iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Время оглянуться

В конце текущего года заканчивается действие договоров об условиях землепользования, заключенных между жителями левобережных сел с молдавской юрисдикцией и администрацией Дубоссарского района. Предстоящие в связи с этим новые процедуры по определению взаимоотношений между хозяйствующими субъектами РМ и органами государственной власти ПМР вызывают  волнения, основанные на взаимной памяти о том, что целый комплекс существующих проблем во взаимоотношениях сторон удалось лишь сгладить, но не решить до конца. Глава администрации Дубоссар и Дубосарского района Игорь Мазур, подчеркнув сложность предстоящего процесса, напомнил, что прежние договоры разрабатывались и заключались при участии международных посредников, которые, кроме всего прочего, имеют непосредственное отношение к переговорному процессу по приднестровскому урегулированию.  

В интервью агентству НИКА-пресс он высказался за строгое и в то же время гибкое отношение к проблеме, требующей, по его мнению, не только трезвых оценок, но и готовности решать текущие вопросы, связанные в том числе и с судьбами людей. В последнее время, сказал Мазур, заметно участились случаи обращения жителей названных населенных пунктов в соответствующие органы Дубоссар для получения приднестровского гражданства. По его мнению, в этом нет никакой политики: людям по большому счету все равно, каким властям подчиняться, лишь бы у них были возможности решать свои насущные житейские проблемы. Собеседник агентства счел нужным скорректировать сообщения в местных и зарубежных СМИ о возможностях проведения сходов граждан в молдавских селах, расположенных на левом берегу Днестра, о переходе под юрисдикцию ПМР. Речь шла вовсе не о том, что данные инициативы могут или даже должны поддержать власти Приднестровья, сказал он, а о том, что если подобные события произойдут, то центральным и районным властям Приднестровья придется на них реагировать.

Мазур также считает, что внимание к «особым селам», находящимся в Зоне безопасности, объяснялось во многом личностным фактором: бывший президент Молдовы Воронин из этих мест, и для него было крайне важным демонстрировать причастность высшей власти РМ к проблеме, а порой и на примере отношений к  ним со стороны официального Кишинева показывать готовность «общаться по душам» со всем Приднестровьем . Однако с уходом Воронина, убежден глава администрации, они обретут свой естественный статус и  будут на таком же счету в Кишиневе, как все остальные населенные пункты РМ.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Обстановка в селах Дубоссарского района, находящихся под юрисдикцией Молдовы, и расположенных в критической близости к «сепаратистской территории» – это самый показательный пример того, что могут существовать рядом РМ и ПМР, ведя при этом непростой двадцатилетний диалог о принципах и условиях взаимоотношений. Когда нет большой политической перегруженности и нет каких-либо событий – особенно политического звучания (саммиты, выборы и визиты, международные конференции), т.е. когда кто-нибудь не использует легко уязвимое место в своих целях, то здесь все спокойно. А максимально лояльный режим пропуска жителей с правого берега на левый и  обратно  (есть такое место в Дубоссарах) при соблюдении ими элементарных правил до сих пор вселяют надежды, что в отношениях между Кишиневом и Тирасполем что-то (или все) может наладиться. Но как только кому-то взбредет в голову использовать территории, чтобы лишний раз обратить внимание на неурегулированность проблемы, на вероломный характер Кишинева, не выполняющего существующие договоренности, или на «непримиримых сепаратистов, создающих в Зоне резервацию», тут же разгораются нешуточные страсти. Участники Объединенной контрольной комиссии, изучающие очередной мелкий конфликт, в итоге так путаются во взаимных обвинениях и так не могут обнаружить источник напряженности, что и у них возникает чувство безысходности. В такие дни Тирасполь напоминает о своих настроениях – молдавская юрисдикция над левобережными селами является явлением временным. Кишинев в ответ вспоминает о незаконно захваченных Тирасполем всего Левобережья. Куда ведут взаимные напоминания – понятно. И только осознание того, что есть общая задача урегулировать отношения двух берегов и что пока надо бы жить по возможности мирно, приводит к покою. Причем, заметим, к взаимно долгожданному.

Во второй половине 90-х годов у Тирасполя еще сохранялись шансы, скажем так, активно понаблюдать за  сходами жителей ряда сел Дубоссарского района  по переходу в подчинение приднестровским властям. Это сулило ему вторую после войны 1992 года показательную победу «приднестровской идеи» и давало «новообращенным приднестровцам» целый набор социально-экономических благ, серьезно облегчающих их крестьянский быт. Очевидно, Тирасполь решил «наступить на горло собственной песне» и осознанно отказался от участия в непростом и не коротком конфликте (Кишинев бы просто так не сдал бы позиции) в надежде на урегулирование посредством создания федерализации двух берегов. Сейчас же трудно прогнозировать даже не то, как развернутся события в переговорном процессе и куда он в итоге выведет конфликт, а то, каким способом пресловутому формату «5+2» удастся разблокировать остановленные три года назад дискуссии. Ясно лишь одно: по обстановке молдавских сел, волею судеб оказавшихся под юрисдикцией ПМР, можно будет судить о готовности Кишинева и Тирасполя возобновить мирные контакты.