ИА «ТИРАС» публикует материал молдавского аналитика, доктора истории Руслана Шевченко. Статья подготовлена в виде экспертного ответа на публикации аналитика из Приднестровья, оппозиционного политика Андрея Сафонова, который является постоянным автором нашего агентства. Надеемся, что экспертная полемика придаст новый импульс обсуждению важных международных вопросов.
Одним из наиболее важных аргументов советской и российской пропаганды всегда был и остается довод о том, что политикой США очень недовольны и в странах Западной Европы. Тиражируется он уже многие десятилетия и, безусловно, имеет под собой определенные основания.
После окончания второй мировой войны почти все страны Европы попали в долговую зависимость от США, которые финансировали процесс их экономического восстановления. Кроме того, на территории ряда стран Запада (Франция, Германия, Италия и другие) были размещены американские военные базы. Жесткий, местами бесцеремонный стиль поведения американских дипломатов, рядовых военных и обычных граждан США в отношении даже со своими политическими союзниками по НАТО вызывал нередко возмущение и протесты жителей этих стран. Что выливалось в демонстрации, пикеты и другие формы недовольства. Это происходило уже во второй половине 1940-х – 50-е гг. и со временем обретало все большую массовость. Уже к 1960-м годам примерно 1/3 населения Европы негативно относилась к США. В обстановке, когда такое количество жителей имеет общего врага, со временем появляются и политические лидеры, которые их объединяют. После создания ЕЭС в 1957 г. таким лидером стал премьер-министр, а с 1959 г.- Президент и крупнейший политик Франции 20 века Шарль де Голль. Он стал символом европейского сопротивления влиянию США, и стал объединять вокруг себя недовольных. Однако и он, ликвидировавший базы НАТО и ее военную инфраструктуру на французской территории, и не помышлял рвать общий военно-политический союз с США и поддерживал Вашингтон в антисоветской политике. А остальные западные лидеры, несмотря на «фронды» по отдельным вопросам в рамках НАТО и различных саммитов с участием США, все же в целом шли вполне в фарватере американской политики.
Так произошло и в истории с введением санкций в отношении СССР в 1980-е гг. Действительно, ряд западных лидеров и часть населения стран Запада высказывали сомнения и даже протесты против этого. Однако США сломали эту оппозицию, затаскав по судам и обанкротив компании, которые протестовали против такого развития событий. А позднее, когда стал виден обвал советской системы, протесты на Западе пошли на спад и разрушение СССР произошло без сколько-нибудь серьезного движения в его защиту в этих государствах, бизнес которых, кстати, значительно обогатился за счет развала СССР.
В 1990-е и 2000-ные годы открывшиеся рынки стран бывшего СССР и Восточной Европы позволили западным государствам направить туда огромные объемы своей продукции. С другой стороны, симпатии к России на Западе возрастали в основном в период кризисов, личности Путина, который представлялся там как альтернатива политике западных государств, и США в особенности, а также благодаря тому, что на России слабее других государств сказался кризис 2008-2013 гг.
Однако это ни в какой мере не мешало США реализовывать свои геополитические задачи. США сумело добиться вывода из российской орбиты влияния всех государств бывшего социалистического лагеря, включить большую их часть в НАТО и ЕС, а затем сделать то же самое и с прибалтийскими государствами, которые были уже собственно частью бывшего СССР. Сегодня, несмотря на заметные трудности, переживаемые западным бизнесом, и связанные с необходимостью вновь перенаправить в другую сторону свои рынки сбыта, он в целом продолжает оставаться антироссийским. Столь же антироссийской остается элита этих стран, что подтвердили и итоги выборов в Европарламент-2014. Несмотря на отдельные призывы к уступкам и компромиссу с РФ, которые тщательно отслеживаются и пропагандируются российскими СМИ, как чуть ли не свидетельство слабости Запада, политика стран ЕС и США не меняется.
Безусловно, введение санкций ЕС против России во многом обусловлено позицией США, которые настойчиво добивались этого от западноевропейских государств. Однако констатировать сей факт мало. Надо понимать, что вследствие присоединения Крыма к России и введения санкций настроения в западном обществе подвергаются усиленной обработке СМИ, что во многом нейтрализует открытые пророссийские выступления части населения стран Запада. Марин Ле Пен во Франции продолжает восприниматься как крайне правый политик, не пользующийся поддержкой основной массы французов. Пророссийские высказывания венгерского премьера В.Орбана прекратились после вмешательства США, которые организовали против него серьезные антиправительственные выступления и возникла угроза краха кабинета министров. Более того, Орбан тут же заверил Запад в том, что он всецело поддерживает политику санкций в отношении России. Следует помнить также, что выдвижение на руководящие посты в существующих ведущих (и не только) европейских партиях тех или иных деятелей тщательно контролируется как высшими чиновниками этих стран, так и США. Поэтому появление на них людей, которые бы проводили реально антиамериканскую политику почти невозможно. Также не в пользу сторонников России говорит и тот факт, что в Европе постоянно публикуются материалы о политической изоляции, начавшемся спаде в экономике РФ, растущих проблемах в банковском секторе, критическом положении c нефтедобычей, ставшей, по сути, главным источником (52-55% доходов) пополнения российского бюджета, постоянных перепадах валютного курса и других неблагоприятных явлениях, которые с пугающей последовательностью стали разворачиваться в последние месяцы. В умах европейцев и американцев, как и в 1980-е гг., создается представление о том, что если еще надавим и нажмем, экономика России через какое-то время, пусть и несколько лет, «просядет» и начнет разваливаться. Все это тоже снижает % сторонников России и разуверивает их в правильности политики путинского руководства, которое впервые за 15 лет своего правления вступило в серьезный кризис, из которого пока не видит ясного выхода. Поэтому, несмотря на действительно реальное и достаточно многочисленное сопротивление политике США в Европе, сегодня нет реальных предпосылок для того, чтобы ждать разворота в пользу России со стороны западных государств. Скорее наоборот. Европа была и останется под контролем США, и этот контроль будет укрепляться и далее. И с этим придется в скором будущем столкнуться всем тем, кто поддерживает Путина как в самой РФ, так и за ее пределами.
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории