iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Парламентская жизнь в Молдове после выборов 29 июля. Трудно, но не смертельно…

Положение в молдавском парламенте восемнадцатого созыва, когда большинство депутатов избрало спикера, а меньшинство выражает по этому поводу протест и обращается в судебные инстанции, до мельчайших подробностей напоминает события в Гагаузии после проведения здесь выборов в Народное Собрание. Об этом в интервью агентству НИКА-пресс заявил глава автономии Михаил Формузал. Он отметил, что даже предвыборная обстановка в стране, созданная в результате резкого противостояния между основными участниками кампании, явилась словно бы зеркальным отражением борьбы за южный парламент. Во всяком случае, коммунисты  и в марте 2008-го,  и в июле 2009  пытались пресечь, как они считали, вредное влияние внешнего фактора на результаты обоих кампаний, что обернулось для них мало приятными последствиями, сказал башкан, и напомнил, что в Гагаузии были спровоцированы официальным Кишиневом технического рода проблемы с доставкой сюда гуманитарного груза из России, а в Молдове коммунистические власти , помимо борьбы за голоса избирателей, боролись еще и с «рукой Бухареста».

Опыт более чем годичной работы высшего законодательного органа АТО Гагауз Ери и избранного большинством депутатов председателя НС от народно-патриотических сил показывает, что в любом случае депутатам от ПКРМ придется согласиться с объективно сложившимся положением дел в  республиканском парламенте и начать свою законодательную деятельность, считает собеседник агентства. Формузал напомнил, что попытки коммунистов-депутатов в НС опротестовать в суде избрание председателя все равно ничем не закончились, а когда утихли все страсти, то обнаружились реальные возможности взаимодействия и «красных депутатов», и депутатов от народно-патриотических сил. Во всяком случае, они, по  мнению главы АТО, продемонстрировали, как, взаимно отказавшись от политических и партийных амбиции, непримиримые, казалось, противники успешно провели слушания по бюджету автономии на 2009 год и приняли ряд других важных для автономии документов.

Формузал выразил надежду, что в Молдове не перевелись политики, уважающие свою страну  и выбор своих сторонников, а потому не допустят  постороннего вмешательства в процесс формирования руководящих органов парламента, как это пытались сделать на примере Гагаузии,  и тем более новый виток политического противостояния.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Говоря о постороннем, т.е. о внешнем вмешательстве в «домашние дела Молдовы», и о государственном достоинстве тех, кому доверено реализовывать волю избирателей в высшем законодательном органе страны, Формузал, несомненно, имел в  виду самый позорный факт в жизни автономии. Собственно, как сейчас выясняется, едва не опозорилась не только Гагаузия, но и кишиневские власти.

Конфликт по поводу избрания председателя гагаузского парламента, ставший результатом настоящей истерики коммунистов, проигравших борьбу за Народное Собрание (даже когда простой анализ состава НС говорил, что проиграли, республиканские СМИ праздновали победу ПКРМ на Юге – ну, чем не истерика?), норовил перерасти в новое гражданское противостояние в АТО.  За лозунгами «руки прочь от НС и законно избранного спикера» слышались и более тревожные выводы: Кишинев не признает права автономии, закрепленные законом об ее особом правовом статусе, значит, и  мы не будет признавать в Гагаузии ничего кишиневского. Местные коммунисты, не без совета со старшими товарищами, на ровном месте нагнетали нервозность. Обращались в суд (подсчитано – шесть раз) по поводу незаконного, как они считали, избрания спикером Анны Харламенко и заставляли проводить голосование снова и снова. Люди в прямом смысле падали в обмороки – так все бурлило и кипело в НС. Из партийных кабинетов следовали команды – дожать «народных патриотов», хотя большинство в данном конкретном случае было право, и все это, в том числе и в судебных инстанциях, понимали.

И тогда-то, опять же не без подсказки лидеров ПКРМ, появился в автономии господин Кальман Мижей – специальный представитель Евросоюза в Молдове. Вот он и предложил «пока еще не способным принять демократию такой, какая она есть на самом деле» вариант:  первые два года спикером будет депутат от ПКРМ, два – депутат от «народных патриотов», и именно в такой последовательности. Европейского дипломата, мягко сказать, послали, а с тех пор в Гагаузии его за глаза называют «товарищ Кальман».  Эту кличку он заслужил, кстати, не только за «гагаузские успехи».

Сейчас в новом конфликте вокруг формирования парламентских структур те же главные участники и провокаторы – коммунисты. И та же истерика, и те же обращения в суды и к избирателям, права которых кто-то там нарушил, отнял и оскорбил… Думается, воронинцы не опустятся вновь до прежней низости – попросят Европу спасти их власть, а они взамен спасут  Молдову от румын. Но думается также, что  когда наступит пора выбирать президента (особенно те малоприятные часы накануне выборов) появление посредника или посредников почти неизбежно. Согласимся с этим, как с неотъемлемой частью нашей политической жизни: не можем сами и без посторонних решать свои вопросы, хотим, а не можем. Остается надежда, что на этот раз посредники будут без вредных привычек и не из числа тех, кто в 2005 году уговаривал депутатов-некоммунистов оставить Вроонина на второй президентский срок.