iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Виктор Дюкарев: Так победим

В Приднестровье, похоже, затихают острые дискуссии о необходимости изменения системы государственного управления, названные было «холодной войной» между исполнительной и законодательной властями республики. На прошлой неделе здесь появились два документа, поставившие если не окончательную точку в спорах, которые порой выплескивали через край горячие эмоции его основных участников, то многоточие… Группа общественных организаций ПМР распространила текст, обращенный прежде всего к партии «Обновление» и депутатам ВС, являющимся членами этой организации, где, кроме всего прочего, содержится предупреждение об их ответственности за судьбу республики. Тогда же появилось и заявление пресс-службы Верховного Совета об отзыве законодательной инициативы о внесении изменений в Конституции ПМР, дающее, впрочем, понять, что   инициатива отозвана не по принципиальным соображениям, а под давлением обстоятельств… Обстоятельства тоже названы.

Дискуссии об «инициативе 17-ти» вышли  на более высокий тематический уровень и заставили ряд действующих в ПМР партий и общественных организаций заговорить и об истоках создания республики, о ее, так сказать, высоких целях, оплаченных в том числе и жизнями защитников Приднестровья. Показательным представляется собрание депутатов Верховного Совета ПМР первого созыва и последующее Заявление, где содержатся резкие оценки конституционных инициатив. Все кончилось или все только начинается? Какие причины привели к столь резкому противостоянию высших структур власти? Велика ли роль гражданского общества в решении насущных проблем приднестровской жизни..? На эти и другие вопросы агентства НИКА-пресс отвечает один из участников собрания Виктор Дюкарев.

Справка НИКА-пресс. Дюкарев Виктор, 1944 года  рождения, образование     высшее, кандидат биологических  наук, выпускник Московской ветеринарной академии, депутат ВС МССР  (1990-1991), депутат ВС ПМР первого и второго созывов,  автор более 50-ти научных работ; владеет украинским, румынским, немецким и английским языками; в 2000 году  издал книгу «Дубоссары 1989-1992 годы. За кулисами политики». Несомненно, к послужному списку Дюкарева будет хорошим приложением цитата из  его  книги, дающее, как нам кажется, представление и  о политических воззрениях и настроениях автора.   Предисловие к ней он начал так: «Эта книга о том, как бывшие первые лица КПСС, облачившиеся в демократические одежды, гневно живописали о собственных злодеяниях, глядя на себя в зеркала, а под автопортретами ставили чужие имена».

 

–  Виктор Васильевич, что это было – «инициатива 17-ти» и ответ на нее партийных и общественных активистов Приднестровья?

– Сначала о том, что же случилось. Я хочу подчеркнуть, что выражаю в данном случае исключительно собственное мнение. Так вот: среди авторов инициатив много тех, кто не пользуется авторитетом приднестровских избирателей,  а также и тех, кто пришел в законодательную власть, пользуясь, скажем так, не отвечающим нынешним приднестровским реалиям законам и нуждой отдельной части нашего населения. Потом же, когда они увидели реакцию общества, возможно,  в отдельных случаях излишне эмоциональную, они инициативу отозвали.  Скажу точнее: народ восстал против инициатив.

 

– На этом все закончилось?

– Есть среди инициаторов реформ  такие, кто  в приднестровских   специфических условиях возомнил себя вождями,  Считаю, впрочем, что большинство из 17-ти, а также и те, кто в ВС  поддержал предложения начать конституционные реформы, уже одумались. Всем понятно, в том числе, надеюсь, и им тоже, что многих, как говорится в старом анекдоте, стало заносить на поворотах.

 

– Возможно, что все и так. А не кажется ли Вам, что «заносы на поворотах» – это результат работы и жизни в комфортных условиях. Во всяком случае, от  общественности и политических формирований этот состав ВС не слышал ни серьезных замечаний, ни претензий за те или иные просчеты или вредные, на взгляд со стороны, решения?  Такие условия невольно создают более легкую атмосферу в работе законодателей.

