Законы кануна Тиша б’Ав, приходящегося на шаббатрав Авраам Шмулевич 8 августа 2008
Траур по разрушенному Храму, как известно, начинается за три недели до 9 Ава, в пост 17 Таммуза. И заканчивается на следующий день после поста 9 Ава, 10 числа месяца Ав.
Это время, в свою очередь, делится на четыре периода, в каждый из которых траур усиливается, достигая своего пика в сам пост, 9 Ава, а потом идет на спад, заканчиваясь10 Ава. Но и 10 Ава траур по разрушенному Храму не прекращается совсем. Некоторые законы, призванные выразить нашу скорбь в связи с трагедией разрушения Храма евреи должны соблюдать в течение всего года, все время, пока Храм не отстроен вновь. Отстроить Храм, напомним, есть мицва, обязательная к исполнению и в наше время. Оплакивание Храма не просто не имеет смысла, но выглядит кощунством, издевательством над словами Торы и Волей Вс-вышнего, ясно выраженной в Галахе - если мы, находясь в Земле Израиля, не предпринимаем практических действий по восстановлению нашей главной святыни.
Первый период - это время от 17 Таммуза до начала месяца Ав (рош ходеш Ав). Затем - от рош ходеш Ав до начала недели. на которую приходится пост (в этом году 9 Ава выпадает на первый день недели, поэтому данный период отсутствует). И, наконец, день перед постом 9 Ава, Эрев Тиша б’Ав, имеет особый статус, он служит подготовкой к самому девятому Ава и поэтому в этот день соблюдаются дополнительные законы траура, имеются особые галахот.
Однако на этот раз Эрев Тиша б’Ав выпадает на шаббат.
В этом случае начинает действовать галахический принцип “нет траура в субботу”, хотя начинающийся сразу после окончания субботы пост 9 Ава накладывает на шаббат свой отпечаток.
- В этот шаббат порядок молитв, в том числе маарив в начале субботы, шахарит и минха, не отличается от порядка молитв в обычные субботы. Те, кто имеют обыкновение петь субботние песни, делают это как обычно.
- В обычный Эрев Тиша б’Ав после полудня действуют те же ограничения в изучении Торы, что и в сам пост: можно изучать лишь то, что связано со скорбью. Среди галахических авторитетов (поским) нет единого мнения относительно того действуют ли данные ограничения и в этот шаббат. Согласно мнению РАМА они вступают в силу и в этот шаббат после полудня, таким образом, например, нельзя читать недельную главу из Пиркей авот, которую читают в эти субботы. По мнению ТА’З, Мишна Брура и многих авторитетов последних поколений - никаких ограничений на изучение Торы весь шаббат вплоть до захода солнца нет.
- Лучше помолится минху рано, что бы успеть отведать третью трапезу без спешки и с аппетитом.
- В минхе не читают молитву “цидкатха цедек”, поскольку 9 Ава имеет статус моеда, т.е. праздника.
- В эту субботу не действуют никакие ограничения, связанные с едой из тех, что соблюдаются перед 9-м Ава. Во все субботние трапезы, включая и третью, можно пить вино, есть мясо и т.п. По мнению “Хаей Адам” тот, кто ограничивает себя в еде из соображений траура, совершает нарушение Галахи. Однако в третьей трапезе после минхи не следует предаваться излишнему веселью, не принято также приглашать на неё гостей.
- Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. “Маим ахроним”, т.е. умывать кончики пальцев перед послетрапезной молитвой Биркат Ха-Мазон после захода солнца можно.
- После захода солнца в сумерки, до появления звезд, нельзя делать то, что запрещено в сам пост: есть, пить, умываться недопустимым в 9 Ава способом, изучать Тору.
- Однако запрещено делать также любые действия, которые служат приготовлением к 9 Ава: менять субботнюю одежду на ту, в который человек собирается быть в пост, менять кожаную обувь, которую носили в субботу, на обувь траура, и т.д.
- В связи с этим возникает техническая проблема: вечернюю молитву маарив читают в синагоге и именно после произнесения во время маарива разделительного благословения в Шмоне Эсре начинает действовать, в частности, запрет носить кожаную обувь, и т.п. Однако до разделительной молитвы нельзя делать никаких приготовлений к посту. Для выхода из этого затруднения во многих синагогах вечерняя молитва поста специально начинается через некоторое время после появления звезд. В этом случае можно сказать дома разделение между субботой и буднями: “Барух ха-мавдиль бейн кодеш лехоль” (можно произнести и по-русски: “Благословен разделяющий между святым и будничным”), т.е. “выйти из субботы”, и тогда уже сменить одежду, обувь, можно транспортировать в синагогу кинот - сборник молитв на Тиша б’Ав и т.д.
- Те, кто по каким-то причинам не молятся маарив, например женщины, не могут делать никакой запрещенной в субботу работы до тех пор, пока не произнесут: “Барух ха-мавдиль бейн кодеш лехоль”.
- Молитва Маарив точно такая же, как в обычный день 9 Ава, лишь в Шмоне Эсре, как и в обычный исход субботы, произносится вставка “ата хонантану”.
- Большие отличия от обычного порядка есть в Авдале. После молитвы Маарив произносят благословение на огонь “Боре морей ха-эш”, затем приступают к чтению Мегиллат Эйха (“Плачь Иеремии”). На завтра, на исходе 9 Ава, делают Авдалу над вином, поизносят “Боре при ха-гафен”, и заключительную часть Авдалы, благословение “ха-мавдиль”. Благослвоение на пряности не произносится вообще (т.е., соответственно, пряности не участвуют в Авдале). Государство на Святой Земле существует уже 60 лет, но евреи так и не удосужились выполнить свою основную задачу в этом мире - постройку Храма.
Наши мудрецы говорили, что то поколение, в котором Храм не был отстроен - как будто само его разрушает. И пока мы - поколение разрушителей Храма.
Стоит посвятить предстоящую субботу осмыслению этого горького факта.