iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Сергей Ильченко: Украина: кресла скрипят, но театр прочен

Как
и ожидалось, политическое затишье продлилось недолго. Собственно
говоря, его и затишьем-то можно было назвать только с большими
оговорками. Но все-таки, на какой-то, момент баталии немного стихли.
Проигравшие «Регионы» ушли в тень, а коалиция облегчено вздохнула:
сформированное ею правительство приступило к работе.

Дальнейшие
события развивались предсказуемо. Грядущие президентские выборы стали
главным фактором в отношениях вчерашних союзников. Внутри коалиции, и
без того очень непрочной, а также между президентом и премьером
начались трения. Одновременно вытесненные в оппозицию «Регионы»
образовали «теневой Кабмин» – это был уже явно пропагандистский шаг,
направленный на последовательную системную критику всех без исключения
действий нового премьера и его окружения.

Что происходит публично?

Первым
следствием всех этих маневров стало смещение борьбы в политическую
плоскость. На свет были вытащены дежурные проблемы, весьма далекие от
действительно острых проблем, стоящих сегодня перед гражданами Украины
и украинским государством, но зато максимально выигрышные в плане
воздействия на массу завтрашних избирателей. В ход пошли все старые
клише: «проблема НАТО», языковая проблема, проблема снятия с депутатов
их неприкосновенности. Донельзя обострилась и кадровая борьба – каждая
из противоборствующих сторон, не жалея сил, стремится по максимуму
удержать позиции, занимаемые ее людьми, и одновременно, по максимуму
же, потеснить конкурентов. Началась «гонка проектов», когда
президентская и премьерская команды непрерывно «засвечивают» возможно
большее число начинаний и инициатив, расставляя метки и знаки для
последующего воздействия на избирателей. Лишенные такой возможности
«Регионы» идут немного другим – но сходным путем, подвергая критике все
без исключения новые проекты и вспоминая для сравнения – естественно, в
свою пользу – собственные идеи, ныне ушедшие в тень. Вся эта
пропагандистская борьба успешно уводит из поля зрения граждан
действительно серьезные проблемы, стоящие перед Украиной.

Каковы настоящие проблемы?

Первая,
и главная из них: кризис управления. Властные структуры, в особенности
– их верхние эшелоны, притом – на всех уровнях, от общенационального до
местного, уже привычно формируются, прежде всего, на основе
политического паритета между блоками и партиями. Это достаточно
порочная практика, поскольку профессиональная подготовка руководителей
оказывается, в лучшем случае, на втором плане. Практически потеряна и
связь науки с производством и управлением.

Вторая проблема:
продолжающийся кризис производства, притом, во всех сферах. Цифры
«роста ВВП» в значительной степени являются финансовыми показателями,
зависимыми от колебаний цен и курсов валют, и не отражают в полной мере
реальную картину подъемов и спадов украинской экономики. Уменьшение
числа официально зарегистрированных безработных, в свою очередь, не
учитывает миграционных процессов. Если же вникнуть в ситуацию, и не
кивать на то, что, мол, дела у соседей (к примеру, в той же Молдове)
обстоят еще хуже, то картина не слишком радует. В лучшем случае можно
говорить о некоторой стабилизации в экономике – крайне неустойчивой, и
готовой в любой момент обрушиться в новый спад.

Кто виноват и что делается?

Никому
из политических сил или политических лидеров в отдельности нельзя
поставить этого в вину. Ситуация сформировалась не как результат
политических ошибок, совершенных одной из сторон. Она сложилась как
сумма их многолетних действий и противодействий, а в еще большей
степени – под воздействием ряда объективных причин: системного кризиса,
вызванного распадом СССР и до сих пор не преодоленного, нынешнего
общемирового экономического кризиса, зависимости Украины от импорта
энергоносителей и многого другого. Зато характерная для всех украинских
элит неспособность поступиться своими партийными интересами, даже
мелкими и сиюминутными, даже по ключевым для общего выживания вопросам.
плюс примерный паритет сил окончательно загоняют ситуацию в пат. Этот
тупик, в свою очередь, порождает целую систему взаимосвязанных и почти
неразрешимых локальных конфликтов – экономических и политических.

