НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

В Бендерской крепости реконструируется военный храм Святого Александра Невского

Религия // 10:28, 1 июня 2011 // 2412

Как сообщает ИА "Лента ПМР" со ссылкой на пресс-службу МВД ПМР, в настоящее время в Бендерской крепости продолжается восстановление военного храма Святого Александра Невского, небесного покровителя всех ратных православных воинов. Одновременно с началом восстановления, в рамках сбора документальных источников по истории Бендерской крепости, удалось более полно собрать информацию и об истории храма, расположенного на территории крепости южнее ее Цитадели. Сбор информации осуществляли сотрудники научного отделения Управления по общественным связям и информации МВД ПМР.

В настоящее время, догадки и косвенные данные, в конечном итоге, вылились в конкретные документальные источники, повествующие об истории самого древнего, из сохранившихся, не только в Бендерах, но и в Приднестровье, военного храма.

Основными источниками стали архивные подшивки газеты «Кишиневские епархиальные ведомости», а также «Материалы для военной географии и военной статистики России. Военное обозрение Бессарабской области» от 1862 года, а также многочисленные картографические материалы.

История военных церквей Приднестровья тема очень интересная и в общем, хоть и изучалась в рамках общей истории населенных пунктов нашего края, но никогда полно и качественно не систематизировалась.

Военные церкви Российской империи, сам ход их организации, строительства, функционирования существенно отличался от деятельности обычных православных церквей. Естественно, что военный храм «обслуживал» исключительно военных и членов их семей и строился в местах дислокации крупных воинских подразделений и , как в случае с Бендерской  и Тираспольской крепостью, в местах сосредоточения значительных крепостных гарнизонов.

Вот как о военных храмах пишет синод Московской патриархии «Вся жизнь русского воина от рождения (крещения) до смерти (отпевания) была тесно связана с православным храмом. После крещения здесь ребенок воспитывался христианином, человеком и гражданином, здесь учился грамоте, пению, здесь он постигал мир. Солдаты гарнизона приносили в церквах присягу, исповедовались, венчались, отмечали храмовые, полковые, общевоинские и государственные праздники. В военных храмах проходили богослужения перед отправкой в походы, здесь же служились благодарственные молебны за одержанные русским оружием победы. И, наконец, в последний путь солдат, офицеров и генералов отправляли также из храмов. Православные храмы являлись центрами духовной культуры, они нередко выполняли светские функции: с амвона оглашались правительственные манифесты и указы, объявлялось о важнейших внутри- и внешнеполитических событиях. Храм часто являлся местом хранения важнейших документов, грамот и договоров, хранилищем казны, эталонов меры и веса. Военные церкви были не только местом совершения богослужений, но и своего рода военными музеями, хранившими бесценные церковные и военно-исторические реликвии». Военные храмы подразделялись на соборы и церкви, на постоянные, т.е. стационарные или же походные – полковые, которые, часто не имея собственных помещений, хоть и вели службы для своей военной паствы,  но документацию имели право вести только в военных походах. Ведение документации заключалось в заполнении военным священником метрических книг того или иного храма, где в виду отсутствия современных ЗАГСов, велась регистрация родившихся, умерших и бракосочетавшихся по одной книге за один год. Книга велась в трех экземплярах и соответственно по окончанию ее заполнения, одна оставалась в храме, вторая отправлялась в местную консисторию, третья в Санкт-Петербург – для централизованного хранения. Именно благодаря такому порядку, большая часть метрических книг, направляемая в столицу, дошла до наших дней и содержит в себе бесценную архивную информацию в виде фамилий, званий военнослужащих, месте их рождении, женах, детях, месте погребения и, самое главное, наименовании того или иного воинского подразделения, дислоцировавшегося в месте расположения церкви. Передвижение этого подразделения легко можно проследить уже по метрическим книгам полковых походных церквей.

На территории Приднестровья, в Бендерской крепости функционировала военная церковь Александра Невского, первые метрические книги которой датированы 1827 годом. В Тираспольской крепости функционировал военный храм Андрея Первозванного, или, храм при военно-местном лазарете, самые ранние метрические книги которого датированы 1795 годом.

Известно, что самым древним православным храмом в г. Бендеры была церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая впервые упоминается в источниках XV века и известно, что в ней в 1482 году молился известный молдавский господарь Стефан Великий. До наших дней эта церковь не сохранилась.