– Я не принимаю такой вопрос. Приднестровье на настолько отсталое государство и жители его не настолько равнодушны и глупы. Общественность пыталась все эти годы одергивать власть, когда считала это нужным, в том числе и приднестровских законодателей. А в ответ слышала неизменное: «не обращайте внимание, не обостряйте – мы все патриоты, мы все за ПМР». Не хотелось выносить сор из избы, полагая, что здравый смысл и, если хотите, инстинкт самосохранения возьмет верх. Когда же дело запахло серьезнейшими для республики проблемами, большинство сказало: «хватит». Естественным я считаю  беспокойство и депутатов ВС первого Созыва, тех людей, которые стояли у истоков создания республики.

 

– Расскажите о технической стороне по собранию депутатов. Была создана инициативная группа?

– Все просто. Мы встретились на годовщине смерти одного из наших коллег по работе в первом составе Верховного Совета. Там и состоялся разговор. Мы, кстати, обратили внимание, что никого из действующих законодателей на мероприятии явно неформального свойства не было. Для меня, например, этот факт далеко не пустяк. Он говорит о многом, в том числе и  о пренебрежении к тем, кто непосредственно участвовал в создании ПМР. Мы собрались по собственной воле – никто нас за руку не тянул, не навязывал никаких советов… Еще деталь. Когда я узнал, что принято решение провести сбор депутатов, позвонил нашему президенту Игорю Смирнову.

 

– Можно так запросто позвонить Смирнову?

– Я могу…

 

– О чем Вы говорили?

– Как это о чем? Смирнов ведь тоже был депутатом ВС первого созыва. Мне было важным узнать, примет ли он участие в собрании.

 

– Узнали?

– Мы коротко обменялись оценками ситуации. Потом, когда во время своего выступления на собрании я сказал, что хотелось бы видеть здесь и президента ПМР Игоря Смирнова…

 

– Результат совещания известен. Есть Заявление депутатов ВС первого созыва, где звучат даже обвинения в попытках узурпации власти со стороны депутатского корпуса, так ли иначе связанного с партией «Обновление». У вас нет ощущения, что как-то все запоздало, и вообще похоже на беспомощные восклицания «за что боролись» и «среди  нас, пока мы были заняты насущными делами, появились предатели»? И еще. Ситуация – не повод поговорить о том, что некогда в Тирасполе называли приднестровскими ценностями?   

– Знаете, люди, которые «делали приднестровскую революцию», не относятся к той массе, позволяющей себе на полпути опустить руки и жаловаться на отсутствие достойной смены. Нас недооценивают, к нам относятся снисходительно, а то и с жалостью? Напрасно. И напрасно нас кто-то списал в группу нудных (есть еще словечко – оголтелых) и заурядных пенсионеров, удовлетворяющихся почестями раз в год и периодическими напоминании наших имен в прессе. Мы можем поставить не только вопрос «за что боролись», но и поставить условия.

 

– Не очень-то Вы доверяете новому поколению приднестровских политиков, не «нюхавших пороха»…

– Ошибаетесь. Потому и готовы вместе с ними продолжать строить республику. Условия такого сотрудничества в том, чтобы было все предельно открыто и честно… И вот еще условие. Без хамства, которое почему-то многие приднестровцы стали замечать все чаще и чаще. Если бы мы друг другу хамили по поводу и без повода, то Приднестровье пропало бы еще в конце 80-х годов.

 

– Вы хотите сказать, что Приднестровье преодолеет  и эту проблему, и все текущие проблемы, опираясь на то, на что оно всегда опиралось, на активную гражданскую позицию?

– Переживет, уверяю вас. Большинство приднестровцев понимают, для чего они создавали республику. Как и понимают, чем может для них кончиться ее потеря.

 

– Звучат призывы к проведению очередного референдума. Он состоится? И какие вопросы на него могут быть вынесены?

– Не думаю, что сегодня нужен плебисцит. Инициатива отозвана. Хотя мы понимаем, что вопросы остались. Их такая масса, что без честного и открытого разговора на них не ответишь. А тут нужен диалог власти и общества, нужны открытые дискуссии. Думаю, кстати пришелся к ситуации  съезд депутатов всех уровне. Подобные форумы всегда приносили приднестровцам пользу. Это может быть и съезд общественных организаций, возможно,  какие-либо межпартийные конференции единомышленников. Только так победим.  Хочу, однако, предостеречь: я говорю о победе республики в целом, а не о той победе, когда с удовольствием ищут  побежденных. Мы достаточно навоевались.