iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

«Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но могучей кучки русских музыкантов»

27 апреля в рамках проекта «Молодежный центр русского языка, литературы и музыки», который реализуется ММК «ПРОРЫВ!» при поддержке фонда «Русский мир», прошел Лекционный курс «Культура России». Очередной доклад был прочитан руководителем проекта Дмитрием Шереметом.   Вниманию слушателей была представлена тема «История образования “Могучей кучки”».

Как рассказал лектор, «Могучая кучка» – это название группы выдающихся музыкантов. Оно было употреблено В.В.Стасовым в 1867 году, после чего прочно вошло в обиход и осталось в истории.  «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», – написал он  в статье  «Славянский концерт г.Балакирева». В состав «Могучей кучки» входили такие знаменитые композиторы, как  Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Ее руководителем был Балакирев, вот почему их также иногда именовали «балакиревским кружком», или «Пятеркой» – по числу входящих в группу главных представителей.

Особо запомнился одной из слушателей Лекционного курса Михалковской Елене фрагмент доклада, посвященный творческой судьбе А.П.Бородина. «Интересным фактом для меня был тот, что в музыке Бородин был самоучкой. Он серьезно изучал литературу по камерной музыке, поэтому хорошо был осведомлен в теории музыки. Ещё в годы студенчества в Медико-хирургической Академии Бородин, играя на виолончели, часто участвовал в ансамблях любителей музыки. По его свидетельству, он переиграл всю литературу смычковых квартетов, квинтетов, дуэтов и трио.  До встречи с Балакиревым Бородин уже достиг значительных высот в естествознании: был выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин. К тому же, он уже написал несколько камерных сочинений. Таким образом, Бородин не только обладал ярким музыкальным дарованием, но и разносторонней эрудицией», – прокомментировала Елена.

В заключение своего выступления Дмитрий Шеремет отметил: «Композиторы «Могучей кучки» выступили как прямые продолжатели передовых течений русской культуры предшествующей эпохи. Они считали себя последователями Глинки и Даргомыжского, призванными продолжить и развивать их дело».
 
Надежда Навроцкая