Моя статья о разных евреях "Евреи разные важны, евреи разные нужны ... и нам, и Богу" вызвала интересный резонанс, показав, что разнообразие евреев действительно не имеет конца. В резонансных ответах на эту статью можно увидеть еще две группы "нужных" евреев, заботящихся о будущем еврейского народа.
Первая группа - это евреи, которые твердо верят в то, что их понимание сути еврейского существования единственно правильное и незыблемое, потому что оно основано на многотысячелетнем опыте еврейского народа. Все то, что в какой-то публикации выходит за рамки их понимания "правильного", вызывает их спокойную или взбудораженную реакцию. Результатом такой реакции являются следующие мысли в печати: это высказывания еретика, такой-то раввин давно уже это опровергнул, это противоречит такой-то традиции, ага он реформист, он не верит в святость устной Торы, он просто неграмотный в иудаизме, и т.п.
Вторая группа - это евреи, которые твердо верят в то, что их понимание сути еврейского существования не может быть единственно правильным, потому что жизнь сложна и постоянно меняется, потому что Бог еще сложнее и Его понимание не может быть ограничено только одним. Если они видят в какой-то публикации что-то, выходящее за рамки их понимания "правильного", они рады этому: они видят, что трактовка еврейской сущности, даваемая первой группой, не дает возможности понять современную жизнь, и они надеются, что появившееся новое в трактовке позволит им духовно лучше вписаться в современную жизнь, оставаясь 100%-ным евреем.
Обе группы считают себя религиозными, чтут Тору письменную и устную, но из Торы они выбирают разное для повседневной жизни. Первая группа возводит на пьедестал ритуально-обрядную часть Торы, в то время как вторая группа намного большее внимание уделяет интеллектуальному содержанию Торы.
Обе группы не отрицают, что главное по Торе - это считать себя Избранным Богом для оказания Ему содействия в продолжение процесса созидания Лучшего Мира для всех (евреев и не евреев), начатого "Шестью Днями Созидания". Обе группы считают, что в Торе содержаться своего рода инструкции по построению Лучшего Мира для всех (евреев и не евреев), и задачей Избранных является донести эти инструкции до всех. Но группы существенно отличаются друг от друга в способах <<донесения>> всех этих инструкций до всех.
Первая группа считает, что если бы все евреи жили по каким-то своим единым правилам поведения, полностью отличающимся от правил поведения не евреев, то, посмотрев со стороны на эти правила, не евреи полюбят их и начнут им следовать. Вторая же группа считает, что этого недостаточно. Эта группа считает, что для того, чтобы донести заветы Торы до не евреев, надо быть среди них, познать их чаяния и устремления. А для этого надо жить как бы в двух духовных мирах - в мире еврейском, где каждый укрепляет свое понимание сути еврейства, и в мире нееврейском, где каждый пытается применить свое понимание иудаизма в созидательной работе по продвижению Лучшего Мира.
Лично я (автор Владимир Минков) отношу себя ко второй группе, и я с уважением отношусь к пониманию нашей Торы и сути еврейства первой группой. К сожалению, я редко встречаю такое же понимание с их стороны. Я объясняю это происшедшими изменениями в понимании роли раввинов.
В <<старые добрые>> времена раввины были учителями по божественному призванию - их задачей было научить евреев самостоятельно мыслить, самим находить Бога и Его инструкции в сложных жизненных ситуациях. И это сохранило евреев евреями в многовековом изгнании, когда они были оторваны от своего народа. Евреи должны были думать индивидуально, потому что они были рассеяны, и этому они были научены. И они брали Тору, письменную и устную, и старались привязать ее указания к реальным условиям новой жизни, полностью отличающимися от условий жизни в Земле Обетованной. Приспособишься - выживешь, не приспособишься - погибнешь. И Тора помогла им приспособиться и выжить - они следовали Торе не слепо догматически, а интеллектуально изобретательно, как их учили раввины в "старое доброе" время. Конечно, были и такие, кто Тору не понимали, и они ассимилировались. Но те, кто остались евреями, они остались евреями не потому, что автоматически выполняли догмы, а потому, что приспосабливали концепции Торы к новым условиям жизни. Сейчас раввин - это профессия, целью которой является научить свою синагогальную "паству" ритуалам, обрядам, традициям, помочь в изучении истории и иудаизма ... но не самостоятельности иудаистского мышления человека, созданного <<по образу и подобию Божьему>>. И это относится в одинаковой степени и к ортодоксальным, и к реформистским раввинам. Есть, конечно, исключения, но они редки.
