Как сообщает ИА “Лента ПМР” со ссылкой на пресс-службу РПП “Обновление”, дискуссионный тон внутрипартийному диалогу, прошедшему в рамках обсуждения основных вопросов повестки дня 3-го съезда Республиканской политической партии «Обновление» был задан докладом ее руководителя А. Каминского.
Уважаемые делегаты съезда!
Уважаемые гости, представители общественности и СМИ!
Ключевые моменты третьего съезда партии «Обновление» будут посвящены анализу состояния дел в нашей организации, обсуждению задач, стоящих перед нами и требующих своего решения. Уверен, что разговор будет откровенным, потому что этого требует само время – очень непростое для всех нас.
Уважаемые коллеги-однопартийцы!
С момента проведения II съезда, в июле 2010 года, мы с вами приняли ряд решений, направленных на повышение эффективности деятельности партии. «Обновлению» пришлось пройти через серьезные испытания, но сегодня мы можем констатировать, что многое из задуманного нам удалось, а предстоит сделать еще больше.
Прежде всего, хотелось бы сказать о реализации решений, целью которых являлась модернизация органов управления партии. С удовлетворением хочу отметить, что завершена работа по совершенствованию организационной структуры.
Во-первых, во всех городах и районах республики созданы территориальные партийные отделения, сформированы советы и президиумы данных отделений, открыты общественные приемные, в которых ведется разноплановая работа.
Во-вторых, был расширен Центральный совет, в состав которого вошли депутаты Верховного Совета, руководители территориальных партийных организаций, а также по два представителя от каждой региональной партийной организации.
В-третьих, для оперативного принятия решений Центрального совета был сформирован президиум Центрального совета.
Вся эта работа дала возможность на высоком уровне подготовиться партии к выборам в Верховный Совет пятого созыва. По итогам выборов партия «Обновление» получила 28 депутатских мандатов, что позволило повторно сформировать парламентское большинство в высшем законодательном органе республики (28 мандатов из 43).
Необходимо отметить, что наша партия также широко представлена и в местных Советах. В частности, из трёхсот двадцати двух депутатов горрайсоветов 148 являются членами нашей партии, что составляет 46% представительства в местных органах самоуправления.
Результаты выборов – это свидетельство высокого доверия граждан, а выполнение обязательств перед избирателями является непременным условием нашей работы.
В результате открытой и профессиональной деятельности партия «Обновление» стала самой многочисленной и представительной политической силой в республике.
Сегодня в наших рядах состоит более 4 тысяч человек. Членами партии являются представители всех социальных групп нашего общества, объединенные активной гражданской позицией, верой в свою страну, осознанием личной ответственности за настоящее и будущее республики. У нас большое число сторонников, которые поддерживают идеи и действия партии.
С сожалением должен констатировать, что в некоторых городах и районах представители исполнительных органов власти прямо и неприкрыто препятствуют проведению различных партийных мероприятий и реализации проектов, какой бы характер они ни носили – спортивный, научный или даже гуманитарный. Оказывается давление на отдельных членов партии, руководителей общественных организаций, поддерживающих «Обновление».
Принципиально заявляю, что считаю подобного рода действия недопустимыми! Мы строим демократическое государство, и усилия власти должны быть направлены на создание условий, которые способствовали бы развитию гражданского общества, а не препятствовали этому процессу.
Уважаемые участники съезда!
Год назад наша республика отметила свое двадцатилетие! Мы констатируем: республика состоялась. За эти годы сформированы все институты власти, государственные структуры управления и безопасности.
Вместе с тем необходимо отметить, что располагая некогда мощным промышленным производством, развитым сельским хозяйством, интеллектуальным капиталом, мы постепенно «скатились» до крайне сложной социально-экономической ситуации.
