iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Кому нужны поправки в Конституции ПМР?

39 депутатских голосов и первое чтение
законопроекта пройдено. Мнения избирателей никто не спросил.
Общественность возмущена. Очередная сессия Верховного Совета
обернулась, как теперь пишут некоторые информационные агентства,
началом холодной войны между исполнительной и законодательной ветвями
власти. Поводом стали инициированные 16-ю депутатами поправки в
Конституцию республики. Поправок очень много – они касаются и
деятельности депутатов, и усиление контроля парламента за действиями
президента, уменьшение полномочий исполнительной и судебной ветвей
власти, и упразднение должности вице-президента.
Подобные инициативы уже пытались
внести практически те же народные избранники, но в прошлом составе
Верховного Совета, в июле 2005 года. Тогда не получилось и поправки
были немного иными. В этот раз законодателей никто и ничто не мог
остановить, выслушав все доводы юристов и представителей исполнительной
власти, депутаты как это часто бывает после того, как вопрос был
поставлен на голосование, и поднялась главная рука, как по команде
сделали то же самое. Результат 39 из 40 – «ЗА».
 
На заседании присутствовал президент
Игорь Смирнов. Он всегда приходит на обсуждение самых важных
законопроектов. В этот раз депутаты решили внести изменения в
Конституцию. Самый главный закон страны, по мнению парламентариев,
необходимо гармонизировать, то есть сделать аналогичным с российским
законодательством.
 
Светлана Осипова, политолог: «Я
считаю, что Конституция — это то, что трогать нельзя. Или хотя бы
стараться не менять в ней ничего. Чтобы в этот закон и вносить какие-то
изменения, на это должны быть очень веские причины».
 
Тем не менее, депутаты Верховного
Совета настроились серьёзно. Шестнадцать парламентариев разработали
специальный проект. «По инициативе шестнадцати», как его сегодня
называют. В Конституцию вносятся определённые поправки. Одним пакетом
документов депутаты буквально меняют все ее основные положения.
 
Светлана Осипова, политолог: «Даже
если и есть повод изменять что-то в Конституции, то нельзя все поправки
вносить одним пакетом документов. Есть разные законы, которые можно
поменять, а есть такие, которые сейчас трогать нежелательно. Все
поправки нельзя вносить пакетом».
 
В изменённой Конституции повышается
уровень отчетности президента и министров перед Верховным Советом.
Ликвидируется институт вице-президента. В ситуациях экстремального
характера, например при досрочном сложении президентом своих
полномочий, повышается политический статус парламента. Именно он должен
назначить лицо, которое будет заменять главу государства. Ранее вместо
него оставался вице-президент.
 
Лия Пиантковская, начальник Государственно-правового управления Администрации президента ПМР: «В
парламенте считают, необходимо исключить институт вице-президента. В то
время, как он избирался вместе с президентом государства, в одном
списке и не может досрочно закончить свои полномочия».
Представители
исполнительной ветви власти, министры и помощники президента несколько
часов объясняли депутатам свою позицию. Смысл выступлений один –
вносить предлагаемые изменения в Конституцию неуместно.
 
Игорь Смирнов, президент ПМР: «Законы,
я бы попросил учитывать, издаются не только для юридической чистоты и
выработки на будущее поколение, а для непосредственной жизни сегодня,
сегодня, подчеркиваю, в тех условиях, в которых находится наше
государство. И вот тут посылать куда, я специально взял и привел вам
примеры великих, и вот все эти изменения, а именно гармонизация, а не
унификация, хотел бы еще раз подчеркнуть. Ибо сами мы понимаем, и здесь
уже доработали до нас все наши предки великие. Говорят, что у каждого
есть свои особенности, которые нельзя учитывать. Дальше, вот вы во всех
изменениях не вводите ограничения законодательной власти, а в России
оно есть, отклонение, вот которое вам приводили, отклонил и все, на
этом закончили. Президентская республика».
 
Изменение
в Конституцию — это очень важный процесс, считает Игорь Смирнов.
Поэтому данный вопрос необходимо выносить на всеобщее обсуждение, не
только депутатами. Так как данная
процедура соблюдена не была, президент предложил отложить принятие
проекта конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в
Конституцию ПМР» в первом чтении и приступить к его широкому обсуждению.
 
Игорь Смирнов, президент ПМР: «Вот каждый из вас — представитель
части народа. Президента избирает весь народ. Просил бы понимать,
почему президентская республика в этих условиях становления. Жесткая
вертикаль должна быть исполнительной власти. Сейчас вы пытаетесь
каким-то образом, и давно наблюдал за этим спокойно, успокаивал себя и
всех остальных, выдергивая отдельные статьи Конституции, и говорим: а
мы делаем, у нас все президентское. Не пойдет же, что
останется название, а исполнительной властью будут командовать
законодатели, этого не будет».
 
Изменения
в Конституцию вносились путем всенародного референдума. Те поправки,
которые предлагают депутаты Верховного Совета, затрагивают важные главы
основного закона страны. Вносить изменения или нет, может решить только
население республики. Представители исполнительной ветви власти
предлагают провести референдум по данному вопросу.
 
Лия Пьянтковская, начальник Государственно-правового управления Администрации президента ПМР: «Чтобы
внести изменения в Конституцию и сделать этот процесс легитимным.
Предлагаем провести по этому вопросу всенародный референдум, так как
основной закон Приднестровья принимал народ на референдуме 1995 года».
 
Сами
поправки в Конституцию находятся в правовом поле, депутаты имеют право
на их внесение, рассмотрение и принятие. Даже если на законопроект
будет наложено президентское вето, запрет, то поправки всё равно могут
быть приняты.  
 
Виталий Глебов, полномочный представитель президента в Верховном Совете ПМР: «За
истечением срока подписания этого документа, не дожидаясь одобрения и
подписи президента, законопроект можно опубликовать в СМИ, и он
вступает в силу. Что это за форма такая?»
 
Изменения в Конституцию можно внести
после референдума. Игорь Смирнов предложил парламентариям провести
всенародное голосование по данному вопросу, если депутат считают, что
данные изменения сейчас необходимы.
 
Игорь Смирнов, президент ПМР: «Я
вам говорю, давайте проведём референдум по данному вопросу. Если
победит ваша инициатива, я не останусь на посту. Но не думаю, что это
принесёт пользу народу».
 
После этого выступления президент и
министры покинули зал заседаний, но несмотря на это депутаты продолжили
сессию. Поставили данный законопроект на голосование. Тридцать девять
депутаты из сорока отдали свой голос за изменения в Конституцию. Таким
образом, законопроект был принят в первом чтении.
 
Светлана Осипова, политолог: «Вот так вот списком голосовать за поправки просто неприлично депутатам. Они преследовали какие-то цели».
 
Поправки позволят более эффективно
работать органам власти и управления. Эти цели преследовали депутаты
при принятии законопроекта. Одним словом, устранить пробелы в
совершенстве законодательства. Однако, есть мнения диаметрально
противоположные.
 
Светлана Осипова, политолог: «Меня
настораживает роль Верховного Совета. Вся эта ситуация любому
здравомыслящему человеку напоминает разделение властей, а точнее борьбу
за власть Верховным Советом».
 
Конституцией
предусмотрен двухмесячный срок между первым и вторым чтением. Всё это
время будет вестись работа по поиску компромиссов между законодательной
и исполнительной ветвями власти. Только прийти к ним будет очень
сложно, слишком разные позиции в отношении нашумевшего законопроекта.

ТВ ПМР