iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Преподавание ОПК в приднестровских учебных заведениях

Стоит ли разрушать сложившуюся гармонию в угоду религиозным деятелям?

Насколько
актуально введение религиозных дисциплин в общеобразовательных и высших
учебных заведениях? Существуют две точки зрения на данную проблему. С
точки зрения официальных представителей крупнейших религиозных
конфессий (Православие, Ислам), действительно, актуальность подобных
нововведений чрезвычайно высока. Через своих представителей в
журналистском, педагогическом и экспертном сообществах России так
называемые «клерикалы» осуществляют лоббирование в органах
государственной власти и информационную поддержку данным новациям.

Их
аргументация включает в себя, во-первых, историческую составляющую.
Речь идет о практике преподавания данных дисциплин в дореволюционной
России. Вторым аргументом является необходимость создания альтернативы
современному воспитанию молодежи, осуществляемому сегодня большей
частью средствами массовой информации, киноиндустрией и различными
лидерами направлений молодежной субкультуры. С точки зрения клерикалов
– религиозных лидеров и их сподвижников в светской среде – современное
общество является бездуховным и формирует в сознании молодого человека
установки, направленные на деградацию, распущенность и эгоизм.

В
действительности, клерикалам свойственно создавать атмосферу фобии,
различной степени нетерпимости в отношении представителей конкурирующих
религиозных течений. Вокруг каждой конфессии формируются группы
ортодоксов – носителей радикальных религиозных взглядов, навязывающих
различного рода негативные установки. Христианские радикалы пугают свою
аудиторию засилием Ислама, радикалы в исламистской среде пропагандируют
среди жителей «традиционно мусульманских» регионов нетерпимость в
отношении других конфессий. Ввиду практически абсолютного отсутствия
общины магометан в Приднестровье, данная составляющая религиозной жизни
обошла нашу республику стороной.

Зачастую радикализация
религиозной среды имеет ряд сопутствующих негативных тенденций в виде
антисемитизма, борьбы с нововведениями в области государственного
контроля. В качестве примера можно упомянуть проблему идентификационных
номеров – в некоторых регионах и по сей день представители религиозных
течений принуждают граждан не регистрироваться в налоговых органах, а
то и того более – призывают вообще отказаться от получения документов
удостоверения личности.

По мнению клерикалов, введение
религиозных дисциплин в учебных заведениях будет способствовать
улучшению общественного порядка, поможет в борьбе с вредными
привычками, венерическими заболеваниями, укрепит семьи, будет
способствовать повышению рождаемости через запрет абортов, станет
средством профилактики правонарушений, будет способствовать росту
товарищества и взаимопонимания среди людей, продвижению таких понятий
как патриотизм, готовность отдать жизнь за высокие идеалы.

Сторонниками
альтернативной точки зрения являются представители научного сообщества,
интеллигенция «советского образца», дети семей, в которых представители
старшего поколения являлись убежденными атеистами. Можно отметить, что
в значительном количестве семей неславянского происхождения бабушки и
дедушки, утратив связь с религиозными верованиями предков, не
исповедовали никаких религиозных убеждений. Убежденные атеисты также
формируются в группы единомышленников, которые сегодня присутствуют и
проявляют себя резкими заявлениями и публичными действиями. В основной
своей массе, убежденные сторонники альтернативной богословам точки
зрения на порядок вещей присутствуют в журналистской, педагогической и
экспертной среде. Точка зрения «антиклерикалов» основана на том, что
Церковь является общественной организацией, которая зачастую действует,
преследуя собственные корпоративные интересы. Церковь является
высокодоходной коммерческой структурой, которая, действуя через своих
лоббистов в органах государственной власти, пытается усиливать
собственное влияние в различных сферах деятельности государства,
зачастую там, где лишь несколько лет назад религиозным деятелям
находиться бы никто не позволил. Таким образом, стараниями религиозных
пропагандистов в некоторых случаях нарушаются конституционные права
граждан.

Рост влияния какой-либо единственной религиозной
организации способствует росту напряженности и конфликтных настроений в
обществе. При введении подобного рода дисциплин, даже в некоторой
надрелигиозной, «культурной» оболочке (например, ОПК – как предмет в
школе), высока вероятность возникновения конфликтных ситуаций, когда
часть родителей и преподавателей в частном порядке будут продвигать
более глубокую религиозную составляющую данного предмета (к примеру,
совместное чтение молитвы в начале и в конце урока), в то время как
часть учеников могут являться детьми из протестантских семей, либо
представителями других религиозных течений.

Вторым аргументом
«антиклерикалов» является навязывание религиозными лидерами антинаучной
парадигмы сотворения мира и отношения к чудесам, описываемым в
религиозной литературе как к историческим фактам. Аргументом борцов с
клерикализмом является уверенность в том, что все религиозные учения
вступают в противоречия с такими общеобразовательными дисциплинами, как
физика, химия, биология, география, история. Антиклерикалы видят в
инициативах религиозных организаций по проникновению в учебные
заведения некую маркетинговую составляющую. По мнению борцов с
клерикализмом стратегия их оппонентов направлена на продвижение
религиозных услуг в качестве товара (религиозные обряды – венчание,
отпевание, крещение, исповедь и прочее). Также при случае упоминаются
факты склонения граждан к пожертвованию материальных средств в пользу
религиозной организации. С точки зрения антиклерикалов, религиозные
организации стремятся к созданию непрозрачных финансовых структур, а за
деятельностью их лидеров скрываются частные коммерческие интересы.

