Руководитель Общественной организации православных христиан Буджака Василий Нейковчен оценил обоюдно выраженное мнение высшими руководителями исполнительной и законодательной властей автономии о решении возникающих проблем с функционированием на территории Гагаузии различных структур Исламской лиги посредством локальных референдумов как единственно верное и в будущем максимально эффективное. Как он сообщил агентству НИКА-пресс, во время неформальной встречи высших чиновников АТО и гагаузских священнослужителей были высказаны пожелания, с одной стороны, с уважением относиться к Закону РМ о легализации ИЛ и ко всем сопутствующим его событиям, с другой стороны, – сохранять православные традиции и ценности, по-прежнему являющиеся для набожных в большинстве своем гагаузов основой их духовной жизни.
Собеседник агентства, впрочем, заметил, что «исламский фактор», который является темой особого звучания и свойства, и который невольно затрагивает естественные культурные и социально-экономические аспекты гагаузско-турецких отношений, дает также повод задуматься о повышении в АТО авторитета православной Церкви. Нейковчен напомнил о длительных и недостойных скандалах в целом ряде гагаузских приходов, фактах, дающих основания подозревать отдельных священников в намеренной партийно-агитационной деятельности. А упорные слухи, хоть и неподтвержденные, но все-таки незатихающие о том, что на передачу некоторых приходов от одного настоятеля другому существует твердая цена в несколько тысяч евро, он назвал мерзостью запустения. Нейковчен также отметил, что непотребство в виде сближения гагаузских недобросовестных священнослужителей с партийными кишиневскими деятелями стало особенно ярко проявляться, когда в приходах зазвучали проповеди в пользу ПКРМ и агитационные призывы за коммунистов, а в одном из храмов лидера этой партии и президента РМ Воронина встретили гимном «Боже царя храни».
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Отповедь высшего духовенства Молдовы и отдельных священнослужителей в ответ на Закон о регистрации в РМ Исламской лиги, а также публичные протесты православных христиан, возглавляемых гражданами в рясах, вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Среди мнений о протестах по поводу указанного решения властей было и такое: молдавская Церковь, объединяющая 95 процентов населения страны, опасается «исламизации Молдовы», но ей следует озаботиться падением своего авторитета и предпринять для этого практические шаги, а не выходить с агрессивными протестами на улицы и не смущать сомнительными речами искренне верующих православных христиан.
А в самом деле, если однажды православный, которому станет гадко слышать церковную агитацию за молдавские партии, завернет в мечеть и там найдет успокоение души и ответы на трудные вопросы, то кто будет в этом виноват: государство, узаконившее деятельность Исламской лиги, или он сам, заблудший и «заведенный бесом не по той дороге и не туда»? Вот то-то! Сюда следует отнести и другую историю, характеризующую, прямо скажем, нездоровые отношения власти и молдавской Церкви. Накануне парламентских выборов 2005 года президент РМ Воронин провел встречу с высшим духовенством страны. Об этом нерядовом в жизни «государства и религии» случае информация просочилась в народ, благодаря диктофонной записи их беседы. Кто сделал запись и кто вынес ее «со двора» – то ли чиновник в кармане светского пиджака, то ли священник под рясой – до сих пор неизвестно. Хорошая компания собралась, чтобы…
А говорили стороны вот о чем. Воронин, согласно записи, предлагал святым отцам поработать с паствой накануне избирательной кампании в пользу ПКРМ; они в ответ просил подумать после «удачной избирательной кампании» над введением в школы преподавания Закона Божьего. Стороны торговались. Ну, ладно Воронин, – он не в курсе. Но священники, для которых эти их страсти и жажды описаны в Новом завете, они-то..? «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меняльщиков.., и говорил им: написано – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их».
Теперь другие цитаты из более приземленной жизни гагаузских приходов и их настоятелей, но практически они о том же – о доме молитвы, превращенном в вертеп.
Пишет в начале лета 2009 года спикер НС АТО Гагауз Ери Харламенко председателю парламента РМ Воронину и Его Преосвященству Митрополиту Кишиневскому и всея Молдовы Владимиру (стиль документа сохранен). «В связи с многочисленными обращениями прихожан мун. Комрат и г.Чадыр-Лунги прошу Вас своей властью содействовать стабилизации ситуации в православных приходах творимым из-за неправомерных действия епископа Кагульского и Комратского Анатолием и его окружения. С ноября 2008 года не утихают страсти в кафедральном Соборе Иоанны Предтечи столицы Гагаузии – Комрате, связанных с упорным желанием сместить с должности настоятеля Собора архимандрита Илиана без видимых причин и лишь по прихоти архиерея Кагулско-Комратской епархии . По настоящее время конфликт в Комрате не исчерпан, однако в мае возникли еще два очага в Чадыр-Лунге, связанных с отстранением от должностей настоятеля монастыря свят. Дмитрия Солунского протоиерея Дмитрия и настоятеля Храма Казанской Божьей Матери протоиерея Сергия. Нам не понятно то упорство, с которым епископ Анатолий пытается расправиться с лучшими священниками автономии, а лучшие православные храмы пытаются прибрать к рукам епископ и его окружение, насадив своих ставленников по родственной линии. Изгоняются священники, отдавшие свое здоровье и многие годы во имя становления в крае православия».
Еще цитата – из «Буджакской земли» (Листок по историческим и современным проблемам Буджака, декабрь 2008 года). «Наконец-то события в комратском соборе заставили общественность заинтересоваться судьбой национальной Церкви. Стали думать: что делать и куда бежать от произвола церковных властей. А ситуация между тем патовая! С какой бы стороны ни зайти – везде тупик, ибо события в Комрате отражают всю печальную церковную ситуацию в регионе, как, впрочем, в Молдавской митрополии в целом… Мы залезли в такие дебри, что просвета не видать. Гагаузия в угоду мiру бросила свой Крест на помойку и пошла за люциферовой звездой, которая и привела ее в болото. Вот теперь сидим в болоте и думаем: что делать?».
… Ситуация в гагаузских приходах с тех пор едва ли изменилась в лучшую сторону. Зато священники, вооружившись страхами южной паствы, грозят акциями протеста против «ползучей исламизации Молдовы»