1 и 2 ноября текущего года ознаменовались открытием в Приднестровье 39-го театрального сезона. Символично были сыграны две пьесы: «Кабала Святош» и «Дочки-матери».
В праздник открытия свои пожелания театральной труппе сказал заместитель председателя комиссии по внешней политике и международным связям Владимир Боднар, который вместе споздравлением вручил букет пышных цветов. «Никакой интернет не заменит нам живое общение!» – добавил он.
Его слова были поддержаны начальником управления культуры города Тирасполь Дмитрием Дарадуром, который сердечно пожелал, чтобы и дальше были интересные театральные постановки и спектакли, возможно и новые. «Творческого долголетия и народной любви!» – провозгласил он.
Первым спектаклем открывший сезон стала «Кабала Святош», повествующая о том, как против талантливого писателя Мольера ведет борьбу таинственная “Кабала”, руководимая попами, идеологами монархического режима… Основа сюжета пьесы — противостояние художника и власти. Людовик – капризный и надменный мальчишка, но при этом наделенный абсолютной властью. И уничтожить художника для него — не более чем прихоть самодура. И одно время только король заступается за писателя и защищает его против преследований католической церкви. Поэтому трагедия Мольера в том, что он вынужден терпеть унижения от человека столь мелкого и недостойного.
Мольер произносит такие реплики: “Всю жизнь я ему (королю) лизал шпоры и думал только одно: не раздави… И вот все-таки раздавил…”; “Я, быть может, вам мало льстил? Я, быть может, мало ползал? Ваше величество, где же вы найдете такого другого блюдолиза, как Мольер?”; “Что я должен сделать, чтобы доказать, что я червь?”
Эта сцена завершается возгласом: “Ненавижу бессудную тиранию!” Несмотря на всю затушеванность намеков, политический смысл, который Булгаков вкладывает в свое произведение, достаточно ясен, хотя, может быть, многие зрители этих намеков и не заметят.
В целом спектакль получился ровным, немного старомодным, изящно оформленным и, безусловно, притягательным для поклонников хорошего традиционного театра.
Второго ноября зрители увидели пьесу А. Мардань «Дочки-матери» именуемую в некоторых российских театрах как «Любовь по вызову + вареники». На глазах зрителей встречаются два мира: молодой женщины, почти еще девочки и уже не молодой женщины. Встречаются, чтобы увидеть себя в неожиданном для каждой отражении. Смогут ли эти миры по-настоящему понять друг друга? Что каждый возьмет от этой неожиданной встречи? Как повлияет на их дальнейшую жизнь эта нечаянная возможность войти в совершенно незнакомый доселе уголок неизвестного бытия?
Героини — две женщины с разрушенными по разным причинам моральными принципами, зарабатывают на жизнь, предоставляя любовные утехи по свободно конвертируемому курсу. Обе они в свое время приехали в большой город за воплощением своих прекрасных надежд и, в одну из бурных ночей, выполняя прихоть клиента, искушенного в разврате сомнительной видеопродукцией, они его случайно удавили.
Кроме того, что труп в спальне — это отличный двигатель сюжета и повод поговорить о вечных истинах, это также прекрасная возможность завязать навсегда с распутной жизнью. Здесь же, на втором плане, косвенно просматривается история клиента, заказавшего себе для плотских утех секс с дочкой и мамой в домашней обстановке. Кто он? Просто несчастный извращенец и любитель вареников с клубничкой или тоскующая по домашнему очагу жертва одиночества? Как сложится его посмертная судьба? Да и точно ли он помер?
Автору пьесы, одесскому бизнесмену Александру Марданю, злопыхатели неоднократно пеняли, что он занимается не своим делом, а драматургией. Мардань, будучи удачливым бизнесменом, состоялся и как успешный драматург, его пьесы ставят на территории от Нью-Йорка до Уфы.
По аплодисментам приднестровцев, посетивших данные спектакли можно сделать однозначный вывод о том, что театральные постановки удались «на славу».
Виталий О.