Приведу лишь несколько показателей, характеризующих наше современное положение:
– дефицит республиканского бюджета составляет более 60%;
– больших размеров достиг дефицит внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Дорожного фонда, Фонда занятости);
– финансирование государственных программ, в том числе имеющих социальную направленность, обеспечивается лишь на 70%;
– произошли существенные негативные изменения в структуре занятости населения, в частности, абсолютная численность занятых в экономике сократилась с 1991 года почти в 2 раза. В реальном секторе экономики отмечается почти троекратное сокращение занятости. Если в 1991 году в сфере материального производства число занятых составляло 169 тыс. человек, то к концу 2010 года этот показатель уменьшился до 49 тыс. чел.
– возросла доля пенсионеров в общей численности населения – с 19% до 26%, и сегодня их количество составляет порядка 137 тыс. человек;
– в худшую сторону изменилась демографическая ситуация: численность граждан республики уменьшилась с 1991 года более чем на 160 тысяч человек и составляет на 1.01.2011 г. 518 тыс. человек.
Как говорится, цифры говорят сами за себя.
Безусловно, крайне негативное влияние оказывают непризнанность республики, применение различных ограничительных мер, блокирующих наше развитие. Это зависимость от Молдовы в вопросе сертификации экспортных товаров, ограничение железнодорожного и автомобильного сообщения, двойное таможенное оформление и длительность таможенных процедур. Кроме того, мы подпадаем под все ограничения экспорта, которые накладываются на Молдову, как со стороны Российской Федерации, так и со стороны Евросоюза.
К сожалению, мы по-прежнему пока не можем проводить полностью независимую внешнеэкономическую политику и гарантировать экономическим агентам стабильные условия работы на внешних рынках.
Статус непризнанного государства имеет и негативные социальные последствия. Наши граждане практически не имеют социальной защищенности, работая за рубежом. Кроме того, мы вынуждены получать гражданство других стран, хотя бы даже для того, чтобы вывезти семью отдохнуть на море. Сейчас двойное или даже тройное гражданство – типичная практика, необходимость которой диктуется жизнью.
Таким образом, оптимальный для нас путь в сложившихся политических условиях – это путь к признанию Приднестровья как субъекта международного права, суверенного независимого государства. И на этом пути косовский прецедент даёт нам надежду, а признание Россией Абхазии и Южной Осетии укрепляет ее.
Хочу отметить, что по оценкам экспертов признание одной только Российской Федерацией дало бы мощный импульс к социально-экономическому развитию Приднестровья. Именно в Россию наши граждане совершают наибольшее число поездок и именно с российскими партнерами они строят свои экономические отношения. В случае признания Приднестровья Россией значительно расширятся возможности нашего сотрудничества в образовании, научной, культурной, торгово-экономической и финансовой областях взаимодействия.
Признание Россией даёт сильный импульс экономике республики. Во-первых, за счет поставки наших товаров, продукции без дополнительных расходов, связанных с сертификацией, без таможенных пошлин и других затрат. Во-вторых, так мы получим дополнительные возможности привлечения средств российских финансовых структур с государственным участием.
Мы понимаем, конечно, что сам факт и срок признания Приднестровья Россией зависят от множества внешнеполитических факторов. В качестве одной из задач для партии «Обновление» и для себя лично я вижу необходимость максимально способствовать тому, чтобы Приднестровье, как это отмечено в постановлениях Государственной Думы РФ 95-96 гг., продолжало оставаться зоной особых стратегических интересов России.
В значительной степени этому способствует наше сотрудничество с партией «Единая Россия». И я хочу от вашего имени и от имени партии «Обновление», от всех приднестровцев выразить слова благодарности председателю партии «Единая Россия» Владимиру Владимировичу Путину, председателю Высшего совета партии «Единая Россия» Борису Вячеславовичу Грызлову за оказываемое содействие в решении различного рода вопросов, связанных с поддержкой соотечественников, проживающих в Приднестровье.
