iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Воронин и союзники

К истории взаимоотношений Партии коммунистов с общественными и политическими формированиями Молдовы

Жизнь и деятельность Партии коммунистов, руководимой Ворониным, изобилует фактами, многие из которых до сих пор трудно понять и объяснить сколько-нибудь приемлемой логикой. Впрочем, объяснение одно все-таки есть: «главный коммунист» всегда жаждал власти – неограниченной, надежной, не поддающейся никаким сомнениям и пересмотрам. Именно этим были продиктованы, в частности, внутренние кадровые чистки партийных рядов (их по разным оценкам было проведено то ли шесть, то ли восемь); именно за этим скрываются различные союзнические планы Воронина – объединить партии, чтобы потом их или поглотить, или с позором и треском разогнать, уничтожить…

В конце 1998 года, после того, как ПКРМ победила на парламентских выборах и пришла в высший законодательный орган с сорока депутатскими мандатами, Воронин на себе ощутил, что называется, горечь недавнего триумфа: сорок мест в парламенте – это много, но недостаточно для полной власти в стране. Очевидно, поэтому и возникла идея – сформировать Союз левых сил. Тогда он неофициально назывался «Союзом четырех». В него вошли ПКРМ, АДПМ, ПСМ и СПМ. «Объединенные левые» во главе с коммунистами принялись готовиться к местным выборам 1999 года; даже выпустили несколько номеров своей газеты, назвав ее «Родиной». Скандалы, как и водится в молдавской политике, начались в ходе выдвижения от «Союза четырех»» на ключевые места кандидатов в местные органы власти. Перессорились все. «Аграриям», еще вчера имевшим в парламенте большинство, но оставшимся за бортом законодательной власти, Воронин говорил: «а вы кто вообще такие, чтобы требовать». Яростный спор возник между ПКРМ и ПСМ;последняя предлагала своего кандидата на пост столичного градоначальника. Впоследствии один из ее лидеров высказался в прессе нелицеприятно в адрес ПРКМ, за что получил ответную статью под заголовком «Выстрел из кривого ружья». После подведения итогов выборов сцепились коммунисты Воронина с социалистами Морева. В Бельцах, где СПМ имела своего надежного избирателя, голосование прошло не так, как бы хотели этого в ЦК ПКРМ. «Бельцкие разборы полетов» закончились инфарктом одного из местных лидеров. Потом, спустя довольно много времени, Воронин напомнит Мореву о непослушании. Действующий лидер Соцпартии будет объявлен в международный розыск за какие-то грехи перед молдавским законодательством, будто бы совершенными им лет шесть назад. Морев до сих пор фактически в бегах: живет себе где-то в Подмосковье, но путь в Молдову ему заказан.

В 2001 году воронинцы решили проверить свои союзнические возможности на Гагаузии. Надо сказать, здесь получилось у них все блестяще, если смотреть на достигнутую цель – власть. Накануне парламентских выборов «лично товарищ Воронин» подписал с Народным Собранием АТО, сформированном после выборов в автономии в основном из группы, уже тогда претендовавшей на статус народно-патриотических сил Гагаузии, соглашение. Суть документа была простой: вы нам, коммунистам, массовую поддержку на парламентских выборах; мы вам, «народным патриотам» – все, что хотите… Гагаузы хотели многое – и укрепление статуса АТО, и решение приднестровского вопроса, и статус русского языка, и союза Молдовы с межгосударственным Союзом «Россия-Белоруссия»… После сокрушительной победы ПКРМ на выборах 2001 года Гагаузия дала Воронину больше восьмидесяти процентов голосов, а получила в ответ события, точно названные «коммунистическим переворотом». Коммунистический Центр разогнал всенародно избранную исполнительную и законодательную власти края. Ошалевший от обмана Комрат нашел в себе силы лишь коротко противостоять проведению по инициативе Кишинева местного референдума по отставке действующего главы автономии. Избирательные участки были заблокированы, день несостоявшегося голосования в Гагаузии назвали Днем негодяя. Сколько властями РМ было возбуждено уголовных дел по событиям 2001-2002 годов – сейчас никто точно и не вспомнит. К слову сказать, «гагаузский антикоммунизм» партия Воронина установила на Юге сама, и теперь расплачивается за усердие по счетам. Окончательный расчет, надо полагать, намечен на весну будущего года.

В 2003 году, как было сказано, ПКРМ попыталась было что-то для себя создать, но не получилось. Союзники из коммунистов-воронинцев получаются плохие. Скоро мы получим еще одно подтверждение этому факту. Мы увидим, как коммунисты будут стараться развалить свой союз и с ХДНП. Товарищ Воронин за эти годы ни подобрел, ни стал мудрее и спокойнее…

Недавнее его публичное предложение объединить накануне парламентских выборов всех «государственников Молдовы» никто не откликнулся по этой причине. Понятно, почему коммунисты вновь желают своей победы и своего решающего большинства в парламенте образца 2009 года –после всего никакого союза и никакой коалиции им уже не светит, а значит,придется прощаться с властью. Впрочем, не исключено, что с кем-то и на каких-то условиях они сумеют договориться, оказавшись в парламенте. Чем такой союз закончится – понятно.

Владимир Цеслюк,
политический обозреватель агентства НИКА-пресс