iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Роман Коноплев: Свинство по-Тираспольски

Центр столицы Приднестровья Тирасполя с приходом теплого времени года, уже по традиции, превращается в нечто, сравнимое с последствиями рок-фестиваля. Горы пустых пластмассовых бутылок и стаканчиков, жестяные банки… Городская набережная, по сути, единственное приличное место для прогулок в городе, выглядит сегодня совершенно неприлично. Вспоминаются перестроечные годы, Джоанна Стингрэй и её неповторимое «не надо мусорить!»…

Возможно, кто-то навязал определенными маркетинговыми приемами этот современный формат отдыха приднестровцам от 16 до 40. Люди, словно зомби, пьют пиво и непрерывно курят, швыряя опустошенную пластиковую тару и сигаретные бычки, прямо себе под ноги.

Недолго трубили фанфары пафосных заявлений городских властей о реконструкции на противоположном берегу Днестра. Предприниматели забетонировали дорожки, разбили скверик, поставили скамейки… Та же самая картина – молодежь сосёт пиво, кругом бычки и мусор. Особую радость вызывает облик местных девиц, судя по всему, студенток университета и прочих заведений, плюющих шкурки от семечек прямо себе под ноги. Типичное развлечение наших красавиц – словно у себя на огороде плевать отходами семечек в разные стороны. Почему так сложилось? Вопрос непростой, но какие-нибудь меры городским властям принять, пожалуй, следует. Барышень перезрелых воспитывать, конечно, бесполезно. Не знаю, может доступ к семечкам им ограничить?

Казалось бы, мелочь. Но к нам в гости приезжают сотни иностранцев, гости из России и Украины. Приднестровье вполне могло бы снискать славу курортного региона, эдакой маленькой «русской Швейцарии». Кое-чему можно поучиться и у европейских коллег. В Праге нашествие грязнуль побороли элементарными штрафами. За брошенный сигаретный бычок – 100 евро. И не волнует, местный ты или турист. Если турист – тогда еще хуже. Не оплатившего штраф включают в стоп-лист на границе как нарушителя закона.

Что можно сделать в Тирасполе? Возможно, на какое-то время стоит навесить видеокамеры и в углу поставить непроницаемую будку с милиционерами в штатском. Издать какое-нибудь постановление. Повесить таблички в стиле «Люди, не будьте свиньями». Подобные таблички встречались мне и в Осло, и в Стокгольме, и в Таллине. Прямо с мордой свиньи. Чтобы было стыдно, и сразу понятно, за что придется платить, если будешь вести себя аки свин. В Германии штрафы не менее запредельны. Увы, хомо сапиенс в некоторых случаях понимает только палку и удар по кошельку. Некоторое время назад в Европе власти воспитывали в людях уважение к чистоте именно палкой…

Смешанные чувства вызывают два новых «объекта» – довольно огромных, правда, еще не до конца «облагороженных» бара – по обе стороны Днестра. Вероятно, через месяц ремонтные работы завершатся, и оба бара заработают. Польется рекой дешевое пиво – и народ, прямо после пивка под знойным солнышком, поползёт прямиком в водичку. Охлаждаться. На противоположном берегу как раз удобно – сразу песочек и вода. Сколько любителей пива утонет, и насколько красномордые пивоманы жарким летним днём окажутся в состоянии без добровольной помощи перейти через горбатый мост, еще вопросы. Может быть все-таки стоит подумать, насколько алкогольные заведения на берегу Днестра соответствуют «лицу города»? Нужны ли они там вообще? Может обязать собственников этих недостроенных злачных мест найти другое решение?

Согласитесь, ведь кроме набережной-то и впрямь погулять негде… Насколько так уж необходимы рядом с мостиком ларьки с пищевым мусором – семечками, чипсами и прочей снедью? Там же, разумеется, бойко идет торговля пивом и сигаретами. Сколько еще лет будет продолжаться этот «колхоз» в центре столицы Приднестровья? Когда про нас говорят «совок», то впечатление о нас складывается именно на основе куч пустых бутылок, гор семечковых шкурок и плюющих их особей. Центр столицы Приднестровья напоминает помойку – признаемся чистосердечно – так оно и есть.

Ничего удивительного в том, что наши высокопоставленные персоны не гуляют по городской Набережной. Устают от трудов праведных, недосуг. Но что-то придется со всем этим думать. Центр Тирасполя – это все-таки не дореволюционный Привоз, не сельский рынок и не лагерь Красного Креста где-нибудь в Эфиопии. Каждое такое вот «помойное лето» дискредитирует Приднестровье в глазах наших соседей и гостей куда больше, чем какие-то там скандалы в высших кругах.

Возможно, понадобится нечто уж чересчур вызывающее, чтобы столичное руководство, чиновники и депутаты догадались, что судят о них не по костюмам, автомобилям и маркам часов, а по тому, мэрами и пэрами «чего» они, собственно говоря, являются – убогой помойки, или все-таки столичного города.

Роман Коноплев