Различия между первой и второй группами хорошо просматриваются в дискуссиях, ведущихся сейчас в еврейских кругах. Приведу несколько примеров.
Многие сторонники первой группы, анализируя события, связанные с Джонатаном Поллардом, рассматривают эти события через призму шпионства и предательства, вместо того, чтобы попытаться оценить его действия как еврея, живущего в двух духовных мирах и ищущего сближения этих миров. Поллард старался помогать и США, и Израилю в своей разведывательной работе, потому что, как я полагаю, он считал обе страны своими. Среди них есть анти сионисты, которые недолюбливают государство Израиль. Оценивая роль сионизма в еврейской истории, такие евреи забывают о духовных интеллектуальных основах этого движения, направленных на возрождение еврейского народа. Хотя Герцль, возможно, думал только о физическом спасении евреев, а не об их духовном возрождении, но физическое спасение - это необходимое условие духовного возрождения. И такое физическое спасение было найдено в независимом государстве Израиль. К сожалению, всего этого не видно в полемике политических баталий. В вопросе празднования Шабата они уделяют внимание только ритуальности этого празднования, хотя главное здесь - это не ритуалы, хотя они и важны, а интеллектуальное общение с Богом в этот день. Говоря о единстве еврейского народа, они допускают единство только на их трактовке Торы и Бога, которое сводится, в основном, к ритуально- обрядным действиям. Истинное же единство еврейского народа должно быть на принятии разных трактовок Торы и Бога. При обсуждении вопросов единства надо увериться только в том, что все предлагаемые трактовки основаны на концепции Единого Бога и Его понимания, основанного на Торе. Говоря об ассимиляции евреев, они считают своей главной задачей остановить этот процесс, в то время как этот процесс может считаться положительным для сохранения духовности еврейства. Евреи, которые не хотят быть евреями, не способствуют созиданию Лучшего Мира "по Богу"; еврейское влияние на мир зиждется не на количестве евреев, а на их качестве, и качестве интеллектуальном, а не ритуальном.
То, что Богу нужно качество, а не количество, можно подтвердить на цифрах, показывающих историческое изменение численности еврейского народа. Во времена Исход из Египта евреев было около 3 миллионов. Еврейские семьи рожали детей, как и все другие семьи, но выживание детей в еврейских семьях должно было быть выше, чем в других семьях благодаря лучшим гигиеническим и пищевым традициям. Если сделать нормальные математические расчеты прироста населения, то к настоящему времени еврейский народ должен был бы насчитывать более одного миллиарда населения. Возможность такого прироста подтверждается в недавней статье Феликса Кочубиевского "Есть над чем задуматься...(к вопросу о биографии человечества)". Но сейчас мы имеем только около 15 миллионов. Давайте пока повременим приписывать это погромам и холокостам прошлого, и продолжим работу с цифрами. Во времена Царя Давида евреев было около 4-5 миллионов. Нормальное размножение должно было бы дать нам сейчас что-нибудь около полумиллиарда - но этого нет. Во времена расцвета Римской империи евреев было столько же - около 4-5 миллионов. Это могло бы привести к нынешним многим сотням миллионов, но и этого нет. Невозможно провести аналогичные расчеты, оттолкнувшись от еврейского населения в Средние века - нет надежной информации для этого исторического отрезка времени. Но информация по началу 19-ого века имеется - это 6 миллионов евреев. Почти столько же, сколько было 2 тысячи лет тому назад.
К началу 20-ого века нас было около 11 миллионов, а сейчас - после 6 миллионов уничтоженных в Холокосте - нас 15 миллионов.
Сейчас нас должно было бы быть больше, чем мусульман и больше, чем христиан, но этого нет. Конечно, нас убивали, но и других убивали, но они увеличивались значительно в количестве, а мы - нет или очень мало. Почему? Я могу предложить только один ответ, хотя, я знаю, многие с ним не согласятся - так Богу нужно! Ему нужно ограниченное количество Его Избранных, и тот, кто считает себя евреем, должен следовать Торе, чтобы не оказаться "за бортом"!