На протяжении всего периода времени, в течение которого я имею честь возглавлять партию и Верховный Совет, мне неоднократно доводилось выезжать в Российскую Федерацию. В ходе поездок у меня проходили важные и плодотворные встречи в Государственной Думе РФ, в Администрации Президента РФ, в Правительстве и Совете Безопасности РФ. В рамках этих консультаций и переговоров происходил обмен мнениями по социально-экономическим и политическим вопросам, который способствовал достижению значимых конкретных результатов.
Так, с 1 января 2011 года возобновлено предоставление гуманитарной финансовой помощи РФ на выплату дополнительной ежемесячной помощи пенсионерам Приднестровья и улучшение качества питания в лечебных и специализированных учреждениях. Хочу Вас также проинформировать, что идет активное обсуждение вопроса о выделении РФ технического кредита для дальнейшей реализации проекта поддержки субъектов агропромышленного комплекса республики, а также для развития малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем, несмотря на эту поддержку, мы должны самостоятельно принимать меры, направленные на стабилизацию ситуации в республике.
Поэтому, занимаясь работой в Верховном Совете, определяя стратегию деятельности партии, учитывая, что в условиях глобального экономического кризиса лишь политика системных реформ, направленных на модернизацию страны, может обеспечить дальнейшее развитие государства, мы выделили для себя три приоритетные задачи.
Анализ экономической ситуации в Приднестровье свидетельствует о необходимости, прежде всего, коренной модернизации органов государственного управления. В этой связи депутаты фракции «Обновление» в Верховном Совете инициировали рассмотрение проекта закона о внесении изменений в Конституцию ПМР.
Отмечу, что нашей инициативе предшествовала работа согласительной комиссии с участием исполнительных органов власти, парламентариев и судейского сообщества. По многим вопросам удалось достичь взаимоприемлемого решения, но оставался и ряд неурегулированных моментов. Вместе с тем мы сделали первый шаг и взяли на себя ответственность за обсуждение этого законопроекта.
Какие задачи мы ставили перед собой? Это, прежде всего, учреждение правительства, введение смешанной избирательной системы выборов в парламент, а также закрепление в Конституции положений об ограничении сроков президентских полномочий.
Несмотря на бурное и порой чересчур эмоциональное обсуждение законопроекта, желание отдельных групп, общественных организаций и лиц заблокировать его принятие, мы не допустили нагнетания негативных настроений и ухудшения общественно-политической ситуации. И сегодня можем с уверенностью сказать, что основные задачи законопроекта достигнуты. Уверен, что на предстоящем 26 мая пленарном заседании Верховного Совета мы примем проект закона во втором чтении.
При этом хочу отметить, что формирование правительства, выбор избирательной системы – эти и другие вопросы конституционного строительства являются, прежде всего, инструментами, которые без обозначения стратегических ориентиров развития республики будут неэффективны.
Конечно, непризнанный статус Приднестровья и связанные с этим сложности внешнеэкономической деятельности затрудняют разработку стратегического планирования, но не делают эту задачу невозможной. Скажем больше: в зависимости от того, насколько качественно мы сможем перейти к стратегическому планированию и стратегическому управлению государством, зависит будущее республики, а значит и каждого приднестровца.
Очевидно, что сегодня нужны новые подходы для поддержки производства, в решении проблем социальной сферы, а также в повышении качества государственного управления.
В этой связи внедрение и запуск механизмов на основе более полного использования внутренних ресурсов, привлечение внешних инвестиций – вот та стратегическая, масштабная задача, которую мы поставили перед собой, приступая к разработке Стратегии развития Приднестровья до 2025 года.
Убежден, что главными условиями эффективности Стратегии развития являются участие профессионалов в ее разработке, широкое обсуждение документа в обществе и, конечно, наличие политической воли у руководства государства для ее реализации.
Сегодня мы можем с удовлетворением отметить, что непосредственную поддержку в работе над документом нам оказывают коллеги из России, а именно из Центра стратегических разработок. Хочу сказать также, что к этой работе подключается все больше экспертов, ученых, представителей гражданского общества Приднестровья. За этот период мы провели различные мероприятия в рамках как рабочих групп по разработке Стратегии, так и международных конференций и проектов.