Военная церковь Александра Невского, наряду с Преображенским Собором, на настоящее время являются самыми старыми культовыми сооружениями в городе Бендеры.  Преображенский Собор хоть и был заложен в 1815 году, но окончательно его достроили и расписали только в 1834 году, хотя функционировать он начал уже в 1825 году.

Известно, что в период взятия русскими войсками Бендерской крепости в 1770 и в 1789 году, военнослужащие наскоро приспосабливали под нужды церкви здания турецких мечетей, как произошло с мечетью, расположенной у главных  Цареградских ворот, которую быстро переоборудовали под временную церковь Св. Георгия « в честь убиенных при штурме крепости». После возврата крепости обратно туркам, церковь переоборудовалась снова в мечеть.

После бескровного взятия крепости корпусом Мейндорфа в 1806 году, под нужды церкви приспособили здание турецкой мечети, расположенной в 65 метрах южней Цитадели, вдоль ее западной стены, рядом с колодцем и зданием бани. Эта мечеть, уже как «российская» церковь, хорошо видна на картах 1879-1806 гг. Назвали эту церковь Свято-Александро-Невский храм. Именно поэтому, в настоящее время, широко используется ложная версия о том, что церковь Александра Невского построена на месте турецкой мечети. В 1807 году по благословению митрополита Ясского Вениамина, приспособлением бывшей турецкой мечети под военный храм занимался протоирей Стефан Шамраевский. Представляла собой эта бывшая мечеть двухэтажное каменное здание, с двумя рядами окон, сверху крытая черепицей. В верхней части большого зала оборудовали галерею для хора, установили богатый и красивый иконостас. Как и во многих российских храмах военного ведомства, в этой церкви хранили и военные трофеи- отвоеванные у турок знамена, бунчуки, огнестрельное и холодное оружие. Помимо военного подчинения, в административном порядке церковь подчинялась  митрополиту Бендерскому и Аккерманскому - Дмитрию.

Через 15 лет, судя по переписке Бендерского инженерного управления, здание церкви Александра Невского, размещавшегося в здании бывшей мечети пришло в полный упадок и стало разрушаться, в связи с чем было подготовлено ходатайство о выделении нового места под строительство капитального здания военного храма Александра Невского. Место было выбрано очень удачно- между Цитаделью и главными воротами крепости, на месте бывших турецких торговых рядов, прямо на главной крепостной улице –Цареградской (впоследствии Софиевской), ведущей с крепости в город.  Т.е. существующее здание церкви было построено на специально отведенном пустом месте в крепости и дошло до наших дней примерно в таком же виде.  Средства на строительство новой церкви были изысканы только в 1826 году, а год назад в 1825 году, в связи с тем, что старое здание церкви пришло в полный упадок, церковь временно была перенесена в один из частных домов у Варницких ворот (современный завод «Днестр-Авто»).
 

 

В 1828 году торжественно была осуществлена закладка новой Свято-Александро-Невской церкви. Точная дата закладки неизвестна, но известно, что 6 мая 1828 года Бендеры посетил российский император Николай I Павлович с семейством, где « остановился у входа в церковь Александра Невского и приложился к кресту». Скорей всего, это происходило в частном доме.

В разных источниках указывалось разное время окончания строительства церкви в Бендерской крепости, от 1833 до 1836 года. На свои места все поставил статистический отчет военного историка Защука , который описывая Бендерскую крепость, зафиксировал : «В 1833 году окочена постройка церкви Александра Невского и капитально исправлены башни замков, построены дома для ордонанс-гауза (военной комендатуры)…».  Согласно реестра военных церквей губерний Российской империи, конца XIX века, Бендерская крепостная церковь Александра Невского описана следующим образом : «  …находится в упраздненной крепости, отстоящей от города Бендеры в 1 версте, под обрывом реки Днестр. Зданием церковь каменная, в одной связи с колокольней, покрыта железом;  сооружена в 1833 году в виде креста, в византийском стиле. Вмещает до 600 человек. В 1833 году в церковь Высочайше пожалованы: Евангелие, серебряное кадило и парчовые воздухи (сохранились и поныне). К церкви приписана каменная часовня на Бендерском военном кладбище. По штату положены: один священник и псаломщик. Для священника имеется церковный дом в крепости». Многие путают «приписанную» к церкви часовню с полковой церковью 55-го пехотного Подольского полка, которая была полноправной действующей церковью и находилась на месте нынешнего детского сада №23 по ул. Дзержинского, напротив здания УВД г. Бендеры и которая до наших дней не сохранилась.

