3 июня был день рождения Михаила Федоровича Ларионова – легендарной фигуры русского авангарда начала XX века. Он родился в 1881 года в Тирасполе, в семье полкового врача. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. Там же, в училище, он познакомился со своей будущей женой Наталией Гончаровой – художницей, двоюродной правнучкой «той самой» Натальи Гончаровой – жены Александра Сергеевича Пушкина. И они стали самой известной парой авангарда. Их имена упоминают всегда вместе… Вместе они активно участвовали в организации выставок русских футуристов -“Бубновый валет”, “Ослиный хвост”, “Мишень” и др. Ларионов увлекался и импрессионизмом, и футуризмом, и русским лубком, и примитивизмом, и графикой. В 1912 году он создает «лучизм» – новую форму беспредметного искусства, в котором предмет пронизывается пересекающимися лучами и теряет свой облик. В том же 1912-м году появилась и знаменитая серия «Венер» Ларионова. Вот «Венера еврейская».
Ларионов был идейным вдохновителем первого перформанса в России. В 1913 году он организовал футуристические прогулки по Москве. Появление в центре города художников с раскрашенными лицами бурно обсуждалось в прессе. Он иллюстрировал поэтов-футуристов, работал над декорациями «Русского балета» Дягилева.
В 1915 Ларионов и Гончарова уехали из России навсегда. Они продолжали работать с Дягилевым над театральными постановками, путешествовали, писали картины, в 20-е годы устраивали в Париже Балы для художников («Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы»). В 1938 Ларионов и Гончарова получили французское
гражданство, в 1955 – официально зарегистрировали свой брак.
Наталия Гончарова умерла в 1962 году. Михаил Ларионов пережил ее на полтора года. Оба они похоронены на кладбище Иври в Париже.В Тирасполе именем Ларионова названа одна из улиц в центральной части приднестровской столицы, недалеко от Роддома.
Вот их автопортреты. Ларионова, соответственно, слева (1910 г), а Гончаровой, естественно, справа, (1908 г).