Вместе с тем эта работа требует конкретизации, расчетов, участия специалистов из различных отраслей народного хозяйства, министерств и ведомств исполнительных органов власти. Мы уверены, что только при таком консолидированном подходе, а целью партии «Обновление» была и остаётся консолидация нашего общества, Стратегия станет «дорожной картой» для будущего Правительства.
Исходя из вышеизложенного считаю, что в Стратегии развития необходимо заложить ряд организационных и структурных мер, направленных на повышение эффективности всей социально-экономической инфраструктуры республики.
Прежде всего, речь идёт о создании благоприятного инвестиционного климата в республике, включающего меры государственной поддержки, снижение налоговых и административных составляющих, а также разработку программ по привлечению инвестиций.
Далее, за счет восстановления агропромышленного комплекса необходимо уменьшить импортную зависимость и увеличить экспортные возможности республики.
Кроме того, повышение качества жизни большинства граждан возможно только при проведении государством целенаправленной социальной политики. Она должна строиться на предоставлении социальных гарантий и создании условий для их реализации. Для этого необходимы:
а) проведение пенсионной реформы, прямой государственной поддержки пенсионеров, инвалидов и др. незащищенных категорий граждан;
б) обеспечение опережающих темпов роста заработной платы работников бюджетной сферы. Повышение зарплат в бюджетной сфере, где государство является непосредственным работодателем, является обязательным условием;
в) стимулирование развития новых производств, услуг, расширение числа рабочих мест, а также стимулирование работодателей к ведению «прозрачной» отчетности, увеличению уровня оплаты труда.
И, наконец, необходимо установление четких рамок вмешательства фискальных и контрольных органов в хозяйственную деятельность предприятий.
В то же время внесение изменений в Конституцию, а также разработка стратегии развития не должны ни у кого создавать иллюзию моментального решения всех проблем. Эти предложения являются прежде всего руководством к действию. И от того, насколько мы будем едины в желании изменить нашу жизнь к лучшему, способны реализовать на практике задуманное, зависит успех этой работы.
Уважаемые коллеги!
Мы сегодня представляем новую программу партии «Обновление». Необходимость принятия новой программы обосновывается тем, что принятая нами в 2006 году программа партии была больше нацелена на решение тактических, временных задач.
Изменяющаяся социально-экономическая и политическая ситуация в республике, поступающие предложения по конкретизации, усилению и дополнению ряда программных положений, необходимость принятия стратегического плана на долгосрочную перспективу сподвигли нас на ее разработку.
Вам, уважаемые члены партии, представлен проект новой программы. При ее составлении учитывался опыт накопленной партийной работы, ее практическая реализация.
«Обновление» на деле доказало, что не боится брать на себя ответственность и готова на практике реализовать поставленные задачи.
Вместе с тем, реализация указанных инициатив во многом будет зависеть от нашего отношения и ответа на вопрос об участии партии в предстоящей избирательной кампании по выборам президента республики.
Выражу по данному вопросу собственное мнение. Я считаю, что партия готова к участию в избирательной кампании. У нас есть более чем 10-летний опыт участия в общественно-политической жизни страны, огромный опыт работы, профессиональная команда со знанием того, что необходимо предпринять и, конечно, доверие со стороны граждан. Уверен, что на сегодняшнем съезде мы не только обсудим этот вопрос, но и придем к его конструктивному решению.
Уважаемые участники съезда!
Ситуация складывается таким образом, что у нас нет никаких возможностей откладывать решение ряда важнейших насущных проблем на завтрашний день. Все, что необходимо, мы должны делать прямо сейчас, для того чтобы не потерять достигнутого, для того чтобы Приднестровская Молдавская Республика развивалась, а качество жизни людей в нашей стране было обеспечено на достойном уровне.
Призываю к этому каждого из нас, все партии и общественные движения. Только вместе, только консолидированно мы преодолеем трудности и достигнем намеченной цели.