибольшего на сегодняшний день беззакония,
совершенного над сербским государством и сербской Церковью несколькими
западными странами и албанским населением в Косово и Метохии.
Сотрудничество с албанскими институциями является признанием их
легитимности и законности, а следовательно, и признанием независимости
Косово. Ничего другого албанцы и Запад от Сербии и не желают.
Признание
легитимности албанских псевдоинституций узаконит насилие и произвол,
содеянные 17 февраля провозглашением независимости.
Неужели
Сербская Церковь намеревается первой признать независимость Косово и
утвердить полномочия его институций, в то время как Правительство в
Белграде неустанно повторяет, что никогда не признает независимость
Косово и что шиптарские институции – ложные?
Твердое
решение продолжать сотрудничество с албанскими институциями и позиция
самого Митрополита Амфилохия несут опасность прямого противостояния
позиции Правительства Республики Сербия, попытку нарушения единства
взглядов Правительства Сербии и Епархии Рашко-Призренской и внесение
смуты в доселе четко опредленные позиции сербского народа в вопросах
отношения к самопровозглашенному государству Косово.
Откуда возникла эта тенденция – столь грубым образом опровергать
позиции и политику Правительства Сербии? Почему подобные сообщения нам
приходят из Цетинье?
Об актуальности Меморандума или, другими
словами, о признании независимости Косово и Метохии, решения может
принимать только Священный Архиерейский Собор, а никак не единолично
архиерей, даже если он и Митрополит Амфилохий.
Возможно,
причины такой позиции Его Высокопреосвященства следует искать в том,
что он является членом Европейской Экспертной Комиссии, основные цели и
задачи которой состоят в «поддержке всех политических и экономических
процессов и общественных реформ в Сербии, с целью европейской и
евро-атлантической интеграции», а также «аффирмации про-европейски и
евро-атлантически ориентированных участников»?
Кредо членов
Европейской Экспертной Комиссии состоит в том, что они, будучи «твердо
уверенными в благотворных перспективах европейской и евро-атлантической
интеграции Сербии, все свои профессиональные и личные потенциалы должны
вложить в осуществление этого цивилизационного проекта». Их взгляды
предусматривают и то, что «члены Европейской Экспертной Комиссии
продолжат подтверждать свое лидерство и промоушн реформаторского
европейского пути Сербии в 21 веке». Поэтому, «Европейская Экспертная
Комиссия стремится представить всеохватывающую концепцию реформ в
соответствии с критериями, необходимыми для вступления в Европейский
союз и европейско-атлантической интеграции».
При этом, каждый член Европейской Экспертной Комиссии «берет на себя следующие обязательства»:
1. Проводить программную деятельность Организации;
2. Своим трудом участвовать в реализации основных задач и целей Организации».
Возможно, перечисленные факты не позволяют Его Высокопреосвященству
выразить поддержку решению Епископа Артемия, запретившему своим
клирикам любые контакты с миссией Eulex и албанскими институциями, и
ограничится в своих заявлениях подтверждением контактов с КФОР и УНМИК?
Могли ли взятые «обязательства» послужить причиной того, чтобы ни
единым словом не поддержать обоснованную позицию Епископа Артемия о
запрещении сотрудничества с миссией Европейского Союза и албанскими
органами управления?
Можно ли считать случайным совпадение
основных постулатов и принципов деятельности Европейской Экспертной
Комиссии с недавно озвученной позицией Чедомира Йовановича, лидера ЛДП,
заявившего, что предстоящие выборы могут способствовать «продолжению
реформ» в Сербии и что ЛДП будет «хранить европейские ценности и
бороться за их аффрмацию»?
Епархия Рашко-Призренская решительно
отклоняет обвинение Митрополитом Амфилохием Епископа Артемия в том, что
он «по своим личным причинам занял позицию, не совпадающую с мнением
Синода и Архиерейского Собора» в вопросе Меморандума. Епархия
утверждает, что причины, прежде всего, носят глубоко церковный характер
и связаны с вековым каноническим устройством Церкви, и только потом
приобретают стратегическо-национальные и специальные черты. Они
полностью соответствуют позиции сербской Переговорной группы,
выраженной в ходе переговоров о статусе КиМ. Обоснованность позиции
Епископа Артемия на сегодняшний день неоднократно подтверждалась на
разных уровнях, особенно, событиями, произошедшими в этом году.
Епархия
Рашко-Призренская приветствует решение Премьера Коштуницы о назначении
внеочередных парламентских выборов, которые должны привести к
формированию Правительства, чьей основной задачей станет борьба за
сохранение Косово и Метохии.
В этом смысле сегодняшняя политика
и деятельность ДС и «Г17 плюс» подтвердили готовность к отречению от
части государственной территории, тем самым и к нарушению Конституции
Сербии. Сербский электорат должен дать соответствующую оценку
деятельности этих партий и не допустить их к власти.
Если
соответствуют истине утверждения многих о том, что Запад накануне
недавних президентских выборов в Сербии сумел искусными маневрами
обмануть сербов и во главе Сербии поставить кандидата, через которого
сможет реализовать свою политику, состоящую в отделении Косово и
Метохии от Сербии, то на предстоящих парламентских выборах надо сделать
всё, чтобы ситуация не повторилась. Сербия должна избрать ответственную
власть, способную в этот исторический период провести страну между
Сциллой и Харибдой сегодняшнего мира.
Пресс-служба Епархии Рашко-Призренской