iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Поколение разрушителей Храма

Законы кануна Тиша б’Ав, приходящегося на шаббатрав Авраам Шмулевич 8 августа 2008
Траур по разрушенному Храму, как известно, начинается за три недели до 9 Ава, в пост 17 Таммуза. И заканчивается на следующий день после поста 9 Ава, 10 числа месяца Ав.

Это время, в свою очередь, делится на четыре периода, в каждый из которых траур усиливается, достигая своего пика в сам пост, 9 Ава, а потом идет на спад, заканчиваясь10 Ава. Но и 10 Ава траур по разрушенному Храму не прекращается совсем. Некоторые законы, призванные выразить нашу скорбь в связи с трагедией разрушения Храма евреи должны соблюдать в течение всего года, все время, пока Храм не отстроен вновь. Отстроить Храм, напомним, есть мицва, обязательная к исполнению и в наше время. Оплакивание Храма не просто не имеет смысла, но выглядит кощунством, издевательством над словами Торы и Волей Вс-вышнего, ясно выраженной в Галахе – если мы, находясь в Земле Израиля, не предпринимаем практических действий по восстановлению нашей главной святыни.

Первый период – это время от 17 Таммуза до начала месяца Ав (рош ходеш Ав). Затем – от рош ходеш Ав до начала недели. на которую приходится пост (в этом году 9 Ава выпадает на первый день недели, поэтому данный период отсутствует). И, наконец, день перед постом 9 Ава, Эрев Тиша б’Ав, имеет особый статус, он служит подготовкой к самому девятому Ава и поэтому в этот день соблюдаются дополнительные законы траура, имеются особые галахот.

Однако на этот раз Эрев Тиша б’Ав выпадает на шаббат.

В этом случае начинает действовать галахический принцип “нет траура в субботу”, хотя начинающийся сразу после окончания субботы пост 9 Ава накладывает на шаббат свой отпечаток.

В этот шаббат порядок молитв, в том числе маарив в начале субботы, шахарит и минха, не отличается от порядка молитв в обычные субботы. Те, кто имеют обыкновение петь субботние песни, делают это как обычно.

В обычный Эрев Тиша б’Ав после полудня действуют те же ограничения в изучении Торы, что и в сам пост: можно изучать лишь то, что связано со скорбью. Среди галахических авторитетов (поским) нет единого мнения относительно того действуют ли данные ограничения и в этот шаббат. Согласно мнению РАМА они вступают в силу и в этот шаббат после полудня, таким образом, например, нельзя читать недельную главу из Пиркей авот, которую читают в эти субботы. По мнению ТА’З, Мишна Брура и многих авторитетов последних поколений – никаких ограничений на изучение Торы весь шаббат вплоть до захода солнца нет.

Лучше помолится минху рано, что бы успеть отведать третью трапезу без спешки и с аппетитом.

В минхе не читают молитву “цидкатха цедек”, поскольку 9 Ава имеет статус моеда, т.е. праздника.

В эту субботу не действуют никакие ограничения, связанные с едой из тех, что соблюдаются перед 9-м Ава. Во все субботние трапезы, включая и третью, можно пить вино, есть мясо и т.п. По мнению “Хаей Адам” тот, кто ограничивает себя в еде из соображений траура, совершает нарушение Галахи. Однако в третьей трапезе после минхи не следует предаваться излишнему веселью, не принято также приглашать на неё гостей.

Третью трапезу необходимо закончить до захода солнца. “Маим ахроним”, т.е. умывать кончики пальцев перед послетрапезной молитвой Биркат Ха-Мазон после захода солнца можно.

После захода солнца в сумерки, до появления звезд, нельзя делать то, что запрещено в сам пост: есть, пить, умываться недопустимым в 9 Ава способом, изучать Тору.

Однако запрещено делать также любые действия, которые служат приготовлением к 9 Ава: менять субботнюю одежду на ту, в который человек собирается быть в пост, менять кожаную обувь, которую носили в субботу, на обувь траура, и т.д.

В связи с этим возникает техническая проблема: вечернюю молитву маарив читают в синагоге и именно после произнесения во время маарива разделительного благословения в Шмоне Эсре начинает действовать, в частности, запрет носить кожаную обувь, и т.п. Однако до разделительной молитвы нельзя делать никаких приготовлений к посту. Для выхода из этого затруднения во многих синагогах вечерняя молитва поста специально начинается через некоторое время после появления звезд. В этом случае можно сказать дома разделение между субботой и буднями: “Барух ха-мавдиль бейн кодеш лехоль” (можно произнести и по-русски: “Благословен разделяющий между святым и будничным”), т.е. “выйти из субботы”, и тогда уже сменить одежду, обувь, можно транспортировать в синагогу кинот – сборник молитв на Тиша б’Ав и т.д.

Те, кто по каким-то причинам не молятся маарив, например женщины, не могут делать никакой запрещенной в субботу работы до тех пор, пока не произнесут: “Барух ха-мавдиль бейн кодеш лехоль”.

Молитва Маарив точно такая же, как в обычный день 9 Ава, лишь в Шмоне Эсре, как и в обычный исход субботы, произносится вставка “ата хонантану”.

Большие отличия от обычного порядка есть в Авдале. После молитвы Маарив произносят благословение на огонь “Боре морей ха-эш”, затем приступают к чтению Мегиллат Эйха (“Плачь Иеремии”). На завтра, на исходе 9 Ава, делают Авдалу над вином, поизносят “Боре при ха-гафен”, и заключительную часть Авдалы, благословение “ха-мавдиль”. Благослвоение на пряности не произносится вообще (т.е., соответственно, пряности не участвуют в Авдале). Государство на Святой Земле существует уже 60 лет, но евреи так и не удосужились выполнить свою основную задачу в этом мире – постройку Храма.

Наши мудрецы говорили, что то поколение, в котором Храм не был отстроен – как будто само его разрушает. И пока мы – поколение разрушителей Храма.

Стоит посвятить предстоящую субботу осмыслению этого горького факта.