iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Протесты отчаяния

Пока – не слишком успешные. Протестующим еще только предстоит осознать масштаб и сложность задач, предстоит научиться видеть реальные цели.

Экономические бунты захлестывают Западную Европу и страны бывшего СССР. Причина одна: люди протестуют против неспособности своих правительств бороться с кризисом. Правительства разводят руками, кивая на общемировые тенденции.

Сначала курс исландской кроны по отношению к евро упал почти на 60%, рухнули три крупнейших банка страны – и десятки тысяч человек захлестнули улицы Рейкъявика, требуя отставки правительства. Затем тысячи фермеров в Греции возмутились государственной политикой в сфере сельского хозяйства и после провала переговоров с правительством об увеличении государственных субсидий и пенсий заблокировали два главных автомобильных перехода в Македонию. Затем полыхнуло в Прибалтике: в Литве на митинг вышли тысячи людей, в столицу пришлось стянуть дополнительные войска из близлежащих городов. Потом были Латвия, Венгрия, Румыния, Болгария, Франция, Великобритания и даже дисциплинированные немцы кое-где стали выходить на улицы…

Далеко?  Но вот и поближе: 24 января В Одессе состоялся второй – уже второй! – этап Всеукраинской акции протеста «Долой Ющенко и олигархов! Трудящимся — достойную жизнь!», инициированной обкомом КПУ. Акция вышла многолюдной: на призыв коммунистов откликнулись многие беспартийные граждане – уволенные, сокращенные, ущемленные в правах. Затем – снова Европа: 29 января самая крупная за последние двадцать лет забастовка состоялась во Франции. Трудящиеся выступили против экономических реформ, предложенных президентом Николя Саркози. И снова – Великобритания, снова Германия…

Причины протестов совпадают один-в-один. Мировая финансовая система, построенная на ростовщическом капитале, изжила себя, как явление. Финансовый паралич настиг все органы мирового организма, добрался до простых людей, превратив их среду обитания в зону бедствия. Причину всех своих бед протестующие видят в неразумных действиях властей, приведших к экономическому краху, и в неэффективной борьбе с наступившим  кризисом. Основная причина недовольства антикризисными мерами тоже общая: власти повсюду пытаются спасать финансово-кредитную систему, подкрепляя ее бюджетными средствами, вместо того, чтобы напрямую оказывать помощь жертвам кризиса.

Обе стороны: и власть и ее оппоненты выдвигают свои аргументы,  одни – «за», другие  – «против». Одни говорят о том, что нельзя в кризисное время накачивать бюджетными деньгами бизнес, забыв при этом о людях. Другие возражают: если финансовая система рухнет окончательно, то оказание финансовой помощи утратит смысл. Кто прав? Одни или другие?

Правы, как ни странно, и те и другие. Суть в том, что нынешний кризис гораздо глубже, чем это успело осознать большинство политиков – как провластных, так и оппозиционных. Речь идет не об ошибках, допущенных тем или иным правительством, политиком или партией. Речь идет даже не кризисе и неизбежном крахе всей существующей финансовой системы целиком –  по причине «перегретости» доллара, лежащего в ее основе. Все еще глубже, все гораздо серьезнее: современная техногенная цивилизация, современная численность человечества, современное состояние окружающей среды  и доступных ресурсов вошли в неразрешимый конфликт с самим принципом существования ссудного капитала. Это означает, что нельзя просто заменить системообразующую валюту и сделать все, «так, как было раньше». Уже нельзя. Классический капитализм, описанный у Маркса  в его «Капитале», несовместим с современным миром.  Разрешить это противоречие можно лишь ценой отказа от одного – или от другого. Возможны два способа: либо радикально,  в разы, сократить население Земли, одновременно отменив целый ряд технических, научных  – и, что важнее всего – социальных достижений человечества. Запретив, «закрыв» их, фактически – ввергнув всю мировую цивилизацию в страшный катаклизм и в результате отбросив ее на 200 лет назад. Либо принципиально изменить отношения собственности, прежде всего – коренным образом пересмотрев природу и роль финансового и ссудного капитала. Первое фактически означает уничтожение, по меньшей мере, пяти миллиардов людей – и нет никаких гарантий, что и последний, шестой миллиард также не будет при этом уничтожен, и что человечеству не придет конец. Второй способ тоже повлечет за собой тяжелейшие катаклизмы, лишения и огромные риски – но все же значительно меньшие, чем в первом случае. К тому же, отбросив человечество на 200 лет назад, мы лишь заставили бы его снова повторить уже пройденный путь, и неизбежно вновь оказаться перед лицом сегодняшних проблем.

Таким образом, требования протестующих в отношении необходимых  антикризисных мер  в стратегическом плане должны исходить из необходимости и целесообразности пересмотра отношений собственности. Если же говорить о срочных мерах, направленных на предотвращение катастроф, могущих наступить уже завтра, то следует исходить из того, что цифры на банковских счетах и ресурсы в денежном выражении в обозримой перспективе утратят свое значение. Следом за общемировым кризисом грядет общемировое банкротство и общемировая неплатежеспособность. Значение будут иметь только реальные вещи, в первую очередь запасы энергоносителей и продовольствия. Именно в создание таких запасов и следует вкладывать сегодня еще «живые» ресурсы. Именно таких антикризисных решений и должны добиваться трудящиеся.

Социальные протесты в ближайшей перспективе будут неизбежно нарастать по всему миру – это признают все без исключения эксперты. Однако смена правительств в рамках действующих политических и экономических правил приведет лишь к коллективной безответственности, когда каждая последующая генерация правителей будет кивать на своих предшественников, списывая на них все беды и невозможность изменить ситуацию к лучшему. Подобная смена марионеток, неспособных оценить ситуацию в  полном объеме, неспособных подняться над ней и увидеть иноплоскостные, нестандартные, вне существующих правил пути спасения, не только лишена смысла, но и вредна. Между тем, социальные протесты неизбежно будут пытаться использовать как оружие в борьбе политических и экономических группировок, канализируя энергию протестующих в нужном тем или иным игрокам направлении. Циничные попытки использования антикризисных протестов в межпартийной борьбе и в рейдерских захватах предпринимаются уже сегодня. В этих условиях как никогда важна разборчивость в выборе вождей и лидеров, критичное осмысление того, что они предлагают, бескомпромиссность в выборе целей. Выход из кризиса, недопущение перерастания его в глобальную катастрофу, угрожающую существованию всего человечества возможны лишь путем осознания неизбежности смены экономической формации: отказа от капитализма и построения социализма и коммунизма. Разбазаривание энергии социальных протестов на реализацию меньших по масштабам целей – заведомо контрпродуктивно.

Инициативная группа «Новый Левый путь»