Помимо
этого, влияние руководителей церковных организаций и их непререкаемый
авторитет в глазах общества значительно увеличивает их не всегда
конструктивную роль в общественной и экономической жизни государства.
Лоббирование патриархальных практик в виде запрета абортов и
ограничения сексуального воспитания способно оказывать негативное
воздействие в виде роста количества криминальных абортов и развитие
всевозможных психических аномалии в семье. В качестве примера можно
привести страны Востока, где при теократической власти женщины лишены
гражданских прав, а дети подвергаются бесконтрольному физическому
насилию. По мнению антиклерикалов, культурная значимость деятельности
религиозных организаций несопоставима с ущербом, который на протяжении
многих последних столетий нанесли религиозные фанатики и ортодоксы
науке, культуре, искусству, а видимая пропаганда терпимости зачастую
уступала место ксенофобии, расизму, дискриминации по половому признаку.
Нередки в мировой практике и случаи расследования преступлений
сексуального характера со стороны религиозных деятелей в отношении не
только взрослых лиц обоего пола, но и детей.

В качестве здоровой
альтернативы антиклерикалы предлагают придерживаться советских
общеобразовательных стандартов, а также опыта передовых западных
демократий.

В современной общественной жизни, пожалуй, всех
без исключения регионов бывшего СССР, следует отметить высокий уровень
авторитета религиозных организаций. Общество крайне редко является
свидетелем конфликтов в религиозной среде в противоположность
политической и бизнес элите. Благодаря сложившейся практике «закрытых
дверей», внутрицерковные конфликты зачастую не всплывают на поверхность
информационного поля. В отличие от жизни политиков и бизнесменов,
личная жизнь религиозных лидеров и официальных представителей
религиозных течений не является объектом самых значимых телепередач.
Существуя за закрытыми дверями и обладая многовековым опытом борьбы за
собственные интересы, религиозные организации накапливают
интеллектуальные ресурсы, а также привлекают на свою сторону
представителей бизнеса и политической элиты.

Таким образом,
политики позволяют выстраивать религиозным организациям собственные
корпорации, не накладывая на них обязательств по строгой финансовой
отчетности взамен на лояльность институтам власти. В современных
государствах церковь является проводником политической идеологии
правящего класса, социологическим барометром общественных настроений и
объединяющим фактором на случай возникновения различного рода угроз.

Государство
обязано соблюдать баланс интересов представителей разных религиозных
групп, контролируя и снижая проявления экстремизма в религиозной среде.
Современные сильные государства стараются не отдавать предпочтение
одной религиозной организации, попеременно ослабляя влияние каждой из
них. Обратная ситуация возможна лишь в исторически или революционно
сложившихся государствах с теократическими режимами (отчасти
дореволюционная Россия, сегодня – Иран, Саудовская Аравия). В
государствах с высокой компонентой участия религиозных деятелей в
общественно-политической жизни в том случае, если данные религиозные
фигуры и организации являются значимыми в мировом масштабе (Папа
Римский, Далай Лама XIV), власти также не стремятся разрушать
существующий баланс религиозных групп, пытаясь решать собственные
задачи в тех условиях, которые уже сложились. Официальные власти Китая,
к примеру, не стремятся победить верования тибетцев – более легко
задача государственного контроля над духовным лидером пытающегося
освободиться из-под китайских уз Тибета может решиться через контроль
над следующим Далай Ламой, в связи с чем нынешний Далай Лама даже готов
отказаться от сложившейся религиозной традиции – процедуры прихода
нового собственного воплощения – в угоду политическим целям. Нынешний
Далай Лама имеет множество политических союзников в среде американской
элиты, для которой Тибет является аргументом в любых спорах с
Поднебесной. Политический фактор в данном случае оказался важнее
религиозной традиции.

Согласно общепринятой мировой практике,
религиозное образование не смешивают со светским. Все современные
демократии считают основополагающим принцип свободы совести, используя
религиозные структуры в интересах государства.

В Приднестровье
на сегодняшний день существует определенный баланс взглядов на данную
проблему. Властям республики удалось сформировать полноценную систему
сдержек и противовесов, не позволяя религиозным структурам перехват
каких-либо государственных функций и инициатив. Таким образом, сегодня
в ПМР действует классический принцип так называемого «разделения
властей», церковь и государство отделены друг от друга, и права граждан
находятся под защитой Конституции и органов государственной власти. При
президенте республики действует институт Уполномоченного по делам
религии. В ряде школ Приднестровья экспериментальное преподавание ОПК
ведется на факультативной основе по российским программам. Права
религиозных меньшинств надежно защищены законом, и ни одна общественная
группа не стремится к пересмотру сложившегося баланса.

Дина Веселова