Тем
не менее, положение Украины само по себе сложное, но отнюдь не
безнадежное. Из него нельзя выйти сразу, одним прыжком, в один день или
даже в один год, но постепенное лечение всех болезней возможно. Более
того – все рецепты тоже, в общем-то, известны, и правительства, включая
и прошлое, и нынешнее, помимо откровенно популистских шагов, помимо
действий, порожденных некомпетентностью руководителей, предпринимали и
вполне осмысленные усилия. Правда, эффект от них всякий раз оказывался
минимален. Во-первых, удельный вес этих шагов, по сравнению с
популистскими мерами, был невелик. Наконец, в-третьих, эти меры
неизменно встречали противодействие со стороны политических
конкурентов, обеспокоенных тем, что хорошая инициатива оказалась
«перехваченной». Это мы наблюдаем и сегодня: команды Ющенко и Тимошенко
дублируют все инициативы друг друга, а «Регионы» критикуют вообще все,
что исходит от коалиции, противопоставляя этому свои былые идем. В
итоге, равнодействующая всех правительственных усилий оказывается
близка к нулю. Несмотря на огромный информационный шум в стране, в
общем-то, ничего не происходит. И не будет происходить – по крайней
мере, до тех пор, пока одна из сторон не сделает сильный и
нестандартный ход.

Чего ожидаем в политике?

Что
можно прогнозировать на ближайшее время? Прежде всего – фактический
развал нынешней коалиции, сыгравшей свою роль и уже не нужной. Однако
резкого развода, с публичной констатацией этого факта, скорее всего, не
будет. Будет тихая борьба под ковром, взаимные уколы и подножки, игра
на взаимное ослабление и популистские шаги по подготовке к выборам.
Одновременно будет идти столь же тихая подготовка к разделу Партии
Регионов. Собственно говоря, она уже идет.

Регионалы, в своем
нынешнем виде, по-видимому, сойдут со сцены. Едва ли кто-то всерьез
пойдет на реанимацию в прежнем формате их партии, проигравшей по всем
показателям. Их партийный бренд, скорее всего, уцелеет, но былая мощь
будет утрачена. Вместе с тем, «шкура» ПР – их ресурсы – финансовые,
административные и политические – завидный приз почти для всех
политических формирований. Почти – потому что шансы принять участие в
этом дележе минимальны для президентской группировки, и, как следствие,
она предпримет все меры, чтобы не допустить «разбегания» регионалов. Но
зато все остальные парламентские партии могут рассчитывать на свой
кусок пирога, и, соответственное усиление. Первые результаты этого
размывания мы, по-видимому, увидим уже на внеочередных местных выборах
в отдельных населенных пунктах, 30 марта и 16 апреля. Тогда же можно
будет оценить в первом приближении и примерную долю каждого из
участников дележа. Однако уже сейчас можно уверенно предсказать, что
доля БЮТ будет наибольшей из всех.

А что в экономике?

Как
я уже писал ранее, правительство Тимошенко, являясь, по сути,
техническим кабинетом, не станет предпринимать шаги, способные повлечь
действительно серьезные экономические последствия. Пока такой прогноз
оправдывается. Несмотря на громкие политические заявления – к примеру,
о смене схемы газового импорта, и громкие акции – вроде раздачи по
тысячи гривень вкладчикам Сбербанка, ничего, способного действительно
колыхнуть экономическую ситуацию правительство Тимошенко не делает.
«Тысячегривневые» раздачи не в силах всерьез повлиять на инфляции. То,
что она будет расти в нынешнем году, и, скорее всего, достигнет порога
в 20%, вызвано совсем другими причинами, объективно правительству
неподконтрольными. Но можно не сомневаться и в том, что эти 20% будут
поставлены Тимошенко и ее окружению в вину – а те, в свою очередь,
будут по максимуму отрабатывать образ защитников прав стариков,
пожертвовавших ради них своей репутацией. Точно таким же
пропагандистским ходом являются, по крайней мере, пока, и все разговоры
о схеме газового импорта. Ни одна из противоборствующих сторон не
заинтересована в настоящих экономических потрясениях и будет избегать
реальных действий, способных привести к ним. Борьба будет идти
исключительно в плоскости пропаганды.

И еще три прогноза

Хотя
Верховная Рада работает сейчас с большими трудностями о полном ее
блокировании речь не идет – хотя технически такое было бы возможно. Но
ничего подобного в обозримой перспективе не ожидается. Будут отдельные
акции по блокированию трибуны, будут, возможно, и разговоры о новых
досрочных выборах, но все это будет носить исключительно
пропагандистский характер. Ни одна из партий сегодня не заинтересована
в действительном блокировании работы парламента – как, впрочем, и в его
чрезмерной активности. Эта ситуация продлиться по меньшей мере, до лета.

Говоря
о судьбе правительства Тимошенко, я могу лишь повторить свой прошлый
прогноз: Юлия Владимировна останется премьером столько времени, сколько
захочет сама, и уйдет тогда, когда это будет наиболее выгодно ей
политически. Учитывая нестабильность Рады, это произойдет не раньше
объявления даты президентских выборов.

Что касается граждан
Украины, то экономически ближайший год обещает быть для них непростым.
Большей частью из-за инфляции и подорожания продуктов питания. Впрочем,
виной этому общемировые причины, противостоять которым слабая
украинская экономика сегодня не в состоянии.

Сергей Ильченко