Сам облик церкви Александра Невского за время своего существования менялся незначительно. Первоначально, крыша храма, как и многие военные храмы того времени, была выстроена в виде шпиля, напоминающего шпиль Адмиралтейской иглы в столице Империи- Санкт- Петербурге. Затем, в результате многочисленных ремонтов и доделок, крыша церкви представляла собой уже массивный купол, выполненный в виде богатырского шлема.

Как уже отмечалось выше, в 1828 году церковь Александра Невского в Бендерской крепости посетил российский император Николай I с семьей. Жил он в доме коменданта крепости и внимательно изучил крепость. Убыл Император в действующие армию 9 мая, оставив в крепости свою супругу. Вернулся в Бендеры 14 мая. Уже 15 мая Император и его свита покинули гостеприимный город Бендеры.

В 1861 году город Бендеры посетил Император Александр II, тоже осмотрел крепость, встречался с местным дворянством, выясняя его отношение к крестьянской реформе.  6 сентября 1872 года, на поезде в Бендеры снова прибыл Император Александр II, после приветствия которого местным населением он убыл в Бендерскую крепость, где на следующий день организовал прием делегации бессарабских, таврических и болгарских переселенцев. Также принял участие в многочисленных городских торжественных мероприятиях, организованных к его приезду.

11 апреля 1877 года, поезд с императором Александром II по пути следования в Кишинев, сделал краткую остановку в Бендерах.

9 мая 1916 года, в г. Бендеры генерал Брусилов встретил императора  Николая II, а затем сопроводил его в Одессу. За время пребывания в Бендерах император с семейством отдохнул в доме коменданта Бендерской крепости, посетил церковь Александра Невского, затем выехал в город, где посетил местную аудиторию, приспособленную под лазарет, пообщался с раненными солдатами и убыл в Одессу.

Церковь продолжала жить и работать, несмотря на лихолетья и войны, которые огненным смерчем прокатывались по Бендерской земле, калеча человеческие жизни и судьбы целых поколений.

В 1918 году в крепость вошли румынские части, в 1941 году наряду с фашистами в городе и крепости базировались пехотные, авиационные части королевской Румынии, войска ПВО и части военной разведки.

В 1944 году после ухода румын и немцев, храм Александра Невского представлял собой жалкое зрелище. Согласно инвентаризации от 18 октября 1944 года общий ущерб, причиненный оккупантами церкви, насчитывал 91 400 рублей. Были похищено и вывезено практически все имущество, начиная от икон и кончая скамейками. Не побрезговали «освободители»  и колоколами.

По имеющимся архивным данным, в 1947 году церковь еще продолжала свою службу как православный храм, но, вскоре,  советское руководство, в связи с постоянным прибытием в крепость большого количества войск, приняло решение о превращении храма в солдатский клуб, коим он и был вплоть до 1996 года. После этого года в церкви окончательно сгнили деревянные перегородки крыши и потолка и,  в связи с аварийным состоянием здания, в храме перестал работать даже клуб.  Здание было брошено на произвол судьбы и уже было готово окончательно развалиться и остаться только на картах и в архивных документах.
 

 

Однако, 22 июня 2008 года, распоряжением Президента Приднестровской Молдавской Республики за №599рп, было принято решение о передачи здания церкви и прилегающей территории в ведение Министерства внутренних дел, которое отвечает за реконструкцию выделенной территории крепости, для ее реконструкции и включения в  единый ансамбль создаваемого Исторического военно-мемориального комплекса «Бендерская крепость».

Вдохнула новую жизни в военный храм Александра Невского процедура освящения стен храма, которая прошла 12 сентября 2008 года, в день Святого Александра Невского.  9 мая 2009 года в церковь прибыла Глава Российского Императорского Дома, Великая княгиня Мария Владимировна, которая отстояла молебен и продолжила славную традицию посещения этого храма российскими императорами.

29 августа 2010 года состоялось освящение колоколов, устанавливаемых на звонницу церкви. 6 октября 2010 года состоялось освящение крестов, установленных на малые купола.

На сегодняшний день, т.е. на начало июня 2011 года, восстановление храма окончено практически на 60%, началась подготовка к установке центрального купола, уже начались отделочные работы и работы по прокладке коммуникаций. 15 апреля этого года, на прошедшем субботнике перед церковью, в храмовом парке состоялась высадка хвойных и лиственных деревьев. В этом же парке, впоследствии планируется установить бюст Святому воителю Александру Невскому, а также отдельный Пантеон, посвященный русским Императорам, посещавшим церковь.